-
Старый "конь" неба не испортит: Ми-8 (...Продолжение).
БРОНИРОВАННАЯ ЛИПА
В начале
нынешнего столетия большинство военных специалистов пришло к выводу, что если в
ближайшем будущем и разразятся крупные военные конфликты, то ненадолго. Такое
заключение сделали после анализа испано-американской, японо-китайской и
русско-японской войн, а также появления скорострельного оружия. Считалось, что
военные действия будут маневренными и скоротечными – длительного противоборства
просто не выдержит экономика воюющих сторон.
В 1914 году
этот прогноз вроде бы оправдался. На Восточном фронте русская армия вошла в
Восточную Пруссию (жители Кенигсберга готовились к эвакуации) и нанесла
поражение Австро-Венгрии в Галицийской битве. На Западном фронте германские
армии смяли сопротивление Бельгии и Люксембурга, выиграли пограничное сражение у
французов и ринулись на Париж. Однако в ходе боев на Марне немцы были вынуждены
отправить на восток 3 армейских корпуса и кавалерийскую дивизию, чтобы задержать
наступление русских, а сами отошли и закрепились на реке Эн. С тех пор война
маневренная стала позиционной, противники зарылись в землю, воздвигли на
передовой мощные укрепления, а попытки прорвать такие линии обороны приводили к
весьма ощутимым потерям.
Поэтому-то
вспомнили об идее подвижной, бронированной огневой точки, которая могла бы
преодолеть сопротивление противника, проложив дорогу пехоте. Почти одновременно,
в 1915 году, появились первые образцы новых боевых машин, которые у нас позже
назвали не совсем удачным английским словом "танк" (чан, резервуар). В России по
проекту Пороховщикова изготовили четырехтонный "Вездеход", в Великобритании –
двадцатитонный танк конструкции Суинтона. А что же противник?
В разведывательный отдел
германского генерального штаба доходили смутные сведения о каком-то новом
оружии. В частности, сообщалось о машине для разрушения проволочных заграждений,
но этой информации не придали значения...
...В июне – июле 1916 года
полмиллиона французов предприняли наступление на 40-км участке фронта на реке Эн.
После девятидневной артподготовки войска генерала Нивеля сумели прорвать первую
линию немецкой обороны, но были встречены плотным огнем. Не добившись
сколько-нибудь заметных успехов, французская армия потеряла более 100 тыс.
солдат и офицеров.
15 сентября пришло время для
англичан. Только они действовали в сражении на реке Сомма иначе – на рассвете к
передовой подтянули новинку, 32 танка типа Мк.1. Они-то и пробили германский
фронт на глубину 5 км. Появление неуязвимых бронированных машин, легко
преодолевающих окопы, сминающих проволочные заграждения, ведущих огонь из пушек
и пулеметов, привело немецких солдат в шоковое состояние. Однако на исходные
позиции вернулось 18 танков. Остальные остались на поле боя из-за поломок или
засев в грязи. Тем не менее, командующий английскими войсками Хейг заявил, что
применение танков позволило уменьшить потери почти в 20 раз, и незамедлительно
отправил в Лондон заказ на тысячу танков.
Потом англичане еще несколько
раз вводили их в дело. Например, 14 ноября в районе Бомон-Амеля в атаку послали
три танка, один немцы подбили, остальные застряли в грязи. В августе – сентябре
1917 года англичане бросили 216 танков в атаку под Ипром. На этот раз немцы
подготовились и встретили их артиллерийским огнем. В общем, второй Соммы не
получилось, и военное министерство скостило заявку Хейга на две трети.
С этим категорически не
согласились командир танкового корпуса Элмс и начальник его штаба Фуллер (после
войны ставший ярым пропагандистом и теоретиком этого оружия). По их мнению, в
неудачах, преследовавших танки, было виновно командование, пославшее их в грязь
небольшими, разрозненными группами. По мнению Элмса и Фуллера, самым подходящим
для танков был район Камбре – равнина с пологими холмами и твердым грунтом.
Здесь предстояло штурмовать немецкую "линию Зигфрида" – шесть полос укреплений.
На этот раз Хейг и командующий
3-й британской армией Бинг учли рекомендации. 378 боевых и 98 вспомогательных
танков выдвинули на исходные позиции ночью. Организовали дезинформацию
противника – в 60 км севернее места атаки устроили фальшивый штаб, который
охранялся строго, но не настолько, чтобы в него не могли проникнуть охотники до
военных тайн. В лес под Авринкуром ежедневно подгоняли железнодорожные платформы
с танками, которые своим ходом уходили в чащу (и выходили из нее с другой
стороны, чтобы еще и еще раз повторить операцию). Пристрелку целей начали 19
ноября одиночными выстрелами, создавая видимость обычного беспокоящего огня.
В 5 ч утра 20 ноября
немцы устроили получасовой огневой налет по лесу у Авринкура, но там давно не
было никаких танков. Зато в 6 ч 10 мин 200 танков первой волны, неслышно урча
моторами под глушителями, незаметно для противника подползли к передовой. За
ними двигался первый эшелон стотысячной пехоты. Еще через 10 минут заговорила
тысяча английских орудий, разрушая окопы и укрепления, одновременно ставя
непроницаемую завесу перед немецкими наблюдателями и артиллеристами. А потом
двинулись танки.
