Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Склад. Организация и управление.


Автор рассылки - В.В. Волгин,  экономист - международник,  член Международной Академии Наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИПТ), более двадцати лет работавший в сфере экспорта и импорта машин и оборудования, в том числе за рубежом, автор 40 книг для предпринимателей и автомобилистов.   Об этих книгах можно узнать на сайте:  www.autoknigi.ru,

В рассылке будут затрагиваться вопросы организации склада, логистики, управления и анализа. Технические аспекты оснащения и строительства предприятий не рассматриваются.

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОВАРОВ

Глубокий анализ ассортимента запчастей порой вызывает у менеджеров удивление: оказывается, их любимые товары тянут компанию на дно, а прибыль приносят совсем другие.

Торговля запчастями. Число позиций – более 1000. Товары поступают от разных поставщиков из разных городов, сроки поставки и условия оплаты поставщикам у каждого товара свои. Один товар продается с колес, другой может несколько месяцев лежать на складе.

Все, что вы знаете о доходе с каждого товара, – это валовая прибыль, то есть разница между ценой закупки и ценой продажи (ее еще называют наценкой). Вы считаете, что если средняя валовая прибыль больше накладных издержек, то ваш бизнес в плюсе. Но даже при этом некоторые товары не приносят дохода совсем, а иные продаются в убыток.

Надо учитывать, что валовая прибыль в процентах и валовая прибыль в рублях не одно и то же. Если товар X продается по цене 100 рублей с валовой прибылью 30%, а товар Y продается по 300 рублей, но с наценкой 15%, то с товыара Y вы все же зарабатываете больше. Судить только по абсолютному значению валовой прибыли  тоже неправильно – надо делать поправку на объем продаж.

Не существует универсального метода оценки рентабельности товаров, поэтому нужно использовать несколько методов, накладывая их результаты друг на друга и анализируя получившееся перекрестным анализом.

1.  Управление оборачиваемостью не менее важно, чем управление наценкой. С товара, оборачивающегося 10–12 раз в год, можно получить доход на вложенный капитал в разы больше, чем с товара, оборачивающегося дважды, даже если наценка на него вдвое ниже. А оборотный капитал для торговли – ключевой инструмент. Выручку вкладывают в новый товар и зарабатывают  дополнительно. Самая эффективная прибыль на вложенный капитал у товара, который вы взяли у поставщика с отсрочкой платежа, например, на 3 месяца, а распродали в течение месяца. Фактически не вкладывая деньги в сам товар, вы получаете прибыль – именно так развивается розничная торговля. Зарабатывая на деньгах поставщиков, вкладывают прибыль в собственное развитие.

Оборачиваемость товара можно анализировать по-разному: или просто отслеживать приход-уход товара со склада, или отслеживать «операционный цикл» - движение денежных средств в товаре – от момента фактической оплаты за товар (который часто не совпадает с моментом поставки) до фактического получения денег от покупателей.

При анализе ассортимента используют коэффициент доходности (КД) – произведение валовой прибыли от товара и его оборачиваемости.

Коэффициент доходности  = Валовая прибыль * Оборачиваемость

Чем выше КД – тем лучше. Экономический смысл КД в том, что товар, имеющий высокую оборачиваемость, может иметь наценку несколько ниже и все равно приносить хороший доход.

2. ABC-анализ по многим параметрам полезен для управления запасами, а наложение анализа по выручке на анализ по валовой прибыли позволяет вам более четко выделить лидеров и аутсайдеров среди товаров.

3. Товары, пользующиеся непредсказуемым спросом, как правило, приносят меньше прибыли, даже если продаются с высокой наценкой. Вы либо держите на складе избыточные запасы, либо теряете доходы из-за списания.

4. Коэффициент сезонности – отношение максимальных месячных продаж по году к минимальным.

Коэффициент сезонности = максимальные месячных продаж по году/ минимальные месячных продаж по году.

Чем выше этот коэффициент, тем труднее товар для бизнеса. Оборот сезонных товаров, как правило, сложнее предсказать, и дело часто заканчивается либо дефицитами, либо распродажами.

