Технические фантазии в реальном воплощении
Код tech.tft Экспресс-выпуск No 38 (без очереди) Автор и ведущий Cesiy SALT LAKE CITY Фигурное катание Объективная оценка Автоматический анализ Цифровой и аналоговый вид Документальное сохранение В виде подарка для всех!
*** Вопрос поставлен пресс-центром Salt Lake City
До сих пор, особенно
в ХIХ Олимпийских играх, по мнению многих наблюдателей в
фигурном катании преобладает субъективная
оценка выступлениий фигуристов и последующее вероятное представление
их результатов. Мнение каждого из судей (им самим) переводится в цифровой
вид, при этом единственный анализ - это вычисление из представленной суммы
среднего оценочного бала. Как говорится, что заложено, то и получено. Отсюда
и довольные, и недовольные в соответствующей степени сомнения (радости,
удачи, удовольствия), которые тоже (аналогично судьям) выражены субъективно.
Лучше бы было наоборот:
объективная
оценка из общей занимала бы всю свою значимую область, а субъективная -
только её художественную часть, которая как раз под
силу человеческому восприятию. Что не под силу, за то не беремся.
Превратить человеческое
восприятие в правильное, разделить его на части, помочь, успокоить и облегчить
задачу достаточно просто. Далее речь будет идти только об объективной части
оценки, так необходимой, а не художественной.
Объективный анализ всегда доверяют производить приборам, давая
им рутинную часть исследований, а себе оставляют, как всегда, что-то получше,
например, алгоритм вычислений и выводов, что по-человечески и интереснее
и (вновь!) субъективнее. Однако "эта" субъективность в играх и нужна, и
полезна - так как принимается на заключительном этапе.
На заключительном этапе
саму работу с алгоритмом оценки поручаем роботу-компьютеру. Он быстро,
легко и надежно представит в реальном времени все плюсы и минусы, достижения
и погрешности, сложности или легкости выполнений, все пируэты и ошибки
(кроме, естественно, художественной оценки). Как раз то, что нужно.
Как
это сделать? Правильно! Применить технические фантазии (субъективно!)
к самому красивому виду спорта и перевести их (объективно!) в реальное
воплощение. К спортсменам почти никаких претензий: кататься и кататься,
как душе угодно!
А машине дать вычислительную
нагрузку (не то, что сейчас), в 100 раз большую. Она разделит даже уровни
оценки, например, как в футболе: высшая лига, чемпионат и, может
быть, другие - пусть постараются программисты вместе с представителями
спорта.
Наконец, основа,
ещё ближе к самому ядру объективной оценки.
Здесь ещё более просто. Для получения материала, по которому будет вестись
анализ с соответствующим алгоритмом, нужно задать вид материала. В чём
он состоит? Оказывается, он состоит из разной (субъективной!)
динамики выполнения движений. В этом и красота, и индивидуальность, и привлекательность
художественного спорта (на сейчас и делёкое будущее).
Во время исполненияфигурного
катания (фигурное катание приобретает особое звучание!) нужны
(необходимы) измерения не глазами и эмоциями судей, а приборные измерения.
Достаточно произвести их в двух плоскостях, в двух координатах, а не в
шести или трёх, потому что именно две координаты человека (извините!),
если не ошибаюсь, отражают его движения в заданном пространстве, в частности,
на льду или на поле. К самолётной динамике нужны, как известно, три угловые
кооринаты (и не больше).
Далее идётещё
более важная вещь. Не примите её как известную, ненужную, обычную,
с которой - стоит ли производить испытания или обращать на неё внимание.
Итак!
У спортсмена, выступающего в фигурном катании, (как и у самолёта) нужно
измерить угловую скорость вращения вокруг вертикальной оси тела и вокруг
оси, ей перпендикулярной (достаточно!), и ускорение относительно тех же
осей. Такие величины (да будет всем известно) регистрируются датчиками
угловой скорости и ускорения. Они могут быть (и есть!) приборные, индикаторные,
миниатюрные, удобные для применения так же, как микромикрофон или караоке
для эстрады. И дополняются и те, и другие антенной системой с передатчиком
(спросите об этом у разработчиков соответствующих направлений). Что делают
и "рисуют" датчики здесь нет места приводить - они очень хороши и изображают
линию движения и катания в таком виде, когда можно смотреть на неё с удовольствием
часами!
Эти микроустройства
(как и подслушивающие) укрепляются в кармашках одежды спортсмена.Они включаются
им самим перед выступлением для контроля и перед началом выполнения фигурного
катания. Фигуристу на время можно о них забыть, они нужны не для него,
а для изображения на судейском мониторе.
Телеметрическая информация
в
цифровом или аналоговом виде, идущая от них (от датчиков) во время выступлений,
принимается на пульте судейского столика. Она автоматически фиксируется,
преобразовывается и обрабатывается.
Получаются две сферы
наблюдения и удовольствия от увиденного: первая
- визуальная и натуральная, когда видно само выступление непосредственно,
и вторая - тоже визуальная, но в виде
изображения на мониторе с цифровым сопровождением текущей оценки выступления.
Вторая сфера в цветовом виде, с разделением плоскостей, но показанных одновременно,
или, например, в полярных координатах, что очень похоже на красивые фигуры
Лиссажу, не менее привлекательна, чем первая.
В
парном катании параллельно идут разного цвета "рисунки" обоих
партнеров, и также параллельно выставляются раздельные оценки.
Рисунок
движений и динамики движений в декартовых или поляргых координатах
интересен (!) сам по себе, индивидуален, документален, необходим как судьям,
так и самим выступающим, он может быть просмотрен и в реальном времени,
и позже, в любое время, и очень информативен, полезен, пригоден для любого
анализа, для подготовки в режиме тренировки, для личного альбома, для личной
истории и истории спорта, представляет собой неоценимый материал, дающий
возможность новых достижений.
Кроме третьей сферы - видеозаписи
- он сопровождает и её, и само выступление, историю спорта, они - три составляющие
разного вида, полезные как отдельно, так и совместно.
Вычислительный комплекс,
созданный на основе этих принципов оценки и программы обработки, кроме
общей оценочной информации выдает элементы и детали выступления, по которым
может идти сравнение степеней сложности, плавности, сбоев, числа "замкнутых"
поворотов и половинчатых, их ускорений относительно двух координат - под
эгидой закона расчётного алгоритма.
Вот вкратце подход
к основам объективной оценки фигурного катания, вместо субъективной, к
другим видам спорта. Однако, как было отмечено вначале, художественная
оценка остается. Она всегда важна как человеческое восприятие, и их сумма,
вернее, произведение даст интеграл оценки выступления и многое другое,
здесь не увиденное.
Сердечный
привет спортсменам-олимпийцам! С надеждой на новые стимулы,
возникающие
от желания движения вперед!