Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы Бизнес - Юриста

  Все выпуски  

Советы Бизнес - Юриста Повышение правовой грамотности: самоучитель для ПП, гл.2


Добрый день, дорогие читатели рассылки!

В этом выпуске публикую 2 главу книги "Повышение правовой грамотности: самоучитель для предпринимателей" "Глава 2. Организуем работу с контрагентами".

*** 

Организацию работы с контрагентами на любом предприятии условно разделим на 4 сферы:

Первая. Организация и ведение договорной работы.

Вторая. Постановка и ведение налогового учета.

Третья. Ведение бухгалтерского и управленческого учета.

Четвертая. Непрерывное ведение и анализ статистики результатов учета.

Организация договорной работы – одно из условий успешной работы любого предприятия. Организатору бизнес-проекта необходимо уделить данной процедуре особое внимание. Правильная организация системы ведения и исполнения договоров позволяет вовремя отреагировать на возникающие конфликтные ситуации с контрагентами (с поставщиками и покупателями, с производителями и потребителями, с органами госвласти и сотрудниками компании), тем самым максимально снизить дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Разработка своего договора, договора продажи своих услуг или товара, требует от организатора бизнес-проекта самого пристального внимания к его содержанию. Формируя проект договора, заранее нужно определить:

- основные термины, которые стороны используют в договоре, для исключения двух смыленного понимания  пунктов договора, о которых часто идут споры в суде;

- существенные условия (условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора в силу закона);

- порядок разрешения всех возможных ситуаций и проблем в процессе реализации самой сделки. Здесь же нужно указать все права и обязанности сторон, а также ответственность  каждого и порядок его действий в конкретных ситуациях;

- если в договоре есть ссылки на спецификации, заявки, техническую документацию и т.п., то оформить их в виде приложений к договору, которые являются неотъемлемой частью данного договора;

- уполномоченное лицо, которое будет подписывать договор;

- порядок разрешения спора в досудебном порядке и в суде.

Анализ проектов договоров, предложенных контрагентами, должен производиться с учетом сложившейся судебной практики, которая доступна любому пользователю на официальном сайте Высшего Арбитражного суда РФ.

Организацию учета договоров, а главное, контроль их исполнения удобно осуществлять в электронном виде, в любой программе, например, MS Excel.

Цель создания и ведения договорной работы – собрать статистические данные исполнения сделок для анализа руководителю организации (предпринимателю), снизить предпринимательские риски в спорах с контрагентами в будущем.

Законодательная база.

"Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, "Гражданский кодекс РФ (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ, "Гражданский кодекс РФ (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ, "Гражданский кодекс РФ (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ, "Налоговый кодекс РФ (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Федеральный закон от 04.05.2011 N99-ФЗ  “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Постановления Президиума ВАС РФ.

Типичные юридические ошибки.

- Заключение договора, противоречащего законодательству РФ, отсутствие согласования какого-либо из существенных условий договора;

- Заключение договора неуполномоченным лицом со стороны самого предприятия либо со стороны контрагента;

- Заключение договора, предусматривающего осуществление предприятием лицензируемого вида деятельности при отсутствии у предприятия соответствующей лицензии (разрешения, свидетельства о допуске);

- Заключение договора не того типа, который необходим для регулирования отношений между сторонами в конкретной ситуации.

Постановка и ведение налогового учета – процедура, необходимая, в первую очередь, для сбора статистических данных с целью анализа и оптимизации налоговых платежей, во-вторую, - для избежания штрафных санкций.

Законодательная база.

"Налоговый кодекс РФ (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ, "Налоговый кодекс РФ (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

Типичные юридические ошибки.

- Отсутствие контроля работы бухгалтера по налоговому учету;

- Заключение сделок с организациями, обладающими признаками фирм-однодневок (отсутствие кадрового состава, минимальный уставной капитал, отсутствие имущества для ведения предпринимательской деятельности, низкая рентабельность продаж, систематическое предъявление к возмещению НДС при несоразмерно малых суммах декларируемой выручки, государственная регистрация осуществлялась по недействительным паспортам или по несуществующему адресу (месту нахождения) юридического лица; непредставление отчетности в налоговые органы и т.п.);

- Использование неэффективных схем оптимизации налогообложения организации.

В последние годы ведение бухгалтерского и управленческого учета упрощено и автоматизировано. Совершенствуется не только законодательство о бухгалтерском учете, но и програмное обеспечение, призванное помочь предпринимателям быстро и точно принимать управленческие решения. Бухгалтерский и управленческий учет на любом предприятии должен создаваться как система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности, которая необходима для принятия эффективных управленческих решений.

Цель ведения – обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений с целью оптимизации финансовых результатов деятельности организации.

Законодательная база.

Вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, другими нормативными актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

Вопросы управленческого учета законодателтсвом РФ не регулируются.

Типичные юридические ошибки.

- Отстуствие контроля работы бухгалтерии;

- Нарушение кассовой и банковской дисциплины;

- Использование неэффективных смех обналичивания денежных средств.

Непрерывное ведение и анализ статистики результатов учета руководителяем предприятия или владельцем бизнеса производиться на основании данных, полученных при ведении учета договоров, налогового, бухгалтерского и управленческого учета.

Цель ведения и анализа – своевременно принять эффективные бизнес-решения и максимально снизить предпринимательские риски.

Типичной ошибкой является использование недостоверных данных в анализе статистики результатов учета, что искажает представления руководителя о реальной экономической ситуации на предприятии и приводит к неправильным решениям. Поэтому вся полученная для анализа информация должна подвергаться тчательной обработке.

Автор Сиразетдинова Алиса alisse13@yandex.ru

Бесплатная юридическая консультация для юридических лиц Online 

Бесплатная рассылка Сам себе юрист 

Юридические курсы повышения правовой грамотности   


В избранное