Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Совет недели менеджеру проекта: Анализ заинтересованных сторон проекта


Содержание рассылки формируется из материалов Процесса Управления Проектами TenStep Project Management ProcessTM, с которыми можно познакомиться ближе на сайтах www.TenStepRussia.ru и www.TenStep.com.ua.

Приглашаем Вас на ближайший бесплатный вебинар

Уважаемый коллега,

Мы приглашаем Вас на бесплатный вебинар "Согласование процессов управления проектами и портфелями" (Aligning Portfolio and Project Management Processes), который проводит TenStep, Inc. 23 апреля 2012 года с 20:00 до 21:00 по Московскому времени или с 19:00 до 20:00 по Киевскому. Язык вебинара – английский.

Мы все достаточно хорошо знаем, что проекты - это временные предприятия, посредством которых мы можем эффективно выполнить те или иные новые для нас работы. В то же время, портфели - это наборы работ, среди которых могут быть как проекты, так и другие разновидности работ.

Так же, как и проекты, портфели - это объективная реальность, которой можно как управлять, так и не управлять. Это вопрос выбора и управленческой зрелости компании. Но даже там, где управляют и проектами, и портфелями, очень часто существует несоответствие между процессами управления проектами и процессами управления портфелями. Как правило, в таком случае портфельные процессы мешают управлять проектами, и менеджеры проектов вынуждены преодолевать дополнительные трудности, стараясь приводить свои проекты к успеху. Большей частью, такие трудности вовсе не являются неизбежными. Их достаточно просто предотвратить, если выявить и устранить несоответствия между процессами.

Цель вебинара - обозначить наиболее типовые несоответствия процессов и обсудить, что нужно сделать, чтобы привести процессы в соответствие. Участники вебинара смогут зачесть 1 PDU для продления профессиональной сертификации PMI. Количество мест ограничено, просим Вас регистрироваться заранее.

Зарегистрироваться на вебинар можно непосредственно на сервисе GoToWebinar >>>


Инвестируйте в яркое будущее!

Мы продолжаем запись в весенне-летние группы подготовки к сертификации PMP®.

Если Вы менеджер проектов или руководитель в проектно-ориентированной компании и готовы сделать решительный шаг в профессиональном развитии и в управленческой карьере, то мы приглашаем Вас принять участие в одном из наших семинаров "PM00.99 Подготовка к сертификационному экзамену PMP®".

Если Вам трудно выделить 4 полных дня для участия в семинаре или нет возможности выезжать для этого в другой город, мы предлагаем Вам пройти программу он-лайн подготовки к сертификации PMP® в Клубе “Профессионал управления проектами”.

Подробнее об участии в мероприятиях и запись >>>


Поделитесь этим письмом с друзьями. Адрес формы для подписки на еженедельную рассылку: http://tenstep.com.ua/open/miscpages/94.4Sign-Up.htm

Анализ заинтерсованных сторон проекта

Заинтересованные стороны (иногда их называют участниками или стейкхолдерами) проекта - это отдельные люди, группы людей или целые организации, интересы которых затрагиваются выполнением либо результатами проекта. Чаще всего, заинтересованные стороны сосредоточены в пределах компаний заказчика и исполнителя проекта. Для внутренних проектов это, скорее всего, руководство и персонал подразделения - клиента, топ-менеджмент компании, службы материального и технического обеспечения, управления персоналом и т.п. Для внешних проектов круг заинтересованных сторон должен будет расшириться за счет компании заказчика, инвесторов, поставщиков и субподрядчиков, общественности, государственных органов и т.д.

