Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Домашние кинотеатры, Hi-End аудио и видео. 22.06.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

Домашние кинотеатры, Hi-End аудио и видео.

Сайт рассылки
http://www.hi-end.biz

Выпуск №8

В поисках аналогового звука.

   В этом выпуске мы продолжим разговор об аудиопроцессоре P-1A и цифрово-аналоговом преобразователе P-3A фирмы Perpetual Technologies (на фото ниже).


http://www.hi-end.biz/images/perptech/2x1.jpg

   Уместным будет небольшое предисловие. Аудиофилы и меломаны часто говорят об аналоговом звука и страдают от ностальгии по нему. О чем идет речь? Примером носителя аналогового звука может служить виниловая пластинка. В процессе записи и изготовления винилового диска музыка трансформируется - звуковые колебания переводятся микрофоном в электрическую форму, сохраняются на магнитной ленте, переносятся резцом на мастер-диск, отпечатываются на виниле в виде канавок, считываются иглой звукоснимателя, усиливаются усилителем и трансформируются обратно в звуковую форму динамиками акустических систем. Сутью этого процесса является возможно более точное соответствие формы и амплитуды колебаний тому звуку, который был записан, при этом нет ни одного этапа, на котором звуковые колебания каким-то образом переводились бы в цифровую форму, то есть в последовательность единиц и нулей.

   Это может показаться удивительным, но большая часть современного молодого поколения вообще никогда не слышала аналогового звучания и слабо себе представляет, каким оно может быть. Понимая всю условность и пресность любых описаний в этой сфере, все же рискнем как-то охарактеризовать аналоговый звук. Одной из его ярчайших черт была передача атмосферы, в которой проводилась запись. Это можно было скорее даже не услышать, а почувствовать. Это подобно некоему эфиру, в котором распространялись звуки. Все звуковое пространство воспринималось как живое, дышащее. Оно объединяло всех исполнителей в единое целое, а слушателю оставалось только присоединиться. При этом музыка лилась свободно, легко, полнокровно, имела свой пульс, свою собственную внутреннюю жизнь. Хорошую аналоговую запись невозможно было воспринимать отстраненно.

   Тот, кто думает, что это простые метафоры, не имеющие под собой реальных оснований, глубоко заблуждается. Дело в том, что технически совершенная студийная аналоговая аппаратура, на которой производилась запись музыки, имела просто уникальные характеристики. Она позволяла записывать музыку в многоканальном варианте с высочайшим разрешением (то есть с передачей всех мыслимых и немыслимых нюансов), а диапазон записываемых частот простирался куда-то в область 100 кГц, то есть гораздо выше, чем человеческое ухо могло воспринять. Подобные характеристики современной цифровой аппаратуре даже и не снились. Именно такие технические данные позволяли записать музыку максимально близко к оригиналу и передать то качество, которое нельзя назвать иначе, как "музыкальностью".

   Возникает вопрос, в чем же провинился компакт-диск перед меломанами и аудиофилами, что они не признают его ровней виниловым пластинкам. Попытаемся ответить на него достаточно аргументированно с разбором некоторых технических аспектов. Корни несовершенства формата Compact Disc Digital Audio лежат в самой его структуре. Их четыре:

  1. Музыка по определению несет аналоговую информацию (то есть она непрерывна и как бы течет во времени). Цифра же по своей природе дискретна, то есть прерывна и статична. Поэтому попытка перевести музыку в цифровую форму приводит к неизбежным искажениям и потерям. Представьте себе перевод художественного текста, написанного по-китайски иероглифами на русский язык (написанный, разумеется, кириллицей). Естественно, вся красота и некая эзотеричность иероглифического текста будет утеряна, да и сам смысл текста, изложенный для человека с "русскими мозгами" будет изменен.
  2. Параметры цифрового кодирования (16 бит, 44,1 кГц) далеки от идеала. Существенная часть музыкальной информации между отсчетами, производимыми аналогово-цифровым конвертором, пропадает, и эти потери это хорошо заметны на слух как снижение ясности, детальности, прозрачности. Если же повысить разрядность кодового слова и частоту квантования то звучание станет более натуральным.
  3. Цифровой обработке сигнала присущ джиттер. Это временные искажения, связанные с недостаточной точностью генератора или передачей цифровых данных через несовершенный интерфейс по цифровому кабелю. Они заключаются в неравномерности интервалов между отсчетами. Такие искажения могут по-настоящему резать слух, и они губительны для музыки, так как разрушают весь ее строй и согласованность звучания.
  4. Одним из побочных результатов преобразования звука из цифровой формы в аналоговую являются достаточно сильные "цифровые шумы" вблизи частоты 20 кГц. Для борьбы с этими шумами в схему проигрывателя CD включается цифровой фильтр, который должен пропускать все колебания частотой до 20 кГц и резко отсекать все колебания более высокой частоты. Такой фильтр работает в достаточно экстремальном режиме и с музыкой обходится жестоко, убирая из нее часть полезных колебаний и "размазывая" (растягивая во времени) переходные процессы, что делает звучание более мутным и плоским.

