Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мифы о ненужности бизнес-плана


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке: 

Мифы о ненужности бизнес-плана

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

В этой статье речь пойдёт о создании бизнес-плана «для внутреннего употребления», то есть о документе, предназначенном стать руководством к действию. Желающие поспорить о необходимости предоставления бизнес-планов банкам, инвесторам, конкурсным комиссиям грантов, администрациям особых экономических зон, могут обращаться прямо в перечисленные учреждения.

Судя по бесконечным обсуждениям на бизнес-форумах, тема бессмертная. Защитники бизнес-планирования, иногда не без корысти, утверждают, что без создания плана бизнеса быть не может. Противников я бы разделил на 3 категории:

 

1.     Миф №1: Бизнес-план придумали трусы

 

Трудно возразить людям, желающим жить и вести бизнес без плана. При всей неэффективности и рискованности такого ведения дел, это вопрос менталитета, который преодолеть трудно, а может быть и не нужно. На всякий случай просто перечислю хорошо известные преимущества «планового ведения хозяйства»:

             Серьёзно проработав рынок, спрос и конкуренцию, вы снижаете риск ошибки прогнозирования доходной части. Другими словами, вероятность выполнения плана продаж, основанного на квалифицированном анализе рынка, будет выше, чем определённого «экспертным» способом, то есть «с потолка».

             Исследование рынка позволяет обосновать не только план продаж, но и всю тактику маркетинга: развитие продукта, ценообразование, рекламу и продвижение, организацию продаж и т.д. Можно, конечно, поступить более традиционным образом: задать вопрос «как мне продавать мою сметану?» на бизнес-форуме. Желающих посоветовать найдётся много, жаль только что советы не знакомых с рынком сметаны в вашей местности ничего не стоят, а разделить с вами риски выполнения своих рекомендаций советчики не торопятся.

             Жизнь полна неожиданностей. Если вы продумаете наиболее вероятные обстоятельства, которые могут помешать выполнению ваших планов (риски), а главное, - действия, которые могут предотвратить или смягчить эти обстоятельства, шансов успешной реализации бизнес-плана будет гораздо больше.

             Если вы запланируете требуемые для вашего бизнеса ресурсы, они обойдутся вам дешевле и будут лучшего качества, чем приобретённые впопыхах, в ситуации цейтнота. Это касается и финансов, и кадровых ресурсов, информационных, логистических, и любых других.

             Именно в бизнес-плане можно скоординировать развитие разных функциональных блоков. Например, определив объём продаж, подготовить требуемые производственные мощности, а под них соответствующие помещения и персонал.

             Бизнес-план нужен партнёрам по бизнесу, чтобы сверить своё представление о ведении дела, наёмному персоналу – чтобы представлять своё будущее, спланировать карьеру.

             Стратегически созданный бизнес-план предотвращает «рысканье по курсу», то есть лишние, затратные действия, не направленные на достижение согласованной цели.

 

Я думаю, опытные предприниматели и управленцы могут добавить к этому списку свои пункты. Если несмотря на эти аргументы, вы решили отправиться в море бизнеса «без руля и ветрил», так тому и быть.

Меня больше занимают советчики.

Уважаемые господа, убеждающие начинающих предпринимателей не заниматься планированием, а бросаться в бизнес «головой в омут»! Вы понимаете, какую ответственность на себя берёте? Бизнес - всегда дело рискованное. А если кто-то вас послушает и спалит последние деньги и надежды, вы готовы будете ответить за свои слова материально? Если готовы, сообщите адрес, нахлебавшиеся в «омуте» с удовольствием получат причитающуюся компенсацию.

А если не готовы, подумайте о последствиях ваших советов. У вас получилось без плана? Отлично, я искренне рад, у сотой части, действительно, получается, до определённого масштаба. Жалко, что мы не услышим мнения остальных 99%, им сейчас не до форумов ...

 

2.    Миф №2: Я заказал, но толку никакого

 

Не уверен в том, что мне кто-нибудь поверит, но заказчик часто сам является причиной такой неудачи. О нескольких ошибках при создании бизнес-плана я уже писал в серии статей «Типичные ошибки составления бизнес-планов».  

Из них самая фатальная – это желание получить серьёзную работу по несерьёзной цене. Выбирая разработчика по объявлениям типа «любой бизнес-план за 10 тыс. руб.», отжимая претендентов по цене «ниже плинтуса», заказчики неизбежно выходят на сегмент жуликов, продающих чужие, слегка отредактированные бизнес-планы под видом заказных разработок. В некоторых случаях эти поделки решают задачу заказчика, но уж конечно не могут быть представлены инвестору или служить руководством к действию.

Любопытно, что реальные возможности для снижения стоимости заказного бизнес-плана без потери качества, есть. Заключаются они в том, что трудоёмкость, а значит стоимость создания в значительной степени зависит от требований к документу и той информации, которая у заказчика уже есть. Сообщить эти обстоятельства можно заполнив небольшой вопросник. Но наши заказчики бизнес-планов, зачастую так заняты, что пренебрегают этой возможностью. Вместо этого на для получения КП выбирается секретарша, которой поручено задать только один вопрос: «Почём?». Последствия такого «маркетинга» описаны абзацем выше.

Иногда заказчик остаётся недоволен результатом бизнес-планирования по той причине, что они с исполнителем не смогли до начала работы чётко согласовать её результат. С этой целью к договору обычно прикладывается структура или оглавление будущего бизнес-плана. Если у вас есть особые требования к результату, включите их в явном виде в это приложение и вероятность взаимного удовлетворения существенно повысится. Может быть заказчик считает основным результатом бизнес-планирования оптимизацию налогов, а исполнитель – достоверное кэш-флоу, учитывающее все налоги, но без оптимизации. Вот будет скандал при предъявлении результатов, хотя исполнителя то обвинить будет не в чем!

И последний совет заказчикам бизнес-планов: не забудьте, что бизнес-план нужно выполнять и выполнять качественно. Качественно – это значит настойчиво, но творчески; последовательно, но гибко. Бизнес-план должен стать руководством к действию, но не догмой. В зависимости от полученных результатов, изменяющейся рыночной конъюнктуры, опытный предприниматель обязательно корректирует свои планы. А вот если вы не отслеживаете фактическое выполнение планов, не мониторите рынок, то через короткое время бизнес-план может превратиться в прошлогоднее расписание электричек, но винить в этом исполнителя будет не справедливо.

 

3.    Миф №3: Я делал сам, но получилось плохо

 

Так поручите специалисту, пусть сделает хорошо! Действительно, даже забавно бывает читать перечень ошибок, которые совершил начинающий разработчик и вывод: «создание бизнес-планов – пустое занятие». А если непременно хотите сделать сами, почитайте статью о том, как сделать свой первый бизнес-план. Может быть, передумаете.

 

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - https://piter-consult.ru/home/Articles/Simply-about-the-difficult/business-planning-reasons.html.html

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru Skype Piter-Consult или по телефонам +7(962) 684-4580 (Viber, WhatsApp, Telegram), +7(812) 430-1953 .


В избранное