За исключением того, что управлять ожиданиями спонсора проекта, своего непосредственного руководителя, команды проекта и клиента, менеджеру малого проекта, обычно, нет нужды особо заботиться о выявлении заинтересованных сторон и об управлении отношениями с ними. Но по мере того, как проект становится больше и больше, у него, как правило, становится и больше заинтересованных сторон, которые требуют специального внимания менеджера проекта. Если же Ваш проект потенциально привлекает большое и разнообразное сообщество заинтересованных сторон, то имеет прямой смысл начать работу с ними с анализа заинтересованных сторон. В некоторых случаях, Вам окажется полезной их помощь, в некоторых - потребуется прямое и непосредственное участие в проекте. В других случаях, в Ваших интересах будет поддерживать осведомленность и лояльность заинтересованных сторон. Проведя несложный анализ, Вы будете однозначно представлять наиболее важные для проекта заинтересованные стороны и какова должна быть их роль в проекте.

Для анализа заинтересованных сторон можно использовать следующий процесс.

 

Роль

Действия по анализу заинтересованных сторон

1

Менеджер и команда проекта

Идентифицировать заинтересованные стороны

Ваш анализ будет неполным, если предварительно не выявить максимально полный круг заинтересованных сторон. Используйте мозговой штурм или карты Кроуфорда, чтобы совместно с Вашей командой идентифицировать всех, кто имеет тот или иной интерес в Вашем проекте. Это могут быть отдельные лица, группы или организации. Только хорошо разобравшись с составом заинтересованных сторон, Вы сможете правильно выстроить дальнейшую работу с ними в интересах проекта. Ниже приведены примеры возможных типовых ролей в проекте:

  • Спонсор
  • Клиент
  • Директор проекта
  • Руководство компании
  • Команда проекта
  • Пользователи продукта
  • Поставщики / субподрядчики
  • Прочие внутренние подразделения и проекты
  • Партнеры по бизнесу
  • Прочие стороны (инвесторы, акционеры, профсоюзы, государственные органы, правительственные и общественные организации)

Очень важно выделить команду проекта как отдельную заинтересованную сторону. Это позволит Вам учесть интересы и потребности команды при планировании и реализации многих последующих мероприятий по управлению проектом.

2

Менеджер и команда проекта

Определить важность каждой из заинтересованных сторон

Рассмотрите каждую из заинтересованных сторон и оцените, насколько ее участие в проекте важно для успеха. Для такой оценки попытайтесь ответить на вопрос, что будет с проектом, если данная сторона вообще не будет никак в нем участвовать. В зависимости от ответа, присвойте сторонам категорию важности (например, Высокая/Средняя/Низкая). Такой анализ позволит избежать ситуации, когда Вы тратите слишком существенные усилия, пытаясь вовлечь в работу одну из малозначительных сторон, и у Вас не хватает времени на работу с действительно важной для проекта стороной.

3

Менеджер и команда проекта

Определить заинтересованность каждой из сторон в проекте

Все заинтересованные стороны проекта заинтересованы в нем и в его результатах по-разному. Чтобы правильно учесть и эффективно использовать эти разнообразные интересы, их следует должным образом идентифицировать. Здесь Вам также помогут мозговой штурм и карты Кроуфорда. В результате, Вы получите характеристику заинтересованности либо незаинтересованности (точнее, заинтересованности в неуспехе проекта) каждой из сторон. При необходимости, категоризируйте стороны (например, В/С/Н) также и по степени заинтересованности.

4

Менеджер и команда проекта

Определить степень влияния заинтересованных сторон

Данная область анализа предполагает, что некоторые из сторон могут и не участвовать в проекте явным образом, но имеют возможность влиять на него тем или иным путем. К сожалению, чаще всего такое влияние может оказаться негативным. Определите, кто может полностью заблокировать проект, кто в состоянии создавать существенные проблемы и кто потенциально будет обладать незначительным влиянием. Соответственно, также отнесите эти стороны к установленным Вами категориям важности.

