В мире в качестве замены обычному горючему уже давно используется биотопливо - биоэтанол и биодизель.
РАССЫЛКА ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "КОМИТЕТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ" (ЭНЭКО)
В очередной раз отдавая заправщику на АЗС больше 130 грн. за удовольствие проехать 200 км, подумал: "Неужели цена на топливо может только расти? Когда же настанет так широко пропагандируемая "эра биотоплива", и когда автомобиль снова сможет стать средством передвижения?"...
Благодаря принятому Закону "О внесении изменений в некоторые законы Украины
относительно содействия производству и использованию биологических видов
топлива" появилась надежда, что мы еще застанем времена, когда биотопливо
сможет заместить часть углеводородного топлива. Но как говорится "Будем
жить - будем видеть!"
С.Е.Головский, Председатель Правления ОО "ЭНЭКО".
"Зеленый" бензин
В мире в качестве замены обычному горючему уже давно
используется биотопливо – биоэтанол и биодизель. Украина, наконец, тоже создала
все условия для производства и применения собственного альтернативного
горючего.
Нефтезависимость
Украина – энергозависимая страна. Свои потребности в
топливе ей приходится покрывать за счет импорта, поскольку внутренними
ресурсами обеспечивается лишь 15% от необходимого объема нефти и нефтепродуктов
и 25% газа. Соответственно украинские автолюбители, которым нужно заправлять
своих "железных коней", и аграрии, которым необходимо дизтопливо для
полевых работ, зависят от цены энергоносителей на мировых рынках.
В начале июля, когда цены на европейских биржах поползли
вверх, стоимость литра популярного в Украине бензина А-95 приблизилась к
отметке 7 гривен, а дизельное топливо продавали в среднем по 5,4 гривны за литр.
Цены на альтернативный и более дешевый пропан-бутан в некоторых областях
превысила 4 гривны за литр.
Если сейчас цены на нефть держаться в коридоре 60-70
долларов за баррель, то к осени, по прогнозам экспертов, "черное
золото" может вновь подорожать до 90 долларов за баррель. Повышение цен на
нефтепродукты отразится на благосостоянии и водителей, и селян. Например, в
2008 году, по подсчетам НИИ экобиотехнологий Национального университета
биоресурсов и природопользования Украины, украинские аграрии потеряли около 1,6
миллиарда гривен из-за подорожания дизельного топлива. Прошлым летом, правда,
цена барреля нефти достигала 140 долларов, а теперь сырье для солярки стоит
вдвое меньше. Но недавние инициативы "Укравтодора", который предложил
с нового года существенно поднять акцизы на топливо, заставляют задуматься об
альтернативах бензину и ДТ.
Спирт вместо бензина
В мире в качестве замены обычному горючему уже давно
используется биотопливо – биоэтанол и биодизель. Их главное преимущество в том,
что они, в отличие от нефти и газа, добываются из биомассы и относятся к
возобновляемым источникам энергии.
Биоэтанол - эти́ловый спирт, добываемый при переработке
различных сельхозкультур – добавляют в бензин и используют такую смесь в
обычных двигателях внутреннего сгорания. Чистый биоэтанол можно использовать
лишь в специально предназначенных для этого двигателях.
Лидерами по производству этого вида альтернативного
топлива являются США, где биоэтанол добывают преимущественно из кукурузы, и
Бразилия, где в качестве сырья используют сахарный тростник. Вообще же добывать
биоэтанол можно из различных сельхозкультур с высоким содержанием крахмала или
сахара: картофеля, сахарной свеклы, ячменя, ржи, пшеницы.
В Бразилии уже более 20 лет владельцы автозаправок обязаны
добавлять в бензин не менее 20% этанола. Использование биоэтанола позволяет
покрывать почти половину из существующего в стране спроса на нефтепродукты.
Более 60% транспортных средств могут использовать спирт в качестве топлива.
Сейчас 4,5 миллиона автомобилей в стране ездят на этаноле, а еще 17 миллионов –
на смеси этанола с бензином.
По прогнозу консалтингового агентства F. O. Licht,
суммарное использование зерновых культур для производства биоэтанола в 2009
году увеличится на 11% по сравнению с прошлым годом и составит 109,4 миллионов
тонн.
