Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости корпоративных автопарков. Особенности Car allowance в России


Особенности Car allowance в России

 

Структура денежной компенсации, предоставляемой вместо автомобиля. Оценка эффективности и практика российских компаний.

 

Достаточно широкое распространение в современных автопарках получило предоставление денежного поощрения вместо автомобиля (“Car allowance”). Возможность выбора между предоставлением корпоративного автомобиля и Car allowance в том или ином виде существует примерно в половине автопарков российских «дочек» зарубежных компаний. Иногда данный инструмент официально закреплен и четко прописан корпоративной политикой, иногда предлагается некоторым группам сотрудников на индивидуальной основе.

Существенным моментом является методика оценки суммы денежного поощрения, предоставляемой вместо корпоративного автомобиля. Действительно, в зависимости от нужд компании и ее политики, суммы могут быть очень и очень разными.

Иногда компания не считает нужным мотивировать использование данного инструмента и предлагает фиксированные небольшие суммы, которые существенно меньше реальных совокупных расходов на автомобиль. Или, наоборот, компания видит серьезную выгоду в car allowance и продвигает его использование. Особенно это касается регионов, где «отдаленно» работают буквально один - два сотрудника. В таких случаях при практике Car allowance компания может значительно сэкономить на доставке авто, его обслуживании, регистрационных действиях.  С другой стороны, некоторые сотрудники практически не пользуются автомобилями, но 80% итоговых расходов составляет его приобретение. В таких случаях можно подобрать сумму денежного поощрения, которая устроит обе стороны.

Ниже представлена структура расходов на автомобиль среднего рабочего класса.

Табл.  Структура общих расходов на автомобиль

 

Расходы

Сумма за 4 года

Финансирование

Финансирование*

197 000р.

Эксплуатация

Топливо

195 000р.

ТО и ремонты

140 000р.

Страхование

126 000р.

Другие

42 000р.

Итого

700 000р.

* Под финансированием понимается разница стоимости покупки и продажи автомобиля.

В случае, если сотрудник склоняется  в пользу использования собственного авто и получения Car allowance, то такой сотрудник будет самостоятельно нести все эксплуатационные расходы, связанные с использованием личного автомобиля в рабочих целях. Поэтому сумма возмещения должна быть не менее суммы эксплуатационных расходов с учетом небольшого коэффициента риска.

Например, при использовании денежного поощрения в размере 11000 рублей ежемесячно (528 000 за 4 года) компания:

·                              Экономит «чистыми» 700 000 – 528 000 = 172 000 рублей.

Одновременно

·                              Сохраняет значительные средства в обороте (не будем забывать фактор стоимости денег)

·                              Освобождается от административных, бухгалтерских и других ресурсов, связанных с обладанием и управлением корпоративным автомобилем, как единицей автопарка (а это вполне просчитываемые дополнительные затраты)

При этом сотрудник:

·                                получает ликвидный компенсационный пакет – деньги, а не автомобиль

·                                сумма выплат с запасом покрывает эксплуатационные расходы, особенно с учетом более бережного обращения к личному автомобилю, а также если автомобиль сотрудника «дешевле»

Итак, в нашем примере ratio Car Allowance против общих расходов при покупке  =  528 000 / 700 000 = 75%.

Конечно же,  Car allowance будет облагаться налогами – ЕСН и НДФЛ. Как правило, НДФЛ будет отнесен за счет сотрудника, а вот расходы компании возрастут на ЕСН. Но  эффективная ставка ЕСН будет ниже 20% и, таким образом, даже в «чистых» деньгах (не считая упомянутых выше стоимости денег и административных расходов) компания выиграет.

Безусловно, компания также должна учитывать возможные негативные эффекты, такие как, например,  несоответствие личного автомобиля сотрудника корпоративному стилю,  отсутствие контроля. Поэтому, при предоставлении Car Allowance существуют некоторые ограничения. Например, эта практика совершенно недопустима для рекламных\маркетинговых автомобилей, поскольку они представляют компанию и их авто оптимизированы под выполнение специальных задач.  Эта практика не всегда допустима в отношении автомобилей, являющихся инструментом для ежедневной работы сотрудника,  как правило для «полевых» коммерческих представителей.

Чаще Car Allowance используется для бенефитных автомобилей, предоставляемых сотрудникам в качестве части компенсационного пакета.

Но все же, несмотря на всю привлекательность  Car Allowance, сотрудников, выбравших Car allowance (на примере нескольких компаний FMCG, IT сегментов, а также сегмента фармацевтики), по прежнему существенно меньше чем их коллег, использующих корпоративных «лошадей». Также следует отметить, чем выше уровень сотрудника в корпоративной «табели о рангах», тем менее выгодными он считает условия car allowance и тем реже он готов их принять.

Существует и другой инструмент - в небольших автопарках иногда используется схема «Деньги вместо обслуживания», по сути это компенсация эксплуатационных расходов личных автомобилей сотрудников. Однако, начиная с 10-20 автомобилей,  администрация и организация процессов компенсации каждого из расходов явно становится ресурсоемкой и неконтролируемой. Поэтому данную схему нельзя рекомендовать как инструмент в ежедневной работе.

Материал подготовлен на основе исследований компании «Пятое колесо менеджмент».

http://fleetmanagement.ru/modules.php?name=Articles&pa=showarticle&articles_id=126

редакция сайта  www.fleetmanagement.ru

info@fleetmanagement.ru

8 (495) 540-91-00

 

 


В избранное