Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурентная разведка. Сам себе разведчик Роль КР в условиях кризиса: возрастает или падает?


Ведущий рассылки,
Агентство конкурентной разведки "Информант"
www.informnn.ru

+7 (831) 413-26-83

 

Переформатируем тему в теорему. Теперь она выглядит так: «Роль КР в условиях кризиса возрастает». Теоремы требуют доказательств. Доказательство есть цепь логических операций. Попробуем.

Отчего вообще возникла и зачем существует КР? Цель и содержание КР - своевременное выявление и нейтрализация угроз экономическому благополучию предприятия, информационно-аналитическая поддержка принятия оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение конкурентного превосходства над другими участниками рынка.

А теперь взглянем, что происходит в условиях экономического кризиса:
- прежние правила меняются;
- банковская система перестраивается;
- нехватка ликвидности снижает уровень доверия между банками и компаниями;
- растет влияние внешней среды: активизируются крупные федеральные и иностранные игроки, снижается доля местных компаний на основных рынках. Усиливается госрегулирование в экономике, в том числе в пользу отдельных компаний.

Неопределенность увеличивается, угрозы и риски множатся. Вероятность ошибочного решения растет. Но при этом возрастает и его цена, поскольку запас прочности  хозяйствующего субъекта в кризис естественно снижается.

Какие еще нужны доказательства возрастания роли КР в кризисных условиях? Но и это еще не все.

Раз уж мы прибегли к математическим терминам, то вот аксиома (не требующая доказательств): в условиях снижения уровня жизни и роста социальной напряженности, характерных для экономических кризисов, неизбежно растет степень криминализации общества. Соответственно - рост экономических преступлений, расцвет обмана, мошенничества, заведомого невыполнения договорных обязательств, включая непоставку оплаченного товара и неоплату полученных товаров и услуг. Подчеркну – заведомого (т.е. - чистый криминал). А в какой степени возрастет количество вынужденных, ситуативных неоплат и непоставок?

Все это надо прогнозировать и предупреждать. Соответственно существующих и потенциальных партнеров проверять да проверять. Их бэкграунд, деловую репутацию, а особенно текущее состояние изучать еще более тщательно, чем в «мирное» время! За ситуацией на рынке и конкурентами присматривать более внимательно. Госструктур и чиновников опасаться более решительно.

Не забудем также, что КР — это устройство, помогающее заглянуть в будущее, позволяющее так «развернуть» вашу стратегию, чтобы компания смогла приспособиться к изменяющемуся миру (собственно, некоторые авторы полагают, что это и есть – основная суть конкурентной разведки). Кризис – период, когда мир и его условия изменяются наиболее быстро и драматично, что придает КР дополнительную ценность.

А теперь давайте взглянем на вопрос сквозь призму известной, классической модели «пяти сил» М.Портера, которые характеризуют состояние конкурентной среды.
Вспомним эти «пять сил»:
- Угроза со стороны существующих конкурентов.
- Угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей, конкурентоспособных с точки зрения цены.
- Угроза появления новых или потенциальных конкурентов.
- Угроза со стороны поставщиков сырья и комплектующих.
- Угроза со стороны потребителей товаров и услуг.

В каких направлениях эволюционируют эти «5 сил» в условиях кризиса?

Конкуренты: часть отпадает (разоряется), часть, борясь за выживание и рынки сбыта, резко активизируется, в т.ч. некоторые, попадая в отчаянное положение, переступают грань, отделяющую рыночные методы от нерыночных:
      - рыночные: повышение качества продукции и уровня обслуживания, разработка новых, более конкурентоспособных товаров, снижение себестоимости, активизация рекламной деятельности. Хотя эти меры и требуют дополнительных усилий, но кризис заставляет многих мобилизоваться и в условиях необходимости банального выживания оптимизировать свое производство;
      - нерыночные: использование административного ресурса для оказания давления на конкурента, недобросовестная реклама, демпинг, перехват клиентов, прямой подрыв конкурента и, как уже упомянул уважаемый Сергей Владимирович, это клевета, в результате которой у банков возникают проблемы с ликвидностью. Ну и дальше вплоть до вредительства, диверсий и тому подобное.

Новые товары и услуги-заменители: в условиях кризиса может показаться сомнительным, мол, недостаток ресурсов. Однако если кто-то в условиях кризиса сумеет предложить более дешевые товары-услуги, то он получит возможность захватить часть рынка (например, турбизнес: на фоне падения спроса на дорогие дальние экзотические, да и вообще зарубежные туры возросла популярность недорогих внутренних российских туров: кто вовремя сориентировался – выиграл).

Новые конкуренты: в условиях кризиса также вероятность этого кажется ограниченной: откуда новые, когда «старые» еле выживают? Вместе с тем, кое-кто, осознавая, что на рынок легче войти, когда основные игроки испытывают трудности, вполне могут попытаться сделать это.

Поставщики: очень серьезная угроза, у них начинаются проблемы с кредитами, ресурсами, поставками, платежами и т.д. Соответственно эти проблемы немедленно переходят и на вас.

Потребители: самая реальная угроза – просто они прекращают потребление вашего товара или услуги, либо (в лучшем случае) просто снижают уровень потребления.

Однако, это - логика, теория. А что происходит на самом деле? Статистика пока еще небольшая, но все же есть. Так, еще в декабре, когда кризис уже стал реальностью, журнал «Fortune» сообщил, что корпорации «Контрол Рискс» и «Кролл», контролирующие значительную часть мирового рынка КР, только в течение двух осенних месяцев 2008 увеличили свой оборот на 20%. И, судя по ряду признаков, к настоящему времени эта тенденция не изменилась. «Кому война, а кому – мать родна». Ведь на войне, как известно, роль разведки возрастает. Даже беглый анализ сайта "Общества профессионалов конкурентной разведки" показывает, что жизнь в этой сфере бьет ключом – одних только тренингов, семинаров, форумов и иных событий в мире КР – великое множество.

Будем считать, что экономия на конкурентной разведке – субъективное решение отдельных недальновидных хозяйствующих субъектов. Объективные же факторы дают основания судить об усилении роли обеспечения экономической безопасности в целом, и не только КР.

В сегодняшней ситуации компаниям несомненно важно включить в антикризисные планы меры повышения экономической безопасности. Ряд из них касаются КР – более тщательная проверка  партнеров и клиентов, оценка деловой активности конкурентов, мониторинг быстрых изменений на рынке, что позволит в какой-то мере компенсировать возросшие риски.

Нынешний кризис, как говорят, в начальной фазе. Так что все вышесказанное – пока предварительные наблюдения. Окончательные выводы можно будет сделать позже. Возможно, уже по результатам вскрытия. Но будем, все-таки, оптимистами.

Автор: Адашкевич Ю.Н.

 


В избранное