Покупаем наполнитель
Что продавать или какой выбрать наполнитель? Поскольку главные клиенты торговых аппаратов - это дети, то упор надо делать на товар, интересный им. В первую очередь - это классическая жевательная резинка, затем конфеты, игрушки. Автоматы, размещенные в местах с взрослым контингентом, лучше заполнять орешками, леденцами, конфетами в оболочке. Разумеется, и здесь надо будет проявить гибкий подход, попробовать разные наполнители. Кроме метода проб и ошибок можно также посоветовать присмотреться к конкурентам, если таковые имеются поблизости. Для начала можно взять тот же наполнитель, что у конкурента, но только для начала. Со временем ведение статистики и учета продаж различного наполнителя позволит вам выбрать собственных "чемпионов" продаж. К тому же, если ваши автоматы находятся в местах с более или менее постоянным контингентом покупателей, вам придется время от времени менять наполнитель, чтобы появлялся эффект новизны. Где приобретать наполнитель? Как правило, все фирмы - поставщики автоматов имеют большой ассортимент наполнителей и с радостью выступят вашими поставщиками. Часто это оправданно, так как такие фирмы постоянно следят за спросом на тот или иной наполнитель, стараются пополнять или обновлять ассортимент. Иногда целесообразно поискать наполнитель у других поставщиков, особенно если он продается не только посредством торговых автоматов. Пример - жареные орешки, чупа-чупс, конфеты вроде "морских камешков" или M&M's. Важный совет: в погоне за дешевизной не забывайте о качестве. Самая дорогая жевательная резинка - канадская, она же - самая лучшая, потому что она специально создана для торговых автоматов.Выбираем монетоприемник

Устанавливаем автомат, или "Место, место, место!"
Все сказанное о поисках мест для установки автоматов в соответствующей главе верно, но разные типы автоматов предполагают свою специфику. Специфика механических автоматов - в товаре, который они продают. Если вы заряжаете свои автоматы товарами, рассчитанными прежде всего на детей, то ищите места, где не просто много людей, а где много детей.Это могут быть школы и магазины вблизи школ, большие универмаги и торговые центры, детские театры или цирки. Учитывайте наличие поблизости других объектов, привлекающих детей, вроде компьютерного клуба или кафе-мороженое.
Покупка товара в автомате часто импульсивна, поэтому автомат в идеале должен находиться в месте с большим потоком потенциальных покупателей. Но и в местах, где покупатели более или менее постоянны, можно найти выход, чаще меняя наполнитель. Большое достоинство механических автоматов - их малый размер и вес, а следовательно, большая мобильность. Даже имея небольшое количество автоматов, можно умело ими маневрировать, меняя их "дислокацию" даже в течение одного дня. Это может быть уместно, если место установки автомата имеет временные рамки. Например, вы можете установить автомат на детском празднике с товарами для детей, а после переместить его в вечерний клуб и наполнить товарами для взрослых, такими как поджаренные орешки, таблетки "Антиполицай" или просто конфеты.

Кстати, о стойках. За рубежом все автоматы размещаются на подставках, в России же начинающие предприниматели часто пытаются на этом сэкономить. Стойка или подставка решает сразу несколвко проблем. Во-первых, относительно небольшой автомат на стойке лучше заметен, во-вторых, он всегда будет на высоте, удобной для покупателя, в-третьих, вместе со стойкой это довольно тяжелая и громоздкая конструкция и автомат уже не так просто украсть.
Разумеется, выбрав место, вам придется каким-либо образом оформить ваши отношения с владельцем торговой площади. В договоре вы определите форму отношений, ответственность сторон и другие условия. Традиционные варианты - это аренда площади под автомат за фиксированную сумму или процент от выручки (обычно это 15-20%). Более изощренные варианты могут предусматривать безвозмездную передачу автоматов владельцу площади с вашим обязательством об их обслуживании или передачу автоматов владельцу площади с обязательством поставки наполнителя.
Вы можете разместить на автомате вашу рекламу - это зависит от вашего желания. Но вот разместить там же информацию о владельце автомата и информацию для потребителя о продаваемом товаре вы просто обязаны. Не ждите, пока об этом вам напомнят контролирующие инстанции. Законодательство имеет свойство часто и неожиданно меняться, поэтому нет смысла подробно останавливаться в книге на всех законах и подзаконных актах, регулирующих торговлю через автоматы. Лучший вариант - при покупке автомата выяснить все вопросы у продавца автоматов. Серьезные компании-поставщики торговых автоматов имеют в штате юристов и ведут серьезную работу по отслеживанию изменений в законодательстве, поэтому они не только укажут на все законодательные "подводные камни", но и подскажут, как их правильно обходить. После того как автомат был установлен и начал работать, внимательно следите за продажами. По тем или иным причинам место может оказаться не столь хорошим, как вам в начале представлялось. Если продажи в течение месяца резко отстают от торговли в других местах, то подумайте о перемещении автомата. Если поначалу продажи шли хорошо, а потом начали сокращаться, не впадайте в панику и не спешите передислоцировать автомат. Исчезает эффект новизны, и небольшое падение продаж вполне объяснимо, поэтому, если такое падение невелико - не переживайте. Если продажи упали сильно, то попробуйте поменять наполнитель - сделайте автомат опять "новым". Обратите также внимание на то, что спад может носить сезонный характер (например, во время летних каникул). Если автомат стоит в магазине, то договоритесь заранее о размене с продавцами и снабжайте их монетами при изъятии выручки из автомата. Покупатели редко ходят с карманами, наполненными мелочью, поэтому отсутствие размена может весьма негативно сказаться на продажах в конкретном месте.
Небольшой совет. Некоторые канадские автоматы предполагают выдачу товара непосредственно в руки. После того как вы вставили монетку и повернули ручку монетоприемника, но прежде, чем открыли окошко, нужно подставить ладошку. Покупатели этого не знают, и в результате товар высыпается на пол, что удовольствия никому не приносит. Производители автоматов предусмотрели для подобных случаев специальный поддончик, но он поставляется за отдельную плату, вероятно, поэтому на автоматах в России их не увидишь. Выход из положения прост - изготовить такой поддончик самостоятельно из подручных материалов, например из пластиковой бутылки или другого предмета из пластмассы подходящей формы. Такой поддончик должен иметь углубление в форме чашечки и крепиться под окном выдачи автомата, чтобы содержимое при открытии окошка попадало в поддон.
Где деньги?
Торговые автоматы - очень выгодный бизнес. Но как и любой другой бизнес, это повседневный труд, поэтому приготовьтесь к тому, что первое время вам придется уделять вашим автоматам повышенное внимание: экспериментировать с разными наполнителями, изучать спрос и предпочтения покупателей в разных местах именно в вашем городе. Источник ваших доходов - наценка на товар в автомате, как правило, она близка к 100%. Иными словами, шарик жвачки, закупленный по 1 руб., надо продавать за 2 руб., закупленный за 1,5-2 руб. нужно продавать по цене 4-5 руб.Поскольку у вас будет не один автомат, наценка на разные товары может варьироваться - быть и меньше, и больше 100%, главное, чтобы товар хорошо продавался. Неплохим уровнем продаж для жевательной резинки можно считать 1000 штук в месяц (для крупной жвачки размером 850), в хороших местах эта цифра может быть больше в разы. Но даже при средних продажах ваши автоматы окупятся за два-три месяца.