5. Анализ жизненного цикла товара – попытка заглянуть в его будущее. На какой стадии жизненного цикла находится товар? Известно, что легковые автомобили эксплуатируются в среднем 9-11 лет и предприниматель должен решать, когда ему прекращать торговлю соответствующей номенклатурой запчастей и избавляться от запасов.

 

Для полноты картины нужно использовать несколько методов. Наложение полученных результатов друг на друга даст обильную пищу для размышления. Например, если товар попал в отстающие хотя бы по трем методам – это кандидат на вылет из ассортимента. Оставлять его имеет смысл только в тех случаях, если без него не будет продаваться какой-то другой, высокодоходный товар или если вы отслеживаете парк машин и знаете, что соответствующие модели машин «еще побегают» и будут нуждаться в запчастях т.е. решение должно быть осознанным, а не стечением обстоятельств.

 

Следующий обязательный этап анализа ассортимента – проработка аналитики продаж маркетологами. Именно они должны сказать вам, почему у вас хорошо продается товар Х и плохо продается товар Y: потому ли, что такова рыночная реальность, или потому что цена на товар X у вас занижена, а продавать дорого ваши менеджеры не обучены.

Маркетологи должны добыть вам данные бенчмаркинга – информацию о том, как обстоят дела с этими товарами или их аналогами у ваших конкурентов, и это даст вам серьезную пищу для размышлений. Наложите данные бенчмаркинга на вашу аналитику и посмотрите, что получится.

Если все делать правильно, прибыль можно существенно увеличить за счет:

1. Вывода из ассортимента низкорентабельных и убыточных позиций полностью или их излишков. Такие есть в ассортименте любой компании, где не проводили чистку года 2–3. На прибыли положительно скажется не только рост средней валовой прибыли. Распродав излишки, вы сможете вложить освободившийся оборотный капитал в более доходные позиции. Или снизить уровень заимствований и, соответственно, выплат по кредитам.

2. Более плотной работы с товарами-середняками. По товарам-середнякам необходимо проводить тщательную работу с поставщиками и с рынком. Получив более точечные и конкретные задачи, ваши закупщики наверняка смогут улучшить условия поставки (оборачиваемость) или цены закупки на многие товары, а на иные можно будет немного поднять цены продаж.

3. Более внимательного отношения к товарам группы спроса А. Инвестируйте в первую очередь в них время менеджеров.

Не забывайте: какая бы ни была у вас валовая прибыль, накладные издержки могут ее полностью поглотить. Но это отдельная тема.

 

СЕМИНАРЫ/ВЕБИНАРЫ/ТРЕНИНГИ

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ АВТОСЕРВИСОВ – 12 семинаров + 2 тренинга.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ТОВАРОВЕДОВ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ – 5 семинаров + 3 тренинга.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ АВТОДИЛЕРОВ – 5 семинаров.

БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ И ВЛАДЕЛЬЦЕВ – 2 семинара.

Программы см. http://volginvv.ru/seminar.htm

Вебинары в будни и по выходным. Время выбирается вами.  Один вебинар – 90 минут.

Отправляйте заявки на: autoknigi@yandex.ru   8-916-1164821

Раздаточные материалы: полный текст семинара в формате слайд-презентации pdf.

 

Напоминаю:

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ АВТОБИЗНЕСА. Секреты дилеров

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ АВТОСЕРВИСА. Секреты бизнеса

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ. Энциклопедия бизнеса

Оглавления: http://volginvv.ru    Конкурирующих изданий на рынке НЕТ.

 

В России огромный дефицит людей, способных обеспечить профессиональное управление – это приводит к развалу фирм.

Отправляйте заявки на: autoknigi@yandex.ru   8-916-1164821

 

 

 

***********************

 

Уважаемые подписчики! 

Для того,  чтобы информация в рассылках была максимально полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста, темы и вопросы, которые Вас интересуют.  

В сообщениях обязательно указывайте Ваше имя и город.

Письма высылайте без приложений - из-за риска вирусов приложения открывать не буду.


В избранное