Продолжение следует...
Игорь Измайлов,
Журнал "Техника молодежи" № 4
1991 г.
ОТ ЧЕЛНА ДО АТОМОХОДА
Шли века. Русь постепенно оправлялась от
ударов татаро-монгольских полчищ, сплачивалась вокруг Москвы. Но молодое Русское
государство было полностью отрезано от Черного, Каспийского и Балтийского морей.
Свободным оставался только выход в Белое море и через устье Невы (до 1617 года)
в Финский залив. Без выхода к берегам морей, без торговли с Западной Европой и
южными соседями не могло быть и речи о дальнейшем экономическом развитии
Российского государства. Первые попытки выйти на побережье морей относятся к
периоду правления Ивана III и особенно Ивана Грозного.
Разгромив Казанское, а затем Астраханское
ханство, Россия вернула себе выход в Каспийское море и стала вести торговлю с
Персией. Это послужило толчком к ускоренному строительству торгового флота.
Встал также вопрос о создании военного флота.
В то время чертежей и расчетов для постройки
кораблей не существовало. Были "корабельных дел мастера", которые строили суда
на глазок, руководствуясь личным опытом. Но и таких корабелов в Московском
государстве оказалось немного.
Россия, как никакая другая страна, имела
огромные площади, покрытые дубом и сосной, лиственницей и елью, необходимыми для
постройки кораблей. На севере и в центральной ее части работали десятки
лесопилок. Они полностью обеспечивали верфи лесоматериалами.
В 1634 году в Нижнем Новгороде был построен первый трехмачтовый
военный корабль "Фредерик" длиной 36 метров, шириной 12 и осадкой 2 метра. Кроме
парусов, он имел 24 весла. Вооружение состояло из нескольких пушек. Однако
конструкция его была слабая, и в первом же походе, попав в шторм у берегов
Дагестана, он затонул.
И только спустя 32 года строительство военных
кораблей для охраны торгового пути на Волге началось в селе Дединово,
расположенном на берегу Оки, в 20 километрах от впадения в нее реки Москвы. В
Дединово собрали лучших плотников, бочаров и кузнецов из окрестных сел. Строить
корабли поручили русским корабелам Якову Полуэктову и Степану Петрову. Место для
верфи было выбрано не случайно. Во-первых, неподалеку, в Коломенском и Вяземском
уездах, рос дремучий лес; во-вторых, поблизости находились Тульский и Каширский
железоделательные заводы, которым было приказано "давать железо самое доброе на
корабельное дело".
Почти три года потребовалось на постройку
мощного двадцатидвухпушечного корабля "Орел"1, двух шнек и одного бота, которые
после ледохода весной 1669 года отправились в Астрахань. Других попыток строить
военный флот в Московском государстве до прихода на престол Петра I не
предпринималось. Правда, на побережье Белого моря продолжалось сооружение
торговых и промысловых судов.
Основным универсальным типом судов,
строившихся в XVII веке на севере, был гребно-парусный коч, созданный талантом и
практическим опытом безымянных русских корабелов. Кочи сыграли значительную роль
в географических исследованиях XVI–XVII веков. Они представляли собой прочные
деревянные корабли 20–25 метров длиной и 35–50 тонн грузоподъемностью. Скорость
их под парусами достигала 6–8 узлов. "Делали кочи крепкие, – сообщает о них
современник, – и лес был в них добрый, мелкий, и ушивали, и конопатили и смолили
и во всем делали дельно, чтобы те кочи к морскому ходу были надежны".
Слово "ушивали" здесь упомянуто не случайно.
Некоторые корабли в то время действительно сшивались ивовыми ветвями, кожаными
ремнями или вицей, то есть корнями можжевельника. Сшитые таким образом небольшие
суденышки получили даже особое название "шитики".
Ладьи, кочи, струги, карбасы, чайки и челны
были замечательными образцами раннего русского кораблестроительного искусства,
возникшего на базе опыта предшествующих поколений.
В конце XVII века на Архангельской, Вавчугской
и других беломорских верфях русскими мастерами
строились и усовершенствованные
кочи и морские ладьи, превосходившие по
прочности и своим мореходным качествам знаменитые каравеллы Христофора
Колумба. Они хорошо держались на волне, а специальная обшивка корпуса из толстых
досок давала возможность преодолевать мощные льды. Английские и голландские
купцы высоко ценили русские корабли и охотно покупали их. К началу XVIII века
кораблестроение в России достигло еще более высокого уровня.
Продолжение следует...
Г.П. Осинов.
"Юные корабелы" - М. 1976 г.
СТАРЫЙ "КОНЬ" НЕБА НЕ ИСПОРТИТ
Светотехническое оборудование обеспечивает выполнение полетов и наземную
эксплуатацию вертолета в любых метеорологических условиях как днем, так и ночью.
