Как известно, теперь применяют для украшения световой шнур дюралайт, различных линий, формы и цвета. Он может быть мигающим или постоянного свечения. Внешне представляет из себя достаточно тонкий, прозрачный шланг, выполненный из пластика. Установленный, например, на стене здания, он виден издалека, особенно ночью. Создавая "свои" световые фигуры, он, тем самым, приукрашивает фасад здания или какого-то другого сооружения. Что ещё он может?
Представление № 1.
Потихоньку начинаем приближаться к самолетной тематике.
Представьте теперь гипотетически, что два шнура зеленого свечения растянуты на 2 км вверх по обе стороны посадочной глиссады. Вверху они оба обрамляются ещё и горизонтальной линией.
И днем, и ночью пилоту при заходе на посадку видны световые зеленые ворота, расположенные ещё до ВПП. Становится легче осуществлять самый важный этап полета - "заход на посадку". Таких ворот по глиссаде может быть несколько: сначала большие, широкие, потом всё уже и уже, вплоть до огней ВПП.
Зеленый свет "ворот" - посадку разрешаю, красный - запрещаю, желтый - предупреждающий.
Всё аналогично светофорам для автомобилей. Здесь эти светофоры самолетные. Они не только изменяют свой цвет, но, главное, показывают, представляют посадочные ворота.
Пилоту не нужно всматриваться, визуально искать начало посадочной полосы. Нужно ещё успевать следить за приборами, хотя сейчас они и совмещены на одном дисплее. Внутрикабинное удобство прогрессирует, внешнее - нет. Если бы реально световые ворота были осуществлены, посадка самолета производилась бы легче.
Это фантазия! Практически шнуры не завести и не удержать. Более того, они бы стали представлять большую опасность.
Представление № 2.
Однако идея заманчивая. Причем, решается она неимоверно просто.
Так же, как на сцене любого театра, концертного зала или цирка. Там Вы видели лазерные световые лучи? И их адаптивно-объемные, неподвижные или движущиеся Лиссажу-отображения? Они видны и в воздухе и на какой-либо поверхности. То же самое и с посадочными воротами. В них нужен только этот световой луч!
Для создания оптических ворот в воздухе источники лазерного излучения устанавливаются на земле, под линией посадочной глиссады или около начала ВПП. Выбирается необходимая длина луча. Она может быть переменной, поскольку зависит от мощности излучения. Более того, во-первых, может быть применен всего один динамический луч. Он описывает светящийся конус, в который входит самолет. Конус при приближении к ВПП сужается (то, что нужно), не мешает полету, наоборот, помогает пилоту, ведет к началу ВПП.
Во-вторых, раскрыв конуса может сам (автоматически) искать самолет при заходе на посадку и затем вести его, приближая к необходимой настройке на линию ВПП. Такой луч может произвести "захват" самолета вначале грубо, а затем, ссужаясь вплоть до кончиков плоскостей, захватить его точно, и постепенно вести к глиссаде, к себе, помогая необходимой настройке. "Захват" будет виден с земли диспетчерами по приборам, и из кабины самолета визуально самими пилотами или по приборам.
Здесь появляется *много вариантов*, причем все они изначально с положительной обратной связью: не только множат сами себя, но и улучшают, развивают, дают возможность и узкого, и широкого использования. Например, двухлучевой вариант *перекрестного типа* позволяет вести самолет по их перекрестию. Во-первых, они видны (как видны и лучи их создающие), во-вторых, появляется светящаяся точка, следуя за которой самолет направляется к началу ВПП.
Может быть двухлучевой вариант *параллельного типа*, когда лучи не пересекаются, а создают динамический или статический коридор, идущий к началу ВПП.
Положительное действие светового коридора (световых ворот) усиливается в темное время суток, при низкой облачности и в тумане, при плохой видимости, когда заход на посадку преимущественно ведут (не безопасно) по приборам. Лучи светового коридора пронизывают туман (нужно только увеличить мощность, чтобы скомпенсировать потери), хорошо отражают допустимые отклонения при заходе, или ведут самолет к себе.
Как говорилось ранее, *цвет лучей может изменяться*, показывая разрешение или запрет посадки, или изменение текущих зон глиссады.
Появляется возможность расположения посадочный огней не только на ВПП, но и в воздухе.
Таким образом, начав с фантазии, с "непригодного" для посадки украшающего светового шнура, но что-то напоминающего, с помощью лазерных лучей, примененных в театре, вспомнив фигуры Лиссажу, применив фантазию и некоторое другое, можно выйти на технический путь решения вопроса обеспечения безопасности посадки.
Если имеются (появляются) вопросы, направляйте их к Cesiy, может быть, что-то не так, или, наоборот, для уточнения.
Hothing matters more than content! (Нет ничего важнее содержания!)
Мне кажется, разработчики аэродромного оборудования и сами пилоты поймут и оценят "выгодность" решения почти мгновенно. Другие читатели, склонные к неординарным решениям, получат удовольствие согласиться или нет.
Sapienti sat!
e-mail: cesiy@netto.ru
Три предыдущих выпуска (на очень разные темы) назывались:
№ 7 "Спуск из Космоса" - повторен в рассылке "Проект Освоения Космоса" за 29.06.01.
№ 8 "Новое в Старом" - о самолетах самовзлетающих и других,
№ 9 "Живые антенны" - о волосах там, на голове.
Всего пока выпусков было 10, готовы ещё 90, предполагается еженедельно.