МОТОБЛОК- КОЛЕСО
Предлагаемая разработка предназначена для вспашки приусадебного участка небольшим плугом, рыхления почвы при помощи земляной фрезы. Кроме того, с помощью этого мотоблока можно выполнять посадку и окучивание картофеля.
«Сердце» механического помощника (силовая установив) — двигатель от мотороллера «Электрон» с принудительным воздушным охлаждением и ручками управления дроссельной заслонкой и сцеплением (вместе с тросами взяты от того же мотороллера). Ведущая звездочка двигателя — также «штатная».
Переключение передач можно оставить мотороллерным, тросовым. Неудобнее вывести его непосредственно на лонжерон мотоблока. При этом передачи будут переключаться при помощи рычагов и тяг.
Двигатель корпуса крепится в двух местах.'Возле головни цилиндра — через стойку из П-образной металлической полоски (толщина 3...4 мм). А со стороны ведущей звездочки для этого используется специальный хомут. Кроме того, надежно закрепляется и картер двигателя. Устанавливается он на резиновую «подушку». В последней желательно вырезать углубления по конфигурации опирающейся части картера. После установки двигателя «подушку» прикрепляют к корпусу винтами-«саморезами».
Запуск двигателя производится при помощи доработанного кик-стартера (свободный конец его рычага несколько приподнят). Для этого изготовлен переходник, отверстия под крепления в котором смещены по окружности на 45е. Крутящий момент от ведущей звездочки двигателя при помощи цепной передачи поступает на ведомую звездочку промежуточного вала (цепь — от мотороллера «Электрон»; правда, ее пришлось укоротить). Далее с промежуточного вала вращение передается на ведущую звездочку мотоплуга.
Разумеется, можно передаточное отношение изменить, применяя звездочки с другим, отличающимся от указанных на рисунке числом зубьев. При этом скорость будет поменьше, зато тяговое усилие у мотоблока повысится. На другом же концв промежуточного вала можно установить звездочку от мотороллера (Z=24) для вращения земляной фрезы.
Выхлопной патрубок придется немного изменить, загнув его на 90°, чтобы выхлопные газы выходили справа по ходу мотоплуга (в глушитель).
Корпус изготовлен из листа алюминия (шириной 260 мм, толщиной 2,5 мм), согнутого в цилиндр в> 525 мм. С торцов клепкой устанавливают «ребра жесткости» (см. рис.) и диск-кронштейн крепления промежуточного вала.
Слева н корпусу крепят диен звездочки Z=40 мотоплуга. Для этого в торце цилиндра сверлят 12 отверстий, и в них нарезают резьбу М8. Ребра с правой стороны имеют фигурную форму. Вырезы служат для выхода патрубка глушителя и установки рычага кикстартера. По окружности корпуса (с правой стороны по ходу мотоплуга) вырубают 4 прямоугольных окна 20x50 мм для установки поддерживающих роликов с осями. Ролини можно изготовить из любого материала — бронзы, латуни, стали...
Внутри корпуса устанавливается не только двигатель с промежуточным валом, но и бензобак. Причем — с воздухоочистителем. При заливке топлива необходимо отвернуть «барашки» (в верхней части), вынуть бан. А после заполнения — поставить вев на место и завернуть «барашки».
Воздухоочиститель внутри набит фильтрующим материалом. Предусмотрена и «впадина» для заливки масла. К корпусу этот узел крепится при помощи проушин и болтов М6. А с карбюратором соединяется резиновым патрубком (от мотороллера).
Дисн-кронштейн промежуточного вала изготовлен из 3-мм листа СтЗ. Причем деталь эта урезана с одной стороны. В диене имеются два паза (шириной 75 мм и 45 мм) и 94-мм отверстие в центре. А по онружности диаметром 460 мм просверлены двенадцать 8,2-миллиметровых. Сюда же приваривается и втулка-ось из 38-мм отрезна трубы 1 00x3. На нее устанавливается шарикоподшипник с внутренним диаметром кольца 100 мм (например, от гусеничного трактора).
Звездочку Z=40 сначала рассверливают по центру, а затем растачивают по наружному диаметру подшипника. После чего на ней по диаметру 205 мм выполняют шесть отверстий М8.
Для того чтобы звездочку к подшипнику «намертво» не приваривать, а предусмотреть возможность быстрой ее замены (на всякий случай), пришлось изготовить специальное кольцо (см. рис.), по 205-мм диаметру которого — 12 отверстий. Из них шесть с диаметром 8,2 мм служат для крепления кольца со звездочкой. Столько же, но с резьбой М8 — для прочного соединения с диском колеса. Причем последнее предварительно устанавливается на подшипник с последующим привариванием к нему (можно «прихватами»). Затем к внутреннему кольцу подшипника приваривается и кронштейн «полумесяц». Он будет служить для крепления всей конструкции мотоблока к левому лонжерону.
