Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Совет недели менеджеру проекта: Эффективные типы контрактов


Содержание рассылки формируется из материалов Процесса Управления Проектами TenStep Project Management ProcessTM, с которыми можно познакомиться ближе на сайтах www.TenStepRussia.ru и www.TenStep.com.ua.

Приглашаем Вас на бесплатный вебинар
"Процессы управления проектом, приносящие ценность"

Уважаемые коллеги,

В новом году мы планируем развивать наше онлайн общение. Уже 17 января мы приглашаем вас на бесплатный вебинар "Процессы управления проектом, приносящие ценность".

Процессы управления проектами нужны только в том случае, если они приносят пользу проекту и компании. К сожалению, в нашей практике нередки крайности: либо процессов практически нет, либо они настолько тяжелы и бюрократизированы, что у части, если не у всех, проектов "весь пар уходит в гудок". И если первая ситуация складывается, как бы, сама по себе (что вполне понятно), то вторая - является следствием чьего-то напряженного труда по внедрению неэффективной методологии управления проектами, что вдвойне досадно.

Узнать больше и зарегистрироваться на вебинар можно здесь >>>


Инвестируйте в яркое будущее!

Мы продолжаем готовить менеджеров проектов к сертификации PMP®.

В следующем году, помимо привычных для нас семинаров PM00.99 Подготовка к сертификационному экзамену PMP®, мы начинаем новую программу онлайн подготовки к сертификации Клуб “Профессионал управления проектами”, которая по содержанию аналогична нашим семинарам, но методически гораздо более гибка и включает элементы наставничества при подготовке к сертификации.

Мы понимаем, что быть первопроходцем - удел отважных. А отважных мы очень ценим и уважаем, поэтому первый "поток" обучения в клубе, который стартует уже 31 января, обнаружит очень демократичные расценки, не сравнимые со стоимостью традиционных семинаров и тренингов подобного профиля.

Подробнее об обучении и запись >>>


Внимание, новогодняя акция!

Мы рады сообщить нашим подписчикам, что до 15 января 2012 года все цены в нашем магазине далятся пополам, а цена годичного участия в клубе “Профессионал управления проектами” уменьшается на $100.

Полезных вам приобретений!


Поделитесь этим письмом с друзьями. Адрес формы для подписки на еженедельную рассылку: http://tenstep.com.ua/open/miscpages/94.4Sign-Up.htm

Выбирайте эффективные типы контрактов для Вашего проекта

Уважаемые коллеги,
Последние выпускиа нашей рассылки были посвящены управлению закупками проекта. Мы коснулись различных аспектов работы менеджера проекта при планировании и осуществлении закупки продукции и услуг, рассмотрели пример процесса выбора поставщика и особенности управления аутсорсингом. Чтобы логически завершить данную тематику, мы не можем обойти стороной особенности различных типов контрактов, применяемых при закупках.

Для регулирования отношений между покупателем и продавцом существует ряд стандартных типов контрактов. Каждый из таких типов может быть модифицирован с учетом конкретной ситуации в отношениях между покупателем и поставщиком. В основном, типы контрактов различаются степенью риска, которую согласна принять на себя каждая из сторон контракта. Целью покупателя, в большинстве случаев, является возложить максимум рисков выполнения на поставщика, оставляя за собой возможность его материального вознаграждения за хорошие показатели производительности и экономии. Поставщик же, как правило, старается минимизировать свои риски и оставить возможность получить максимальную прибыль. В зависимости от соотношения рисков и возможностей продавца и покупателя, различают три широких категории контрактов: с возмещением затрат типа "Затраты плюс" (Cost Reimbursable), с фиксированной ценой (Fixed Price) и Время и материалы (Time and Material - T&M).

Cost-Reimbursable (CR) или контракт с возмещением затрат "Затраты плюс"

При заключении такого контракта оговаривается предельная величина прибыли исполнителя, которая является разностью между ценой покупки и себестоимостью (затратами) на стороне исполнителя. Себестоимость при этом может делиться на две категории:

  • Прямые затраты – это те расходы, которые вызваны непосредственно выполнением работ и закупок в рамках контракта. Сюда могут относиться стоимость оборудования, необходимого для выполнения работы, зарплата команды проекта и прочие расходы, без которых выполнение контракта невозможно.
  • Непрямые (косвенные) затраты – к ним относятся расходы на текущее ведение бизнеса как то: аренда офисных помещений, оплата коммунальных услуг и прочие накладные расходы. Признак косвенных затрат, по которому их можно четко идентифицировать, это то, что они понесены в интересах не только Вашего контракта, но и для других поставок или работ, включая операционную деятельность Вашего поставщика или подрядчика.

Существует ряд вариантов контракта "Затраты плюс", среди которых наиболее типичными являются следующие:

  • "Затраты плюс фиксированная прибыль" (Cost Plus Fixed Fee, CPFF). Контракт CPFF предполагает возмещение оговоренных затрат плюс выплату оговоренной прибыли, которая может выплачиваться пропорционально выполнению объема работ. Такой контракт хотя и ограничивает прибыль исполнителя, но не мотивирует его снижать затраты. Главным же мотиватором для подрядчика являются сроки, т.е. желание бымтрее получить оговоренную сумму прибыли. Поэтому бюджетный риск здесь остается на стороне заказчика, и с этим Вам как заказчику нужно быть осторожным. Желая быстрее выполнить работу (и получить прибыль), подрядчик может "не скупиться в средствах", учитывая, что все его затраты будут Вами возмещены. Т.е. для контроля обоснованности затрат Вам придется заложить соответствующие процедурные "рычаги" в контракте и быть готовым погружаться в производственную логику подрядчика. Пожалуй, наиболее часто такой тип контракта используют на ранних стадиях опытно-конструкторских разработок (R&D), когда необходимые затраты еще не вполне ясны, но очень не желательно затягивать сроки исследований.

  • "Затраты плюс процент" (Cost Plus Percentage of Cost, CPPC). Контракт CPPC предусматривает возмещение затрат плюс процент от этих затрат в качестве прибыли. Исполнителю при таком типе контракта ничего не остается, как щедро тратить деньги, максимизируя свою прибыль. Средства заказчика, как правило, оказываются перерасходованными. При этом, не очень он мотивируется и сокращать сроки работ. Ему особо спешить некуда: дела идут, люди работают, прибыль растет. В большинстве развитых стран такого типа контракты запрещены для применения в бюджетном секторе экономики. В частных проектах предложения от подрядчиков заключить такого типа контракт случаются повсеместно. Наш совет - избегайте заключать контракт CPPC, ничего хорошего в итоге Ваш проект не получит.

  • "Затраты плюс вознаграждение" (Cost Plus Incentive Fee, CPIF). Контракт CPIF обеспечивает возмещение исполнителю оговоренных затрат плюс оговоренную прибыль, а также премиальную составляющую, зависящую от производительности и экономии средств исполнителем. Например, если итоговые затраты исполнителя оказываются меньше, чем было оговорено, то ему выплачивают часть сэкономленных средств согласно формуле распределения. Именно такой расчет приведен в примере ниже. Если итоговые затраты оказались больше оговоренных в контракте, то из выплачиваемой подрядчику суммы вычитается часть перерасходованной суммы. Таким образом, заказчик и подрядчик несут совместно бюджетные риски, как негативные, так и позитивные, в оговоренном процентном соотношении (BSR или Buyer / Seller Ratio). При этом, контракт может предусматривать как одинаковое соотношение BSR для всех исходов контракта (например, 50/50 или 75/25), так и различные значения для экономии и для перерасхода договорных затрат (например, 70/30 при экономии и 30/70 при перерасходе).

Модель контракта "Затраты плюс вознаграждение" иллюстрируется следующими вычислениями.  

Пример расчета по контракту "Затраты плюс вознаграждение" (Cost Plus Incentive Fee, CPIF):

Сумма к оплате = Actual Cost + Target Fee + ((Target Cost - Actual Cost) * Share Ratio)  

Target Cost              $100,000    - Договорные затраты

Target Fee               $10,000    - Договорная прибыль

Share Ratio               80/20    - Процент распределения

Actual Cost               $80,000    - Фактические затраты

Исполнитель при этом получит $94,000, что рассчитывается следующим образом:

$80,000 + $10,000 + ((100,000 - 80,000) * 20%)

Как видим, прибыль исполнителя составила $94,000 - $80,000 = $14,000. То есть сэкономив средства заказчика в сумме $20,000, исполнитель заработал на этом контракте дополнительную прибыль в размере $4,000 сверх договорной по контракту. Данный тип контракта часто применяют в продолжительных или сложных проектах, где у исполнителя бывает много возможностей для контроля расходов. Из всех рассмотренных разновидностей контракта "Затраты плюс" данный тип может оказаться наиболее предпочтительным, так как исполнитель мотивируется и побыстрее выполнить работу, и экономно расходовать выделенный ему бюджет.


В каждой шутке есть доля шутки:

Из диалога руководителя проекта с заказчиком: Я знаю, что ты веришь, что понимаешь то, что я, по твоему мнению, сказал. Но я не совсем уверен, что ты отдаешь себе отчет в том, что то, что ты услышал - не совсем то, что я имел в виду.


В избранное