Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критерии оценки бизнес-плана


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Критерии оценки бизнес-плана

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Недавно на одном из бизнес-форумов участник дискуссии поставил вопрос: «Какие основные моменты должен иметь в виду заказчик при общении с претендентом на звание консультанта? Как отличить коллектив профессионалов от надувателей?».

Конструктивно ответить на этот вопрос в общем случае не получается. А вот сформировать критерии оценки тех или иных конкретных видов работ, описать признаки халтуры или непрофессионализма,  вполне возможно. И первый наш материал на эту тему  посвящён критериям оценки качества бизнес-плана.

1.     Метим в цель

Главный критерий оценки бизнес-плана очень простой и звучит так: если бизнес-план решает задачу заказчика, значит он хороший, не решает – плохой. Например, если цель бизнес-плана – получение инвестиций, и инвестиции получены, значит, бизнес-план хороший, даже если читать его без смеха невозможно. Если же бизнес-план делался «для внутреннего употребления», то есть для управления компанией, его можно будет считать профессиональным, если компания выполнит планы по всем показателям, определённым разработчиком.

Одна беда: в случае недостижения цели предъявить разработчику, как правило, нечего. Действительно, инвестор может отказать потому, что не поверил в вашу способность воплотить отличный бизнес-план в жизнь. Банк может не дать кредит, поскольку не даёт кредитов без материального обеспечения. Наконец, ваша компания может не выполнить самый профессиональный бизнес-план по причине некомпетентности или разгильдяйства ваших сотрудников. Во всех этих случаях причина фиаско заключается не в качестве бизнес-плана.

2.    Зачем нужен анализ рынка 

По роду занятий мне приходится просматривать сотни чужих бизнес-планов. Наиболее распространённая ошибка непрофессиональных исполнителей  - это непонимание смысла такого раздела бизнес-плана как анализ рынка. Многие разработчики считают включение этого раздела в состав бизнес-плана досадной необходимостью, прихотью авторов стандартных структур бизнес-планирования. В этом случае, разумеется, никакой связи между исследованием рынка и маркетинговым планом нет, а исходные данные для маркетинга берутся "с потолка".

Вместе с тем анализ рынка - это наиболее трудоёмкая и творческая часть хорошего бизнес-плана. Цель этого раздела - обоснование доходной части, стратегии и тактики маркетинга. Именно на основании маркетингового исследования выбираются целевые клиентские сегменты, принимаются решения в области позиционирования, развития продукта, организации каналов сбыта, контрактно-ценовых условий, рекламы и продвижения. Соответственно, если в этот раздел бизнес-плана надёрганы случайные цитаты из Интернета, не позволяющие сделать обоснованные и полезные для последующих разделов выводы, такой анализ рынка является бесполезным, а результаты бизнес-планирования - не обоснованными.

Как правило, некачественный анализ рынка имеет ещё один заметный признак - отсутствие ссылок на источники данных. Если разработчик "постеснялся" указать ссылки, скорее всего, перед вами откровенная халтура. 

3.    Ищите прототип

Я уже писал о том, как делаются дешёвые бизнес-планы. Нередко даже в портфолио разработчики не стесняются включать работы, сделанные путём рерайта чужих работ. Наиболее предприимчивые просто копируют чужие демо-версии бизнес-планов на свои сайты.

Но ведь это же легко проверить. Преподаватели учебных заведений давно обзавелись программами, выискивающими похожие тексты в Интернете, и успешно выявляют с их помощью нерадивых студентов. Эти же программы должны войти в инструментарий заказчиков бизнес-планов.

Только не торопитесь предъявлять претензии разработчикам, если "антиплагиатор" нашёл в бизнес-плане пару цитат из Интернета. Если эти цитаты снабжены ссылками на источники, исполнитель бизнес-плана поступил вполне корректно. 

4.    Мал золотник да дорог

Некоторые заказчики ещё на этапе обсуждения требований к бизнес-плану сообщают, что работу объёмом менее 100 страниц они посчитают халтурой.  А вы знаете, что согласно рекомендациям UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) объём бизнес-плана "от 8 до 12 печатных двусторонних листов текста может считаться идеальным. В ряде случаев требуются более детальный бизнес-план объемом в 25 печатных двухсторонних листов текста"?

Пухлый фолиант, напичканный подробным описанием технологий, фотографиями и многостраничными выдержками из Интернета, должен вызывать подозрение, а не восторг. Зачастую, наливая в бизнес-план "воду", разработчик пытается скрыть отсутствие маркетингового обоснования, проработанного организационного плана и глубокого финансового анализа.

Я перечислил только некоторые критерии, по которым можно отличить хороший бизнес-план от подделки. Непрофессиональные разработчики регулярно подбрасывают новый материал для обобщений, поэтому продолжение следует.

 Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии указания авторства и активной ссылки на оригинал статьи - https://piter-consult.ru/home/Articles/Consulting-myths-legends/Slipshod-business-plan.html

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , Skype Piter-Consult или по телефонам +7(962) 684-4580 (Viber, WhatsApp, Telegram), +7(812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке https://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices 


В избранное