   Все это, так сказать, врожденные недостатки CD. Однако, что известно далеко не всем, у этого формата имелись резервы для развития, некоторой компенсации описанных проблем и достаточно серьезного улучшения звучания. Возможно, CD должен был пройти некоторую эволюцию и превратиться из гадкого утенка если и не в прекрасного лебедя, то по крайней мере во вполне пристойную птицу. К сожалению, этого не произошло по причинам, не имеющим никакого отношения к музыке или звуку: однобокость мышления разработчиков-производителей аппаратуры; желание сэкономить на внедрении каких-то новшеств и задержать развитие конкурентов, стремление удешевить предлагаемую технику. Заметим попутно, что стремление к удешевлению обычно сказывается на качестве работы аудиотехники самым плачевным образом.

   Итак, эволюцию формата CD-DA олицетворяют собой аппараты компании Perpetual Technologies, кратко описанные нами в предыдущем выпуске. Предлагаем вам проследить за логикой этой эволюции. Пойдем по порядку.

  1. Для передачи цифрового сигнала от CD-транспорта к аудиопроцессору используется интерфейс I2S вместо традиционного SPDIF. Вкратце - это более совершенный способ связи между транспортом и процессором, позволяющий передавать данные более точно и практически без джиттера.
  2. По поводу увеличения разрядности кодового слова и частоты дискретизации - смотрите выше. Можно также добавить, что дополнительный прирост качества дает использование алгоритмов, учитывающих особенности человеческого слуха, так что интерполяция данных производится не механически, а вполне "человечно".
  3. Повышение частоты дискретизации приводит к тому, что упомянутые цифровые шумы появляются не около 20 кГц, а на гораздо более высоких частотах. При этом цифровой фильтр уже не обязан срезать все частоты выше указанного порога, он имеет более плавные и естественные характеристики и по своим параметрам приближается к аналоговым фильтрам. Обрабатывая данные, дискретизированные с частотой 192 кГц, фильтр почти не вредит музыке.
  4. Кроме того, цифровой фильтр, роль которого играет аудиопроцессор, благодаря своей программе. стал "интеллектуальным", то есть он может менять режимы своей работы в зависимости от воспроизводимой музыки и особенностей акустических систем и помещения.

   Отметим еще некоторые особенности, которые также подтверждают приверженность разработчиков Perpetual Technologies идеологии High-End. Во-первых, существование CD-транспорта и ЦАПа в отдельных корпусах позволяет максимально изолировать друг от друга механику и систему обрабоки сигнала. Во-вторых, предлагаемый специальный блок питания заботится о том, чтобы компоненты получали на входе ток, избавленный от всех искажений и паразитных колебаний, которыми полна электрическая сеть. В-третьих, это наличие программы, управляющей процессом передискретизации (в этом отличие от всех других аппаратов передискретизация осуществляется жестко детерминированным чипом, то есть на уровне "железа"). Самое главное, компания предложила рынку в своем роде уникальные продукт, основанный на оригинальной технологии, очень серьезно и при этом корректно улучшающий качество звучания, не являющийся чрезмерно дорогим.

   Разработчики (и продавцы) настоящего High-End уровня - это всегда меломаны, аудиофилы, то есть энтузиасты, любящие музыку и хороший звук. К этой же категории, несомненно, относится и Марк Шифтер, глава Perpetual Technologies, именно поэтому во главу угла при разработке и продвижении аппаратуры на рынок легло максимально высокое качество звучания, а не цена (чрезмерно низкая для "общедоступности" или завышенная). В результате получившиеся компоненты - это не "крутая техника", повышающая престиж владельца, а источник подлинной живой музыки для ценителя. В России эти аппараты аудиофилам и меломанам предлагают такие же энтузиасты, не стремящиеся сделать на продаже большие деньги.


http://www.hi-end.biz/images/perptech/2x2.jpg

   Предлагаем вам еще раз полюбоваться элегантным внешним видом P-1A и P-3A, а также напоминаем, что по любым вопросам, а также по поводу приобретения представленной техники вы можете связаться с нами по mailto:info@hi-end.biz  Ориентировочные цены на P-1A и P-3A от 2000 до 3000 USD в зависимости от выбранной комплектации.
   Следующий выпуск рассылки будет на ближайшее время последним по данной тематике. После чего мы Вам предложим и подробно распишем 9 полноценных домашних кинотеатров на любой вкус и почти на любой кошелек (кроме самых дешевых вариантов, которые выбирают не за качество, а за цену).
 

Пожалуйста, расскажите про нашу рассылку своим друзьям и знакомым. Для подписки по электронной почте достаточно отправить с подписываемого адреса письмо на адрес mailto:tech.av.hiend-sub@subscribe.ru
Ведущий рассылки Андрей Малыгин mailto:info@hi-end.biz

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное