Советы Бизнес - Юриста Повышение правовой грамотности: самоучитель для ПП, гл.2
Добрый день, дорогие читатели рассылки!
В этом выпуске публикую 2 главу книги "Повышение правовой грамотности: самоучитель для предпринимателей" "Глава 2. Организуем работу с контрагентами".
***
Организацию работы с контрагентами на любом
предприятии условно разделим на 4 сферы:
Первая. Организация и ведение договорной работы.
Вторая. Постановка и ведение налогового учета.
Третья. Ведение бухгалтерского и управленческого
учета.
Четвертая. Непрерывное ведение и анализ статистики
результатов учета.
Организация договорной работы – одно из условий успешной работы любого предприятия. Организатору бизнес-проекта
необходимо уделить данной процедуре особое внимание. Правильная организация
системы ведения и исполнения договоров позволяет вовремя отреагировать на
возникающие конфликтные ситуации с контрагентами (с поставщиками и
покупателями, с производителями и потребителями, с органами госвласти и
сотрудниками компании), тем самым максимально снизить дебиторскую и
кредиторскую задолженность.
Разработка
своего договора, договора продажи своих услуг или товара, требует от
организатора бизнес-проекта самого пристального внимания к его содержанию. Формируя проект договора,
заранее нужно определить:
- основные термины, которые стороны
используют в договоре, для исключения двух смыленного
понимания пунктов договора, о которых часто идут споры в суде;
- существенные условия (условия,
которые необходимы и достаточны для заключения договора в силу закона);
- порядок разрешения всех возможных
ситуаций и проблем в процессе реализации самой сделки. Здесь же нужно указать
все права и обязанности сторон, а также ответственность каждого и
порядок его действий в конкретных ситуациях;
- если в договоре есть ссылки на
спецификации, заявки, техническую документацию и т.п., то оформить их в виде
приложений к договору, которые являются неотъемлемой частью данного договора;
- уполномоченное лицо, которое будет
подписывать договор;
- порядок разрешения спора в досудебном
порядке и в суде.
Анализ проектов договоров, предложенных
контрагентами, должен производиться с учетом сложившейся судебной практики,
которая доступна любому пользователю на официальном сайте Высшего Арбитражного
суда РФ.
Организацию учета договоров, а главное, контроль
их исполнения удобно осуществлять в электронном виде, в любой программе,
например, MS Excel.
Цель создания и
ведения договорной работы – собрать статистические данные исполнения сделок для
анализа руководителю организации (предпринимателю), снизить предпринимательские
риски в спорах с контрагентами в будущем.
Законодательная база.
"Гражданский
кодекс РФ (часть
первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, "Гражданский кодекс РФ (часть вторая)" от 26.01.1996 N
14-ФЗ, "Гражданский кодекс РФ
(часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ, "Гражданский кодекс РФ (часть четвертая)" от 18.12.2006 N
230-ФЗ, "Налоговый кодекс РФ (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ, "Трудовой
кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Федеральный закон от
04.05.2011 N99-ФЗ “О лицензировании
отдельных видов деятельности”, Постановления Президиума ВАС РФ.
Типичные юридические ошибки.
- Заключение договора, противоречащего
законодательству РФ, отсутствие согласования какого-либо из существенных
условий договора;
- Заключение договора неуполномоченным
лицом со стороны самого предприятия либо со стороны контрагента;
- Заключение договора, предусматривающего
осуществление предприятием лицензируемого вида деятельности при отсутствии у
предприятия соответствующей лицензии (разрешения, свидетельства о допуске);
- Заключение договора не того типа, который
необходим для регулирования отношений между сторонами в конкретной ситуации.
Постановка и ведение налогового учета – процедура, необходимая, в первую очередь, для
сбора статистических данных с целью анализа и оптимизации налоговых платежей,
во-вторую, - для избежания штрафных санкций.
Законодательная база.
"Налоговый
кодекс РФ (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ, "Налоговый кодекс
РФ (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
Типичные юридические ошибки.
- Отсутствие контроля работы бухгалтера по
налоговому учету;
- Заключение сделок с
организациями, обладающими признаками фирм-однодневок (отсутствие кадрового
состава, минимальный уставной капитал, отсутствие имущества для ведения
предпринимательской деятельности, низкая рентабельность продаж, систематическое
предъявление к возмещению НДС при несоразмерно малых суммах декларируемой
выручки, государственная регистрация осуществлялась по недействительным
паспортам или по несуществующему адресу (месту нахождения) юридического лица;
непредставление отчетности в налоговые органы и т.п.);
- Использование неэффективных схем оптимизации
налогообложения организации.
В последние годы
ведение бухгалтерского и управленческого
учета упрощено и автоматизировано. Совершенствуется не только законодательство о бухгалтерском учете, но и
програмное обеспечение, призванное помочь предпринимателям быстро и точно принимать
управленческие решения. Бухгалтерский и управленческий учет на любом
предприятии должен создаваться как система учета, планирования,
контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности, которая необходима для принятия эффективных управленческих решений.
Цель ведения – обеспечение информацией,
необходимой для принятия управленческих решений с целью оптимизации финансовых результатов деятельности
организации.
Законодательная база.
Вопросы
бухгалтерского учета и отчетности регулируются Федеральным законом от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Планом счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000
N 94н, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, другими нормативными
актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
Вопросы управленческого учета законодателтсвом РФ
не регулируются.
Типичные юридические ошибки.
- Отстуствие контроля работы бухгалтерии;
- Нарушение кассовой и банковской дисциплины;
- Использование неэффективных смех обналичивания
денежных средств.
Непрерывное ведение и анализ статистики результатов учета руководителяем предприятия или владельцем
бизнеса производиться на основании данных, полученных при ведении учета
договоров, налогового, бухгалтерского и управленческого учета.
Цель ведения и
анализа – своевременно принять эффективные бизнес-решения и максимально снизить
предпринимательские риски.
Типичной
ошибкой является использование недостоверных данных в
анализе статистики результатов учета, что искажает представления руководителя о
реальной экономической ситуации на предприятии и приводит к неправильным
решениям. Поэтому вся полученная для анализа информация должна подвергаться
тчательной обработке.