Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Моделирование бизнес-процессов


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Моделирование бизнес-процессов

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Статистика Яндекса - это ценнейший источник знаний об интересах людей. Вот как думаете, какое действие чаще всего встречается в паре с термином "бизнес-процессы" в запросе Яндексу? Оказывается "моделирование". Люди, интересующиеся бизнес-процессами, чаще всего спрашивают у Яндекса об их "моделировании".

Главный миф, связанный с запросом "моделирование бизнес-процессов" - его неоднозначность. Прежде всего, разберёмся с тем, что такое "моделирование".

Википедия сообщает по этому поводу: "Модели́рование — 1) исследование объектов познания на их моделях; 2) построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя." А "Модель есть абстрактное представление реальности в какой-либо форме (например, в математической, физической, символической, графической или дескриптивной)".

Графическая схема бизнес-процесса - это пример модели реального процесса. Все мы понимаем, что такая схема отображает только самые важные связи и параметры процесса, происходящего в реальной жизни. Но мы сознательно идём на определённые упрощения, чтобы решить главную задачу - научить сотрудников работать по единым процедурам. В этом смысле рисование графической схемы бизнес-процесса является его моделированием - "построением и изучением моделей …".

Но у термина "моделирование бизнес-процессов" есть и другое значение. Нарисовав графическую схему бизнес-процесса, отражающую реальность, мы тут же задумываемся над оптимизацией процесса. Раздумья эти будут бесплодными, если мы не определимся с критериями оптимизации, а такими критериями являются показатели бизнес-процесса, ради которых он и выполняется.

Как правило, описываемое нами в графическом виде действие, имеет несколько вариантов выполнения. Каждый из вариантов может приводить к достижению разных значений показателей бизнес-процесса и к разной величине затраченных на выполнение действия ресурсов - времени, денег и т.д. Например, классический бизнес-процесс согласования договора с коммерческим и финансовым директорами, главным бухгалтером и службой безопасности можно организовать последовательно или параллельно. Понятно, что во втором случае на тот же результат потребуется меньше времени.

Возникает естественное желание просчитать все возможные варианты выполнения действия и выбрать оптимальный. Это действие и есть вторая ипостась моделирования бизнес-процессов - "исследование объектов познания на их моделях …"

К сожалению, достоверное прогнозирование параметров и ресурсов возможно только для небольшой части бизнес-процессов. В первую очередь, это рутинные, "конвейерные" операции. Попытки делать такие расчёты для более широкого круга бизнес-процессов заканчиваются неудачей. Причина - наличие многочисленных случайных факторов, противодействующих точному планированию. Попробуйте, например, в точности запланировать хронометраж и результат переговоров со "сложным" клиентом …

Затевая моделирование бизнес-процессов, нужно хорошо представлять себе возможности и ограничения этого самого "моделирования". Надеюсь, что этот текст поможет вам в этом.

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - https://piter-consult.ru/home/Articles/Consulting-myths-legends/business-processes-modeling.html.

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , Skype Piter-Consult или по телефонам +7(962) 684-4580 (Viber, WhatsApp, Telegram), +7(812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке https://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices 



В избранное