После того кан «полумесяц» и кольцо займут свое место (они привариваются с одного и того же торца подшипника), начинается сборка всего узла. В частности, на подшипник устанавливается звездочка. Крепится она к кольцу болтами. Причем между кольцом и звездочкой прокладываются шайбы. Потом подшипник вместе со звездочкой и кольцом устанавливается на цилиндр (см. выше), приваренный н диску. Разумеется, лучше всего это сделать с использованием запрессовки. Но (в крайнем случае) можно «прихватить» и сваркой.
Диск колеса изготовлен из 3-мм СтЗ. По диаметру 590 мм в нем располагаются 12 отверстий для крепления к ободу колеса, который согнут из листа СтЗ: это цилиндр, по торцам которого имеются буртики с двенадцатью отверстиями по окружности 0 590 мм. С обратной стороны буртика (напротив отверстий) привариваются гайки М8.
Почему же здесь такие сложности? А потому, что буртики служат не только для крепления обода к диску колеса, но и выступают как ребра жесткости. Кроме того, они выполняют функции своеобразных направляющих. Для протектора, разумеется. Чтобы тот «не слетал» с обода.
Протектор вырезается из старой покрышки (от автомашины ЗИЛ-130). Причем используется у последней только верхняя часть, боковины удаляются. Вот этой-то заготовкой и обворачивается обод колеса с последующим стягиванием хомутом из проволоки 6 мм.
После того как колесо будет готово, долотом или стамеской углубляют имевшиеся грунтозацепы, располагая их «елочкой» (по примеру трактора «Беларусь»). Можно пойти, нак говорится, еще дальше. Для исключения пробуксовки во время вспашки — расположить по окружности колеса дополнительные грунтозацепы, укрепив их на ободе (к гайкам на буртиках).
Конструкция мотоблока такова, что по бокам у него имеются силовые лонжероны (выполненные из отрезков швеллера), ребра которых отфрезерованы до толщины 12 мм. Правый крепится с помощью изогнутого кронштейна-скобы, прикрученного к корпусу четырьмя болтами М8. Здесь же располагается и правый корпус подшипника промежуточного вала. А левый лонжерон такими же болтами прижат к пластине со специальным крепежным болтом-кронштейном. Причем болт этот вворачивается в «полумесяц» и служит для создания дополнительных удобств при сборке.
Для увеличения жесткости крепления лонжеронов, а также установки плуга и других орудий предусмотрена расположенная сразу же за колесом поперечина. Сварена она из отрезков стального уголка, имеющих отверстия 0 8,5 мм (через каждые 30 мм). Последние служат для быстрой перестановки плуга, изменения ширины вспашки за один проход.
Регулировочно-установочные отверстия (но уже 0 8,2 мм) имеются и на самих лонжеронах (по всей их длине, через каждые 40 мм) — для изменения расстояния от колеса до руля. Последний взят от мотороллера «Электрон». А что касается кронштейнов руля, то они изготовлены из водогазопроводной трубы 21,3x16,3.
Промежуточный вал крепится на двух подшипниках с внутренним диаметром 20 мм. Но можно использовать здесь и подшипники 205*. Правда, это потребует незначительного изменения диаметра вала. Подшипники установлены в корпусах из СтЗ, имеющих по 3 отверстия М8. Причем тот, который размещается с правой стороны, нрепится к изогнутому кронштейну и ребру корпуса болтами М8. С той же правой стороны промежуточного вала крепится звездочка Z=24 — для привода земляной фрезы.
И еще несколько замечаний. Как показывает практика, при установке двигатель сразу же необходимо четко отрегулировать. Оно и понятно: ведь потом доступ к нему несколько затруднен. Что наса-ется глушителя, то его лучше взять от какого-нибудь (в том числе и старенького) мотороллера. Но можно изготовить и самому (см. рис.) из листа оцинкованного железа толщиной 0,5... 1 мм.
Плуг же желательно использовать конный, без каких -либо переделок. А вот земляная фреза самодельная. Состоит из ротора, на котором крепятся ножки. Их длина: 225 мм — «большие» и 190 мм — «маленькие». Ротор жестко закреплен на оси. А последняя — на подшипниках. Корпуса их «посажены» на корпус фрезы, являющийся также кожухом, препятствующим разбрасыванию измельчаемой земли вверх и в сторону пахаря. Корпус крепится к поперечине шарнирно, чтобы фрезу можно было
поднимать (опускать), регулируя тем самым глубину рыхления.
Ротор можно изготовить из отрезка стальной трубы 195x3, к которому привариваются ножи шириной 40 мм и толщиной 4 мм каждый. Всего в конструкции 20 ножей.
Наконец, последнее. Соотношение зубьев у звездочек на промежуточном валу таково, что скорость вращения ротора фрезы должна быть больше скорости вращения ведущего колеса.
Кузьма | 13.01.2010 | В рубриках: Мотоблоки
Адрес для трекбека | Comments RSS