Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Домашние кинотеатры, Hi-End аудио и видео. 19.06.04


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Домашние кинотеатры, Hi-End аудио и видео.

Сайт рассылки
http://www.hi-end.biz

Выпуск №7

Каким будет завтра?

   Полезно бывает иногда поразмыслить о будущем. Учитывая тематику нашей рассылки, нас в первую очередь интересует будущее домашнего видео и аудио. На время оставим в стороне рассуждения о видеотехнике - она сейчас развивается семимильными шагами, что с ней будет дальше, в общем-то понятно: качество картинки будет расти, цена оборудования падать. Гораздо менее ясно и однозначно обстоят дела с аудиотехникой. Попробуем разобраться, в каком формате, на каких носителях и на каком оборудовании будут слушать музыку в России в обозримом будущем. Ответ на этот вопрос позволить понять, как быть дальше, то есть чего ждать от аудиоиндустрии, что покупать, сколько денег копить.

   Рассмотрение начнем с формата mp3 и постараемся сразу с ним покончить. Формат mp3 удобен в двух отношениях: музыка в этом формате занимает очень мало места, и музыкальные файлы доступны через Интернет во многих случаях совершенно бесплатно. Понятно, что эти достоинства настолько велики, что этому формату обеспечено процветание (по крайней мере до тех пор, пока не появится более удачный способ сжатия и хранения аудиоданных, возможно, еще более компактный и дешевый и в раскрутку которого вложат хорошие деньги). Остается только один недостаток: если вы хотите слушать хорошую музыку с хорошим качеством, про этот формат лучше вообще забыть. Потери информации при переводе музыки в этот формат велики и безвозвратны. Если вы любите mp3 и делаете ставку на него, дальше можете не читать :-).

   Далее - виниловые диски. Они обеспечивали великолепное качество звучания, но для подавляющего большинства отечественных меломанов эра виниловых пластинок закончилась полностью и безвозвратно: в России их больше не выпускают, не делают также проигрывателей для них. Только небольшая, достаточно состоятельная часть любителей музыки может позволить себе приобретать качественные пластинки и проигрыватели зарубежного производства и наслаждаться "настоящим аналоговым звуком". Многие же из молодых любителей музыки виниловые диски не слушали никогда и нисколько об этом не жалеют. Есть также люди, которых вполне устраивает цифровой звук, и от прослушивания "винила" они отказались.

   Существуют и развиваются два "молодых перспективных" формата - DVD-audio и Super Audio CD. Вот их достоинства, которые привлекают меломанов: высокое разрешение (то есть способность передать большое количество музыкальной информации в единицу времени - все нюансы звучания, обертоны и т.д.), возможность записи музыки в многоканальном варианте (окружающий звук). Прогрессивные современные музыканты (например, Питер Гейбриэл, Майк Олдфилд) заявляют, что их творчество уже не помещается в рамки двухканального стерео. И, видимо, они правы - при высокой насыщенности музыки различными идеями, обилии инструментов и разноплановости звучания многоканальное звучание - это настоящий прорыв.

   Те, кто слушали музыку на DVD-audio и Super Audio CD, рассказывают, что звучание просто невероятное - реалистичное, живое, богатое, многоплановое, волшебное (и еще масса эпитетов). Казалось бы, вот оно - будущее! Действительно, если думать о высшем качестве и далекой перспективе, то придется покупать проигрыватель, способный справиться с воспроизведением этих форматов. Лучше, конечно, купить комбинированный DVD-audio/SACD плейер, особенно когда они еще подешевеют и сравняются в цене с обыкновенными проигрывателями. Однако, торопиться пока некуда, а кроме того, и здесь не все так просто, есть некоторые серьезные проблемы.

