Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки


Четвертьтонник «Курьер-III»

Предлагаемый читателям новый проект — «Курьер-III» может быть реализован самостоятельно как спортивными коллективами предприятий (или в мастерских при яхт-клубах), так и отдельными любителями.

Четвертьтонник «Курьер-III».

Яхта имеет многоскулые, граненые обводы. Если технологичность подобных обводов при фанерной обшивке не вызывает сомнений, то конкурентоспособность таких яхт на гонках в сравнении с круглошпангоутными не столь очевидна. Однако результаты некоторых гонок на «Четвертьтонный кубок» последних лет свидетельствуют, что многоскулые яхты могут успешно противостоять круглошпангоутным.

В проекте нашей яхты получили дальнейшее развитие идеи, заложенные в «Курьер-I» . Хотелось получить хорошо энерговооруженную яхту при сравнительно небольшом водоизмещении. Обводы корпуса получились как компромиссное решение задачи — сделать достаточно технологичную поверхность и по возможности максимально приблизиться к формам, получающим преимущество при обмере по правилам IOR.

Теоретический чертеж яхты
Теоретический чертеж яхты.
Скула на борту прошла на высоте замера ширины В, а днище от миделя в нос приобрело плоский килевой участок. Местоположение граней корпуса однозначно диктовалось местами замеров глубины трюма CMDI, OMDI и MDI.

Планировка палубы и кокпита подчинялась одной задаче — обеспечить, в первую очередь, эффективность работы экипажа с парусами и по открениванию яхты. По этой причине был выбран гладкопалубный вариант со смещением максимальной ширины ближе к кокпиту.

Парусное вооружение «Курьера-III» типично для яхт «четвертьтонного» класса, хотя некоторые конструкторы в последнее время отдают предпочтение варианту оснастки 7/8. Возможность подобной трансформации в нашем проекте предусмотрена, данный вариант можно рассматривать как базовый. Соотношение площадей грота и стакселя спроектировано так, что RSAT = SPIN. Но, разумеется, строители яхты могут самостоятельно подобрать оптимальное с их точки зрения соотношение этих площадей.

Схема парусности яхты «Курьер-III»
Схема парусности яхты «Курьер-III».
Диаметры стоячего такелажа указаны при условии изготовления его из стальной струны.
Паруса: 1 — ричер; 2 — генуэзский стаксель; 3 — клин, он же — подспинакерный стаксель; 4 — толбой.

Опыт эксплуатации «Курьера-I» показал, что скромного «набора» из четырех спальных мест, газовой горелки и штурманского стола вполне достаточно для использования яхты по назначению — в крейсерских гонках небольшой протяженности (до 150 миль). Для «Курьера-III» мы оставили эту принципиальную схему планировки практически без изменений.

Общее расположение яхты «Курьер-III»
Общее расположение яхты «Курьер-III».
1 — ахтерпик; 2 — входной люк; 3 — шкаф; 4 — койка; 5 — пайол; 6 — рундук; 7 — газовая плитка; 8 — бортовые шкафы-ниши; 9 — трап; 10 — цистерна пресной воды; 11 — кокпит; 12 — откидной штурманский стол; 13 — шкаф для одежды; 14 — гальюн — выносное ведро.

Расчетом нагрузки предусмотрено размещение минимального снабжения крейсерско-гоночных яхт VI класса, а также выдержаны все планировочные ограничения, предусмотренные «Правилами постройки, классификации и обмера спортивных парусных яхт».

«Курьер-III» имеет просторный кокпит, открытый с транца. Через окно транца проходит румпель с удлинителем. Схема подвесного руля с небольшой компенсацией полностью оправдала себя на «Курьере-I». Погон гика-шкота проходит по дну кокпита на всей его ширине.

Классический вход в яхту заменен люком с палубы. Наряду с конструктивными преимуществами такой схемы появляется возможность работы со шкотовыми лебедками, стоя в люке на специально оборудованной для этого платформе (на уровне спальных мест).

На яхте нет привычного форлюка. Небольшие размеры парусов позволяют без труда доставать и убирать их через основной палубный люк. Естественное освещение каюты яхты обеспечивается двумя иллюминаторами на передней стенке кокпита и еще двумя, смонтированными на палубе. Для вентиляции установлены завинчивающиеся лючки и дефлекторы.

С точки зрения конструкции корпуса проект «Курьера-III» не содержит в себе ничего оригинального, поэтому обратим внимание читателя лишь на специфические моменты строительства. Дело в том, что «четвертьтонник», имея фиксированный гоночный балл IOR 5,5 м, должен при спуске на воду иметь осадку, строго соответствующую расчету. Любое колебание осадки яхты сказывается на величине балла: при увеличении осадки он уменьшается и наоборот — при всплытии растет. Но в процессе постройки яхты возможны отклонения в материалах, толщинах обшивки и сечениях набора и, следовательно, вес судна может отличаться от проектного. Может появиться и необходимость корректировки проекта по ходу строительства.

Возможны два основных решения: корректировка гоночного балла ведется либо за счет увеличения (уменьшения) веса балласта, либо за счет уменьшения (увеличения) размеров парусов. Выбор варианта — дело строителя, так как однозначного ответа на вопрос, как это скажется на ходовых качествах, нет. В первую очередь надо рассматривать затраты трудоемкости и времени, но в любом случае необходимо внимательно познакомиться с правилами обмера самому строителю либо привлечь к решению проблемы человека, разбирающегося в них.

Для просмотра полной версии перейдите на сайт по ссылке: http://vodnyimir.ru/Chetverttonnik_Kurer_III.html

http://vodnyimir.ru

 


В избранное