Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розничные сети. Эффективная дистрибьюция. Кейс №4 Управление ассортиментом.


Добрый день, уважаемые  читатели!

Публикую следующие кейсы и их разборы.

 Кейс №4  Управление ассортиментом.

   Работая с клиентом, не важно, с каким мы всегда продаем ему ассортимент, даже если продаем услуги.

Поэтому задачи управления ассортимента, стоят очень остро перед каждым поставщиком.  Причем управления не просто в целом, стратегически по своему ассортименту, но и конкретно в  каждой сети,  с которой посчастливилось работать.

      О чем я говорю? Ответьте на несколько вопросов, для того чтобы мы могли продолжить:

 

  • Сколько SKU в категории вашего ключевого клиента?
  •  По какому критерию ваш клиент оценивает эффективность SKU?
  •  По каким показателям он оценивает эффективность поставщика?
  •  Сколько продаж в шт. или рублях  в среднем в категории у этого клиента? А сколько у вас?
  • К какой группе вы относитесь к траффику, прибылеобразующей, к группе развития или базовому ассортименту? 

 

    Это всего лишь  5 вопросов из тех десятков, на которые у вас должны иметься готовые ответы.

Снова вопрос  для эрудитов, чем дешевле ломать забор - кувалдой или новеньким Порше?

     Тогда,  когда вы удивились глупости вопроса, теперь встречное удивление:

  •          Почему компании одна за одной, тестируют новые товары на ДОРОГИХ ПОЛКАХ  сетей. 
  •  Почему они ставят туда неликвиды, на эти ДОРОГИЕ ПОЛКИ СЕТЕЙ? 
  •  Почему, товар, который уже очевидно не продается, и который, скорее всего, нужно выводить с рынка, потому что плохой, рано или не угадали,  с упорством бобра - продолжается впихиваться на эти самые ДОРОГИЕ ПОЛКИ СЕТЕЙ?

        А все потому, что вопросы управления ассортиментом отдаются на откуп посторонним людям, продают одни, считают другие, а решения по ассортименту принимают третьи – те, что либо к производству ближе, либо к закупкам.

       А ведь без ответов на первые 5 вопросов продаж, а уж тем более осознанного управления ими не будет.

 Пока вы не ответите на них, по своему ключевому клиенту, никто не сможет помочь вам. Никто. Только чемодан с деньгами.

       Итак, давайте рассмотрим критерии, по которым оценивают закупщика, его KPI и соответственно именно их можно и спроецировать на управление вашим ассортиментом. Только осталось решить, какие критерии ваши. (подробно о том какие критерии нужны сети больше всего здесь)

   

         Объем продаж.

         Маржа.

         Плановая доходность с каждого SKU.

         Показатели продаж  SKU в рублях и штуках выше средней по категории.

         Выручка  товара с м.кв., выше средней по категории.

         Удовлетворение ниши покупательского спроса.

         Размер маркетингового бюджета  и активность.

         Качество сервисного обслуживания поставщика: логистика, документы.

         Цена в рамках ценового коридора.

         Качество постпродажного обслуживания.

         Наличие отличающегося товара.

         Потенциал показателей пенетрации и других из мотивации закупщика.

         Индивидуальные требования сети…

 

    Какие из них ваши?  Узнайте у своего клиента?

           А пока история на ночь, про одного поставщика, который работал с сетью. Эта история не будет веселой, она будет поучительной.

      Одна компания, торгующая алкоголем, импортным и разным, также работала с одной известной сетью  - Ашан.

      Работала компания, не тужила, менеджер регулярно что-то вводил, делал акции, и продажи его росли.

    Но в один прекрасный день, после прихода нового финансового директора,  выяснилось, что работа по этой славной сети, хотя и приносит большие обороты, но не приносит прибыли. Более того, оказалось, что местами, во время акций  - это даже убытки.

        Как так? Продажи растут, а прибыли нет?! К сожалению, не  редкая ситуация в  нашей стране.

Чтобы решить эту загадку, нужно знать про правила управления продажами-   учет должен вестись по каждому SKU, а не по всему ассортименту в целом.

      И, конечно, же, все позиции, которые не приносят прибыли должны быть выведены или реформированы, вылечены и т.д.

       После анализа продаж по –ассортименто, оказалось, что  из 32 SKU 18 убыточны, приносят убытки от 3  до 18 рублей на бутылку. И естественно, чем больше их продается, тем хуже финансовые результаты в целом.

      Логично было бы предположить, что  нужно их просто вывести, и завести другие по хорошей цене, или же на эти цены поднять.  Казалось бы, все просто, но  на пути этого простого «изящного» решения встают правила управления категорией, или иначе говоря,  категорийный менеджмент.  Об этих правилах мы поговорим в дальнейших выпусках.  

     Вывести 18 позиций, из которых 3 находятся в топ-40, не очень просто. Да и заменить их зачастую в компании нечем, равноценным, а более плохие не подходят - сеть их брать не желает.

 

       После продолжительных переговоров, компания смогла получить  повышение цены на 11 из этих 18 позиций на 4,5 %. Что несколько уменьшило ее убытки, но оставшиеся 7 SKU пришлось вывести, ибо сеть нашла более интересного поставщика, с теми же ценами, но без стонов и плача.

        В чем же здесь проблема?  Виновата сеть? Нет, проблема была в том, что в компании плохо вели учет, считали в целом, по котлу, а не по SKU.

      В том, что менеджер не использовал регулярные переговоры для частичного повышения цен в течение длительного периода, что и привело к таким потерям.

     В том, что  вместо того, чтобы давать позиции, которые будут устраивать и сеть и компанию, в матрицу вводили бесконтрольно, удовлетворяя простое желание – увеличивать продажи. 

     А увеличение продаж через расширение ассортимента - это наиболее простое, и можно сказать бездумное решение.  Легко зарабатывать больше- больше работая.  А вот как сделать так, чтобы работать меньше, но зарабатывать больше?

     О других принципах и инструментах управления ассортиментом при продаже в сети мы поговорим в следующих рассылках.

 

А подробные материалы об инструментах управления ассортиментом и принципах категорийного менеджмента можно получить уже сегодня в Школе  Поставщика Петра Офицерова  в разделе управление ассортиментом.

 

 
А также хочу напомнить что 29-29 ноября состоится семинар "Розничные сети -Поставщик. Правильное увеличение продаж"  программа практических инструментов.  Все что нужно для увеличения  ваших продаж!

С уважением, Петр Офицеров

директор консалтинговой компании

«Реал Ворк Менеджмент»

8(495) 726-02-51

ofitserov@real-management.ru

                                                                                                                                          www.real-management.ru


В избранное