  • В предыдущем абзаце недаром сказано "...те, кто слушали...". Таких пока немного, потому что в Росси диски обоих форматов пока мало распространены, они дороже обычных CD (тем более пиратских, которые по традиции принято слушать в России).
  • В этих форматах выпущено пока очень немного записей. Так что для большинства меломанов просто невозможно найти запись любимого произведения, например, на Super Audio CD.
  • Даже несмотря на превосходство новых форматов над стандартным CD, при ремастеринге аудиозаписей в новые форматы очень часто получается только хуже. Одно дело, если для производства нового DVD-Audio используются записи, сделанные на особых многоканальных студийных магнитофонах. При этом качество звучания диска в новых форматах превосходит CD. Но ведь в погоне за дополнительными прибылями часто делают ремастеринг с CD например на SACD. И полученная запись за счет всевозможных преобразований обычно становится менее качественной.
  • Не стоит обольщаться, хорошие проигрыватели никогда не будут дешевы, поэтому, если вы хотите высокого качества звучания, придется платить высокую цену. Как минимум 1300-1500 за комбинированный проигрыватель уровня HI-FI.
  • Идет так называемая "война форматов" между DVD-audio и Super Audio CD. Утверждают, правда, что она либо кончилась, либо затихла (особенно с выходом комбинированных проигрывателей), но факт остается фактом. Производители аудиотехники и фирмы, выпускающие аудиопродукцию, пока не определились, какой из двух форматов предпочесть (то есть куда вкладывать деньги).
  • Есть также мнение, что формат Super Audio CD незаметно приносится в жертву своему конкуренту. Дело в том, что в многоформатных дешевых проигрывателях один и тот же чип обрабатывает данные обоих форматов, хотя в принципе это вроде бы невозможно, так что, видимо, данные из формата Super Audio CD перекодируются в формат, близкий к DVD-audio.

   Наконец, перейдем к формату, который на сегодняшний день занимает большую часть нашего аудиопространства. Это традиционный Compact Disc Digital Audio (CD-DA, CD). За последние 20 лет он стал вполне привычным и удобным почти для всех меломанов и аудиофилов. К достоинствам этого формата относятся относительная дешевизна, удобство пользования, долговечность, приемлемое качество воспроизведения. По крайней мере, это качество значительно более высокое, чем у формата mp3 (да простят нас приверженцы этого формата, впрочем, они все равно не стали дочитывать до этого места :). В этом формате выпущено огромное количество музыки абсолютно всех стилей и направлений. Любители музыки создали себе внушительные коллекции CD, которые слушают и переслушивают. Кроме того, к этим дискам все просто-напросто привыкли.

   Вот почему многие специалисты серьезно заявляют, что в уже упомянутой битве форматов победил компакт-диск. Представьте себе, каких трудов будет стоить перезаписать все произведения, изданные на CD, в новых форматах (ну хотя бы в одном из них), а также вынудить меломанов приобретать любимые произведения повторно уже на новых дисках! А сколько времени это займет? Наверное, никак не меньше 20 лет! Вот поэтому CD еще очень крепко стоит на своих ногах (в первую очередь в рыночном отношении) и сдавать позиций не собирается. Так что, если речь идет действительно об обозримом будущем, то еще долгие годы любителям музыки придется слушать CD. Подумайте, как вам жить все эти годы, в особенности если в вашей коллекции пара-тройка тысяч компактов.

   Теперь подольем масла в огонь и поговорим о его недостатках CD. Связаны они с ограничениями при кодировании музыкальной информации. Длина кодового слова 16 бит и частота дискретизации 44,1 кГц не обеспечивают качества воспроизведения, сравнимого с живой музыкой, поэтому настоящие меломаны категорически недовольны. Они описывают звучание CD как плоское, зажатое, искусственное, пластмассовое, сухое, резкое. Основная претензия - ненатуральность, эмоциональная холодность звучания, ощущение, что слушаешь не живого исполнителя, а искусственную имитацию. Разумеется, качество звучания во многом зависит от того, на какой аппаратуре вы слушаете свои компакт-диски. Не стоит забывать, что большинство современных DVD-плейеров (особенно дешевых) компакт-диски воспроизводят плохо.

   И вот тут настало время писать о хороших новостях. В своей культовой книге "Энциклопедия High-End Audio" известнейший специалист Роберт Харли пишет: "Ваша коллекция компакт-дисков является скрытым кладом". Почему так? Потому что существуют возможности значительно улучшить звучание CD. Эти возможности заключаются в изменении разрядности кодового слова и повышении частоты дискретизации при обработке информации, считанной с диска. При этом к базовым отсчетам, записанным на диске, добавляются промежуточные, созданные процессором. Разумеется, при этом информация, утраченная при записи CD, не восстанавливается, а как бы создается заново (конечно, весьма приблизительно, но это гораздо лучше, чем ничего).

