Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

С 12.05.2009 г. в Верховной Раде находится на рассмотрении проект,


С 12.05.2009 г. в Верховной Раде находится на рассмотрении проект, зарегистрированный под номером 4457 "Об энергетической эффективности зданий". Значит ли это, что энергетическая паспортизация зданий скоро будет обязательна и в Украине?

Давайте взглянем на "историю вопроса" глазами наших журналистов (естественно, транслирующих взгляд на проблему чиновников и специалистов).

Год 2005. По материалам статьи "Энергетический паспорт здания ("Журнал "С.О.К." 10.01.2005):

Все возрастающее потребление человеком энергии не проходит бесследно ни для окружающей среды, ни для нас самих. При сжигании даже минимального количества ископаемых видов топлива в атмосферу выделяются газы и вещества, отрицательно воздействующие на экологию планеты. А неэффективное использование энергии ускоряет как истощение ресурсов, так и загрязнение окружающей среды.

Поскольку современная цивилизация не может отказаться от выработки и потребления энергии, единственным выходом является ее рациональное использование, основанное на экономии энергоресурсов и внедрении энергоэффективных технологий.
Доказано,  что использование ресурсо- и энергосберегающих технологий требует меньших затрат, чем строительство новых источников тепловой мощности. Например, на производство 1 т условного топлива требуется в 3–4 раза больше инвестиций, чем на его сбережение, так как месторождения газа, нефти и угля зачастую находятся в суровых, труднодоступных районах, отдаленных от потребителей тепла и электроэнергии.

Основным источником теплопотерь и вредных выбросов в нашей стране являются конечные потребители энергии — жилые, общественные и производственные здания. На их отопление расходуется более 40% всех топливно-энергетических ресурсов страны. Причем значительная доля энергопотребления приходится на жилищно-коммунальный сектор и превышает соответствующие показатели европейских стран более чем в два раза. Одной из основных причин такого положения дел является неэффективное использование энергии.

Эффективность потребления тепла зданиями зависит от многих факторов. В первую очередь, к ним относятся объемно-планировочные и строительные решения, то есть виды остекления, уровень теплозащиты наружных ограждений и здания в целом. Другим немаловажным фактором является степень регулируемости систем отопления.
Решение проблемы энергосбережения в строительном секторе возможно только при использовании комплексного подхода, включающего снижение тепло потерь как за счет качественной тепловой защиты отапливаемых зданий, таки за счет снижения транспортных потерь на пути от производителя к потребителю энергии. Только разработок и усовершенствования строительной нормативной базы недостаточно, необходим также строгий энергоаудит (обследование зданий) на предмет выполнения этих норм.

В соответствии с Законом Украины «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия и учреждения, в том числе и жилые, и общественные здания, потребляющие более 6000 т условного топлива в год. Официальным документом, подтверждающим факт обследования, является энергетический паспорт.
Энергообследование с оформлением энергетического паспорта может проводить либо организация, оказывающая услуги в области энергоаудита (с лицензией Госэнергонадзора, аккредитованная его региональным органом), либо специалисты этого регионального органа. Обязательные обследования проводятся один раз в пять лет. Энергоаудит может проводиться и на добровольной основе, с согласия и по заявкам предприятий и организаций.
Однако, как выяснилось, в настоящее время энергетические обследования зданий с приборным замером фактических теплопотерь и составлением энергетических паспортов проводятся редко. Это дает возможность строительными проектным организациям переложить свои недоработки по соответствию нормативных теплопотерь зданий на плечи их собственников и фактически обойти нормативные требования.
По мнению специалистов, объекты ЖКХ требуют постоянного или выборочного контроля, диагностики технического состояния и определения теплотехнических характеристик. А перед разработкой проекта утепления фасадов эксплуатирующихся и восстанавливаемых зданий необходимо проводить обязательное комплексное тепловизионное обследование ограждающих конструкций с целью определения их реального сопротивления теплопередаче как в целом по зданию, так и его отдельных зон.

Тепловизионная съемка является одним из видов теплотехнического испытания здания. С помощью тепловизора (телекамеры, снимающей объект в инфракрасном спектре излучения)получают «тепловую» картинку, которая показывает распределение температуры на поверхности объекта. После компьютерной обработки данных оценивается общий температурный режим, определяются слабые места и выдаются рекомендации по устранению дефектов.
Особенно жалкое зрелище на «тепловых» картинках представляют собой панельные дома постройки 50–70 годов. По оценкам специалистов, именно эти здания вносят самый большой (разумеется, отрицательный) вклад в украинскую статистику теплопотерь в жилом фонде. Так, опыт инструментальных энергетических обследований домов этого типа показал повышенное (более чем в 2 раза) удельное потребление тепловой энергии. То есть налицо и отсутствие энергоэффективности, и, как следствие, прямое негативное воздействие на окружающую среду посредством неконтролируемых и все увеличивающихся выбросов СО2.
По результатам энергоаудита зданий был определен суммарный потенциал энергосбережения. В случае комплексного подхода к решению проблемы теплоснабжения и теплопотерь он составит от 12,8до 22 тыс. ГВтч в год, что в пересчете на природный газ1358,7–2335,4 млн м3 или в денежном выражении стоимости этого объема природного газа — от 20,5 до35,3 млн USD.

Проведение энергетических обследований становится, таким образом, одним из необходимых этапов решения проблемы энергосбережения. К сожалению, до сих пор не все домовладельцы оценили важность исследований и фиксации энергетических показателей в паспорте здания. Поэтому, ввиду необязательности энергоаудита для большинства организаций, одной из задач Госэнергонадзора является создание благоприятных условия для увеличения числа энергообследований на добровольной основе. Ведь главная цель подготовки энергетического паспорта— поэтапная работа по созданию энергетического баланса жилищного фонда, контроль за потреблением энергетических ресурсов и определение мероприятий по экономии энергии, что, в конечном счете, выгодно в первую очередь самому домовладельцу.
Как отмечается экспертами, следующим после обследования, но не менее важным и необходимым фактором для увеличения энергоэффективности является улучшение теплоизоляционных характеристик зданий за счет качественных современных утеплителей, позволяющих повысить теплосопротивление ограждающих конструкций строящихся или реконструируемых домов.

Назревшая необходимость во внедрении энергетического паспорта здания очевидна:
во-первых, для установления величин расчетного на здание расхода тепла на отопление, горячее водоснабжение, годового теплопотребления и удельного теплопотребления на м2 площади;
во-вторых, для контроля за выполнением строительных норм, предписанных Госстроем (это поможет застраховаться от потенциальной безответственности строительных и эксплуатационных организаций);
в-третьих, для стимулирования к энерго- и ресурсосбережению (население будет платить только за потребляемую энергию);
в-четвертых, для обеспечения комфортных условий проживания для жильцов и высокого качества услуг.

Осуществление комплекса энергосберегающих мероприятий и технологий в ближайшие годы позволит сэкономить 30–40% энергии и не только снизить удельные расходы топлива, но и повысить качество всей системы теплоснабжения в целом. В свою очередь, снижение доли энергопотребления строительным комплексом окажет положительное влияние на развитие украинского энергетического рынка в ближайшей и долгосрочной перспективе и на восстановление и сохранение благоприятной экологической ситуации как в Украине, так и во всем мире.


 

На дворе 2009-й.  Как видите 4 года прошло, "а воз и ныне..."

 


Январь 2009 года. Электронное издание "promobud.com.ua" (http://promobud.com.ua/news_N1382.htm):

С 1 января 2009 г. жилье сдается в эксплуатацию вместе с "энергетическим паспортом" - Минрегионстрой

 Согласно заявлению (?!) начальника Управления архитектурно-конструктивных и инженерных систем зданий и сооружений Минрегионстроя Александра Авдиенко, с 1 января 2009 года заказчики обязаны сдавать дома в эксплуатацию вместе с энергетическим паспортом, соответствующим последним требованиям по энергоэффективности и энергосбережению.

В январе 2009 г. жилье в эксплуатацию еще не сдавалось, поэтому паспортов, соответственно, еще нет. Как сообщил начальника Управления архитектурно-конструктивных и инженерных систем зданий и сооружений Минрегионстроя, главная задача строительной отрасли на 2009 г. — разработка новой отраслевой программы, нормативной базы, "которая решит все проблемы, включая вопросы энергоэффективности и энергосбережения". "В течение 10 лет на 27 пилотных проектах были проверены новые наработки, позволяющие повысить теплосбережение в домах более чем на 40%", — подчеркнул А.Авдиенко.

Март 2009 года. "Коммерсант-Украина"("Ъ") (http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1128876):

Дома достигли совершеннолетия // На жилой фонд заведут энергетические паспорта

Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства планирует сократить потери тепла в жилом фонде с помощью утепления зданий. Для этого будут проведены обязательный платный энергетический аудит и паспортизация домов. Утеплять здания планируется за счет их собственников и инвесторов, но только на многоквартирные дома потребуется 115 млрд грн. В условиях дефицита государственных средств модернизация ляжет на плечи жильцов, уверены в профильном комитете Верховной рады.

В распоряжении Ъ оказался разработанный Министерством по вопросам жилищно-коммунального хозяйства проект закона "Об энергетической эффективности зданий", которым предлагается минимизировать потери тепла в жилом фонде. Документ предусматривает утепление ограждающих конструкций зданий, установку энергосберегающих окон, реставрацию крыш, обновление систем отопления, освещения и вентиляции. Многоквартирные дома должны быть оснащены индивидуальными тепловыми счетчиками, тепловыми насосами, солнечными коллекторами для горячего водоснабжения, паровыми котлами мощностью от 20 кВт и системами кондиционирования воздуха мощностью от 12 кВт. "Потери тепловой энергии в жилом фонде составляют около 30% и до 25% – в тепловых сетях. Теплоизоляция и системы учета позволят экономить 10-15% тепла",– сообщил министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
Для определения объема требуемой тепломодернизации необходимо вычислить уровень потерь тепла. Для этого нужно провести обязательный платный аудит и паспортизацию всех зданий, в которых "проживают или пребывают люди" (см. справку). Энергетический паспорт дома будет выдаваться его собственнику – объединению совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), жилищному кооперативу или управляющему – на 10 лет. Без энергетического паспорта собственник не сможет реконструировать дом или оформлять договоры найма/аренды.
Тепловую модернизацию жилых зданий будут проводить за счет средств их собственников или инвестиций. Инвестор, который провел тепломодернизацию домов коммунальной или государственной формы собственности, сможет рассчитывать на поддержку государства – возврат из бюджета 20% стоимости проведенных работ, если в результате модернизации сэкономлено свыше 20% тепла. "В Украине 230 тыс. многоквартирных жилых домов. На каждый из них нужно как минимум 500 тыс. грн. Реализация проекта потребует не менее 10 лет",– сказал глава МинЖКХ.
По словам председателя Государственного агентства по инвестициям и инновациям Виктора Ивченко, правительству будет сложно привлечь инвестиции в этот проект. "Поэтому мы предложили Кабмину создать банк развития, в который будут поступать средства от размещения гособлигаций, продажи земли, иностранных займов. Инвесторам будет выгодно финансировать проекты через такой банк, поскольку у них будет гарантия возвращения вложенных денег с прибылью",– рассказал он Ъ.
Реализовать проект будет сложно, считают народные депутаты. "Внедряя новую систему учета, правительство рискует создать очередную бюрократическую инспекцию, ведь при отсутствии паспорта собственник дома не сможет сдать его в аренду",– отмечает заместитель главы комитета Верховной рады по строительству, градостроению, ЖКХ и региональному развитию Валерий Баранов (блок Литвина). "В документе четко не прописаны источники финансирования. Поэтому, если его примут, он останется декларативным. Вряд ли сейчас инвесторы смогут вкладывать средства в коммунальную сферу, поэтому модернизация ляжет на плечи жильцов",– уверен замглавы того же комитета Александр Попов (Партия регионов). "Кабмину стоит сосредоточиться на энергосбережении в больницах, школах и детских садах",– добавил господин Баранов.


Так что же "несет" обсуждаемый законопроект гражданам Украины (в широком смысле этого слова)?

Законопроектом предлагается внедрить в Украине процедуру энергетической паспортизации зданий. Согласно документу, каждое здание в Украине должно иметь свой энергетический паспорт. Для реализации этой инициативы КМУ предлагает установить минимальные требования к энергетическим характеристикам строения. Во втором разделе проекта указаны основные факторы, которые должны учитываться при определении метода исчисления энергетических характеристик. Предусматривается, что энергетический паспорт будет выдаваться либо при строительстве дома, либо при продаже, передаче в аренду или реконструкции уже существующего здания. Срок действия паспорта - 10 лет. Законопроектом также определена информация, которая должна содержаться в энергетическом паспорте. Так как данный паспорт будет являться неотъемлемой частью проектной документации, застройщики будут обязаны разработать такой паспорт вместе с ней и внести данные о паспорте в Единый госреестр энергетических паспортов и строений. Согласно документу, проверку соответствия данных, занесенных в паспорт, реальным показателям будут проводить с помощью энергетического аудита.

Необходимо сказать, что в случае принятия данного проекта энергетическая паспортизация зданий в Украине будет проводиться впервые. Такой опыт уже имеют некоторые зарубежные страны. Так, например, в 2002 году Европейский парламент принял Директиву 2002/91/ЄС об энергетических характеристиках зданий. Данной Директивой, в частности, установлены требования к общей схеме методики исчисления комплексных энергетических характеристик; минимальным требованиям энергетических характеристик новых и уже существующих зданий и процедуре энергетической паспортизации. Так как данная идея в ЕС себя оправдала, то же самое хотят попробовать внедрить и в Украине.

Когда же будет проводиться обязательная энергетическая паспортизация жилого фонда?

– новых зданий и зданий, нуждающихся в значительной реновации,– c 1 января 2010 года;

– зданий государственных органов, органов местного самоуправления и общественной сферы – с 1 июля 2010 года;

в случае отчуждения или найма: жилых зданий, сданных после вступления в силу нового закона, или при значительной реновации зданий, завершенной после принятия закона,– с 1 января 2011 года;

– многоквартирных жилых зданий, сданных с 1993 года до принятия закона,– с 1 января 2012 года;

– многоквартирных жилых зданий, сданных до 1993 года,– с 1 января 2014 года;

– одноквартирных жилых зданий, сданных до принятия закона,– 1 июля 2014 года.

Всех, кого интересуют детали данного законопроекта отсылаю к первоисточнику: http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?pf3511=35182  (а пока заключением Главного научно-экспертного Управления от 03.06.2009 г. проект отправлен на доработку...)

Общественная организация "Комитет энергосбережения и экологии" (ЭНЭКО)
г.Одесса, Украина
E-mail: eneco@centr.od.ua
URL: http://eneco.com.ua

В избранное