К 2020 году, согласно прогнозам, производство биоэтанола в
мире превысит 280 миллиардов литров, а средний ежегодный рост рынка биоэтанола
в 2008-2020 годах составит более 12%.
Экологичный дизель
Производство биодизеля в мире также растет. В 2009 году
оно достигнет 13,1 миллионов тонн по сравнению с 7,9 миллионов тонн в 2007
году.
Биодизель обладает рядом преимуществ перед обычной соляркой.
Он не загрязняет окружающую среду: при его сгорании образуется столько же
углекислого газа, сколько потребили растения, являющиеся сырьем для
производства топлива, а также почти полностью распадается в почве или воде. Для
использования биодизеля обычные двигатели не нужно модернизировать. Более того,
срок службы двигателя даже увеличивается, так как биодизель обладает лучшими
смазочными характеристиками по сравнению с обычной соляркой. Благодаря высокому
цетановому числу биодизельного топлива - 51 и более – дизель работает более
"мягко".
Добывать биодизель проще, чем солярку, и почти в два раза
дешевле. В Украине себестоимость литра биодизельного топлива составляет от 2,2
до 3,0 гривен.
Для нашей станы производство биотоплива станет одной из эффективных
антикризисных мер, уверена глава комитета Верховной рады по вопросам
промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская.
Для внедрения биотехнологий в Украине есть все условия.
В прошлом году отечественные аграрии собрали около 3
миллионов тонн рапса, из которого добывают биодизель. Это почти 10% от мирового
производства. Оборудование для переработки рапса в биодизель также производится
в Украине и стоит оно в несколько раз дешевле зарубежных аналогов.
В Украине есть более 42 заводов и установок по
производству биодизеля, которые могут производить более полумиллиона тонн
топлива в год. Но до недавнего времени большинство из них простаивало, а почти
90% выращиваемого в Украине рапса шло на экспорт в страны ЕС.
Долгожданные льготы
В объединенной Европе, которая намерена к 2020 году
заменить 10% горючего биотопливом, действуют льготы для тех, кто производит и
применяет "зеленый" бензин или ДТ.
В Украине три года была принята государственная программа
развития производства биотоплива, однако до недавнего времени она не работала
из-за отсутствия у производителей и потребителей экологичного горючего
экономических стимулов.
Много изменил подписанный президентом закон "О
внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия
производству и использованию биологических видов топлива". Этот документ
вводит значительные льготы для украинских производителей и потребителей
биотоплива (см.выпуск рассылки от 22.07.09)
С 1 января 2010 для производителей биотоплива, на 10 лет
отменяется налог на прибыль, полученную от продажи горючего. Налоговая льгота
распространяется также на те предприятия, которые производят тепловую и
электрическую электроэнергию за счет сжигания биологического топлива, а также
компаний, специализирующихся на выпуске оборудования для налаживания
производства биотоплива и его потребления.
До 2019 года не будет облагаться налогами импорт техники и
оборудования, применяемых для ремонта и строительства предприятий по
производству биотоплива, а также ввоз комплектующих для переоборудования
транспортных средств для работы на биогорючем. Эта льгота касается и ввоза
сельхозтехники, работающей на биотопливе.
Помимо этого, до 1 января 2019 года разрешается применение
бонусной амортизации на оборудование, работающее на альтернативном топливе.
Так, разрешается списание 50% от балансовой стоимости в первом отчетном
периоде. Норма распространяется и на оборудование, производящее альтернативное
топливо. Предусмотрена нулевая ставка акцизного сбора на этиловый спирт,
который используется для изготовления биоэтанола и биодизеля, а также на сам
биоэтанол.
Для контроля над рынком в законе оговорено создание
государственного реестра производителей биотоплива. Кроме того, для того чтобы
перегонять биоэтанол и биодизель, нужно будет получить гослицензию.
Украинцы, которые переоборудуют свое авто для
использования биотоплива, получат право на льготы при уплате налога на доходы.
Благодаря этому закону в Украине наконец созданы все
условия для производства альтернативных видов топлива. Быть может, теперь
удастся достичь задекларированной в законе цели и до 2020 года заменить до 20%
топлива на альтернативные аналоги.