5

Менеджер и команда проекта

Понять эмоциональную приверженность заинтересованных сторон

>Бывает очень полезно оценить эмоциональное отношение сторон к проекту, поскольку оно нередко отличается от фактического интереса. В ряде случаев, Вы сами или привлекая команду сможете сделать это сразу, в иных же случаях - Вам придется найти возможность встретиться с соответствующими людьми, чтобы задать им вопросы и сложить свое мнение. В дальнейшем, понимание эмоциональной приверженности заинтересованных сторон поможет Вам правильно составить План управления коммуникациями.

6

Менеджер и команда проекта

Определить стратегию и тактику отношений с каждой из заинтересованных строн

Для каждой из сторон Вы должны определить общее направление и конкретный перечень мероприятий по взаимодействию. Стратегия отношений будет определяться сочетанием категорий заинтересованности и важности/влияния для каждой из сторон. Вариантами стратегии, к примеру, могут быть "Использовать", "Вовлекать", "Информировать, "Блокировать" и т.д. О наиболее важных заинтересованных сторонах стоит побеспокоиться, чтобы они были непосредственно включены в команду проекта либо должным образом в ней представлены. Конкретные мероприятия по управлению заинтересованными сторонами могут быть направлены на удовлетворение их интересов, на использование их возможностей в интересах проекта, на повышение либо поддержку их осведомленности и лояльности, на предупреждение возможных деструктивных действий и т.п. Как правило, большинство подобных мероприятий находят свое место в Планах управления коммуникациями, рисками и качеством.

Следующая таблица облегчит и направит Ваши рассуждения.

Важность / Заинтересованность

Стратегия отношений

Высокая важность и высокая заинтересованность

Это наиболее важные заинтересованные стороны. С ними необходимо стараться работать максимально тесно, удерживая их предельно вовлеченными в проект. Вы обязаны приложить максимальные усилия для удовлетворения их потребностей и ожиданий.

Высокая важность, но низкая заинтересованность

Эти заинтересованные стороны нуждаются в регулярной демонстрации того, что их интересы будут в конечном итоге удовлетворены. В то же время, не стоит тратить на их вовлечение и на коммуникации с ними слишком много усилий.

Низкая важность и высокая заинтересованность

Такие заинтересованные стороны должны быть адекватно информированы. Коммуницируйте с ними регулярно, чтобы не допустить непонимания и конфликтов. (Примечание: такого рода заинтересованные стороны часто бывают очень полезны в период определения и планирования проекта).

Низкая важность и низкая заинтересованность

Отслеживайте статус таких сторон, чтобы вовремя выявить изменение их категории. Если такое изменение произойдет, Вам следует пересмотреть стратегию и тактику взаимоотношений с ними.

7

Менеджер проекта

Достигнуть соглашения с заинтересованными сторонами (при необходимости)

В некоторых случаях, заинтересованным сторонам что-либо требуется от Вашего проекта. В некоторых случаях - Вашему проекту что-то нужно от них. В интересах проекта, чтобы все подобные ожидания были четко и однозначно проговорены между Вами и сторонами и чтобы в отношении этих ожиданий было достигнуто взаимное согласие. Например, предметом таких ожиданий могут являться ресурсы, деньги, лоббирование, своевременная и достоверная информация и т.п. Излишне описывать, что может испытать проект, если по причине отсутствия соглашения, в какой-то момент ему будет отказано в одном из таких "предметов".

8

Менеджер проекта

Включить мероприятия в график проекта

Крайне неэффективно все мероприятия по управлению проектом держать разбросанными в раличных планах. Не исключение - и мероприятия по работе с заинтересованными сторонами. Наилучший подход, придерживаться которого всегда рекомендует Процесс TenStep, заключается в том, чтобы все мероприятия и работы, требующие выполнения, включались в график проекта вместе с назначенными ресурсами, оценками трудоемкости, сроками и т.д.


В каждой шутке есть доля шутки:

Точный ответ на неправильный вопрос не более полезен, чем неточный ответ на правильный вопрос.

Управление содержанием проекта, процесс "Сбор требований"



В избранное