К внешнему светотехническому оборудованию относятся: две посадочно-рулежные фары
МПРФ-1А или посадочно-поисковые фары ФПП-7, фара освещения груза ФР-100,
аэронавигационные огни БАНО-45 и ХС-39, проблесковый маяк МСЛ-3, строевые огни
ОПС-57, контурные огни, сигнальные ракеты. Контурные огни, установленные на
концах лопастей, обозначают контур НВ при полетах ночью.
Вскоре после начала серийного производства снизу хвостовой балки был установлен
контейнер с доплеровским измерителем ДИСС–15.
В
восьмидесятые годы для новых модификаций вертолета было разработано пылезащитное
устройство (ПЗУ), конструктивно совмещенное с воздухозаборником двигателей. На
ранние варианты Ми-8 ПЗУ устанавливается с помощью специальной вставки и
струбцин. ПЗУ предназначено для очистки воздуха, поступающего в двигатель, от
пыли и посторонних предметов во время руления, взлета и посадки вертолета.
Степень очистки 70-75%. Принцип действия ПЗУ состоит в следующем: в результате
разряжения, создаваемого при работе двигателя, запыленный воздух проходит через
кольцевой искривленный входной туннель ПЗУ. Под действием центробежных сил,
частицы пыли прижимаются к поверхности задней части обтекателя и, перемещаясь
вместе с частью воздуха, поступают на вход сепаратора. Большая часть воздуха,
очистившись от пыли, проходит по каналу, образованному стенками туннеля
воздухозаборника двигателя и сепаратором.
Варианты вертолета имеют свои характерные особенности.
Ми-8П
Опытный
В-2 был создан именно в пассажирском варианте. Внешне от серийных машин он
отличался наличием входных дверей в кабину экипажа (с левого и с правого
бортов). На серийных вертолетах всех вариантов кабина экипажа оснащается
сдвижными блистерами.
На
вертолетах устанавливались два турбовальных двигателя ТВЗ-117.
Ми-8П рассчитан на перевозку 28 пассажиров: в пассажирской кабине установлено 14
двухместных кресел по семь с каждого борта. Для обеспечения свободного входа в
кабину через боковую дверь, кресла по левой стороне сдвинуты назад.
На
правом борту сделано 6 прямоугольных окон, на левом – 5. Задние бортовые окна
встроены в крышки аварийных люков. В задней части салона расположен гардероб.
Грузовые створки укорочены. На внутренней стороне левой створки расположено
багажное отделение, а в правой створке размещены короба под аккумуляторы. В
грузовых створках сделан проем под заднюю входную дверь, состоящую из створки и
трапа. В пассажирском варианте сиденья летчиков снабжены мягкими подушками и
спинками из поролона.
Вариант Ми-8ПС "Салон" оборудован салоном повышенной комфортности для 11, 9 или
7 пассажиров. Внешне от Ми-8П его можно отличить по наличию кондиционера перед
левым подвесным баком. Боковая дверь не сдвижная, как на Ми-8П, а на петлях,
открывается наружу.
Ми–8Т
Двигатели такие же, как и на Ми-8П. Может перевозить до 4 тонн груза внутри
фюзеляжа. На внешней подвеске осуществляется перевозка крупногабаритных грузов
массой до 3 тонн. Вертолет снабжен электролебедкой, позволяющей с помощью
бортовой стрелы поднимать на борт вертолета груз до 150 кг, а с помощью
полиспаста затягивать в грузовую кабину колесный груз массой до 3 тонн. Грузовая
кабина вертолета снабжена десантными сиденьями на 24 человека: на левом борту
установлены два двухместных и два трехместных откидных сиденья, на правом – одно
двухместное и три трехместных, на кожухе закрывающем тяги управления –
одноместное откидное сиденье. Кроме того, крышки двух инструментальных ящиков в
грузовых створках используются в качестве одноместных сидений.
Окна грузовой кабины закрываются светомаскировочными шторами. В зимний период
перед задними створками навешивается легкосъемная утеплительная штора. В шторе
имеется откидной клапан для прохода к створкам.
Ми-8П и Ми-8Т могут быть переоборудованы в санитарный вариант на 12 носилок.
Экипаж состоит из двух пилотов и борттехника. Сиденья летчиков варианта Ми-8Т
выполнены с чашкой для парашюта. Поверхности бортовых панелей и потолка кабины
экипажа покрыты теплозвукоизоляцией.
Грузовая кабина транспортного варианта сзади имеет грузовой люк, закрываемый
створками слева – входную сдвижную дверь, которая может аварийно сбрасываться. В
проеме заднего грузового люка могут быть установлены грузовые трапы под колею
1300–1700 мм. В полу выполнен вырез-люк для выхода троса внешней подвески. В
бортах сделано по пять круглых окон. Справа от двери кабины экипажа установлена
лебедка.
Первые серийные машины не имели бензообогревателей перед правым подвесным баком
и коробки с ДИСС-15 под хвостовой балкой.
Продолжение следует...
Журнал "Аэроплан" № 2 2001 г.
Вопросы, предложения, возражения присылайте по адресу: