Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир света

  Все выпуски  

Мир света №35. О современном архитектурном освещении


О современном архитектурном освещении

Надежда Семёновна Перова,
кандидат технических наук, ООО «Светосервис»
«СВЕТОТЕХНИКА», 2007, №4

Архитектурное освещение стало необыкновенно популярно во многих городах России. Много сотрудников различных организаций участвуют в создании осветительных установок (ОУ) архитектурного освещения, поэтому дискуссия по данной проблеме, организованная журналом «Светотехника», представляется своевременной и актуальной.

В настоящее время в Москве функционирует огромное количество самых разнообразных ОУ для объектов различного назначения с использованием различных приемов освещения, осветительных приборов и источников света. К сожалению, дизайнерский и светотехнический уровень этих ОУ не всегда отвечает предъявляемым к ним требованиям, не проходят согласований в Москомнаследии и Москомархитектуре.

Традиционно считается, что архитектурное освещение должно с помощью искусственного света передавать облик объекта, идентичный его облику при естественном освещении. Однако за последние годы появились и строятся здания со стеклянными фасадами большой этажности. Архитектурное освещение подобных объектов создает, зачастую, своеобразный облик объекта в тёмное время суток, отличный от дневного. Такие здания создают проектировщику архитектурного освещения трудные, порой неразрешимые задачи. Действие традиционных осветительных приборов локального либо заливающего света, установленных вне здания, основано на зрительном восприятии отраженного светового потока. Для стеклянного фасада указанные приемы освещения малоэффективны. Приходится искать либо другие приёмы освещения, либо применять принципиально новые средства освещения. Кроме того, для успешного решения поставленных задач необходима совместная работа архитектора, проектирующего здание, и светотехника, занимающегося его архитектурным освещением, которая должна осуществляться как можно раньше – на начальной стадии архитектурного проектирования. Совместными усилиями должно выработаться видение объекта в темное время суток с учётом возможностей расположения осветительного оборудования для реализации концепции архитектурного освещения.

Одним из целесообразных приемов освещения стеклянных фасадов зданий является освещение интерьера. «Светящийся фасад» обеспечивается путем освещения ограждающих плоскостей интерьера, создающего необходимую яркость остекления фасадов. В данном случае применяются светильники с ЛЛ, установленные внутри здания над световым проёмом (рис. 1). Но и в этом случае возникает ряд сложностей.

Данный приём абсолютно непригоден для жилых зданий и гостиниц. Светодиоды, имеющие массу преимуществ, активно внедряются в архитектурное освещение. Светодиодные устройства разнообразной конфигурации с минимизированными размерами, продолжительным сроком службы, возможностью работы при широком диапазоне температур окружающей среды, разнообразным светораспределением, спектральным составом или цветом излучения, позволяют широко использовать их в труднодоступных местах для других более крупных средств освещения (рис. 2).

Еще один приём, используемый на стеклянном фасаде большой площади, –«Светоцветовая графика» –требует определения реального места установки осветительных устройств, исходя из структурных возможностей строящегося объекта: внутри стеклопакетов или в их импостах (рис. 3), на облицовке межэтажных перекрытий и т.п. На наш взгляд, перенасыщать ежедневную городскую панораму яркими пятнами и светоцветовой динамикой, нарушающими комфортность световой среды, не следует. Такое освещение уместно только для режима работы в праздничные дни.

Действующие ОУ московских гостиниц «Золотое кольцо» и «Будапешт» основаны на «световой графике» – вертикалях из светодиодных труб RGB с процессорами, позволяющими создавать различные картины на условных светящихся экранах (рис. 4). Подобные установки могут иметь место лишь для незначительного числа зрелищных объектов. Массовое решение освещения фасадов подобным приемом в деловом городе недопустимо. В будущем, когда у нас появятся свои «Лас-Вегасы», тогда другое дело…

Говоря об архитектурном освещении традиционных фасадов в Москве или за ее пределами, можно отметить следующие повторяющиеся недостатки:

  • установка прожекторов локального освещения практически на фасаде, т.е. без кронштейнов, не обеспечивает условий, необходимых для достаточно равномерного распределения светового потока по фасаду, в результате на нём образуются яркие пятна;
  • установка прожекторов локального освещения световым отверстием в нижнюю полусферу без обеспечения защитного угла приводит к повышенному слепящему действию;
  • выбор спектрального состава излучения без учета колористических свойств фасада;
  • применение неэффективных галогенных ламп накаливания;
  • направление части светового потока в окна жилых зданий и гостиниц (рис. 5).

Рис. 1. «Москва – СИТИ».
Концепция освещения
участка 10
Рис. 2. Раушская набережная Рис. 3. «Москва – СИТИ».
Концепция освещения участка 13
 Рис. 4. Гостиницы «Золотое кольцо» и «Будапешт»

 
Рис. 5. Гостиница «Савой» Рис. 6. Батареи прожекторов на крыше ГУМа Рис. 7. Здание ГУМа  


Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу inet@svetoservis.ru.
Успехов Вам!

Выпуск подготовила Новикова Евгения
Группа компаний "Светосервис"


В избранное