   Таким образом, музыкальной информации становится больше, режим работы цифрового фильтра изменяется в сторону большей гибкости и становится ближе к характеристикам аналоговых фильтров. "Искусственность" и "пластмассовость" исчезают. Звучанию возвращается большая часть мелких деталей и нюансов, оно становится более свободным, динамичным, богатым, естественным. Невероятно возрастает вовлеченность слушателя в происходящее, эмоциональный отклик. Итак, вот путь к кардинальному улучшению качества той музыки, которую вы слушаете. Как это может осуществляться в реальности? Мы рекомендуем самый удачный вариант - технику компании Perpetual Technologies.

   Эта американская фирма предлагает комплект из двух аппаратов - аудиопроцессор P-1A и цифрово-аналоговый преобразователь P-3A. Аудиопроцессор осуществляет изменение разрядности до 16, 18, 20 или 24 бит при тактовых частотах 44,1, 48, 96 или 192 кГц. При этом процессор также учитывает психофизические свойства слуха по отношению к различным уровням громкости, частотам и некоторым видам искажений, то есть осуществляет оригинальный метод перцертуально-адаптивного кодирования. Кроме того, с его помощью можно корректировать особенности и недостатки звучания большинства выпускаемых в настоящее время акустических систем. В перспективе возможным станет также цифровая коррекция акустических недостатков помещения. Изображение аудиопроцессора P-1A ниже.

 http://www.hi-end.biz/images/perptech/processors_5_2.jpg

   Цифрово-аналоговый конвертор P-3A собран на том же шасси, что и процессор, и является его оптимальным партнером. В преобразователе применены самые современные микросхемы и высококачественные детали. Существует также "специальное издание" этого конвертора, которое отличается от базового некоторыми улучшениями аналоговой части. А это изображение цифрово-аналогового преобразователя Perpetual Technologies P-3A.

 http://www.hi-end.biz/images/perptech/processors_5_3.jpg

  Эти аппараты могут быть подключены к любому проигрывателю CD или DVD, который при этом выполняет функции транспорта, то есть просто считывает информацию с диска и передает ее аудиопроцессору, никак ее не обрабатывая.

   Вот отзыв экспертов после прослушивания: "Характер звучания CD с процессором P-1A близок к DVD-audio и к SACD, а точнее, находится где-то между ними. В нем меньше остроты, чем у DVD-audio, и меньше пластичности, чем у SACD. Но в то же время, для звука, обработанного процессором, характерна мягкость, ненавязчивая проникновенность, он похож на звучание грамзаписи, чего не скажешь ни о DVD-audio, ни о SACD". Самое главное, беспрецедентно возрастает эмоциональность и выразительность музыки. Вот оно, будущее уже сегодня!

   И, наконец, хорошие новости для читателей рассылки. В нашей стране продажа этих аппаратов осуществляется пока энтузиастами качественного звука на очень выгодных условиях (то есть по самым низким ценам). В зависимости от комплектации, стоимость этой техники составляет от $2000 (аудиопроцессор и конвертор в базовом варианте) до приблизительно $3000 (со специализированным блоком питания и соединительными кабелями, а также с доработкой проигрывателя CD). По сравнению с ценами на High-End компоненты это крайне, просто неприлично дешево! Традиционная рекламная фраза "эта аппаратура заставит вас пересмотреть свои представления о том, какое звучание можно получить за такие деньги" в данном случае полностью оправданна.

   Если вас заинтересовала представленная информация, и вы захотите узнать какие-либо подробности, а возможно, и приобрести аппаратуру Perpetual Technologies, пишите mailto:info@hi-end.biz. Мы планируем посвятить этим уникальным аппаратам еще один выпуск рассылки, где остановимся на особенностях их использования и некоторых технических подробностях. Уникальность этих компонентов заключается в том, что они представляют собой, по сути, следующий шаг в развитии формата CD-DA, который просто необходимо было сделать. И вот, когда этот шаг сделан, стоит поспешить, чтобы воспользоваться его плодами!
 

Ведущий рассылки Андрей Малыгин mailto:info@hi-end.biz


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное