Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое на сайте об автомобилях Мазда - www.world-of-mazda.ru


Первые круги роторного двигателя в Le Mans

А начиналось все так...

Гонка Le Mans уже давно стала легендой. Из трех крупнейших мировых «гонок на выживание», наряду с Дайтоной в Штатах (Rolex 24 at Daytona) и Спа в Бельгии (Spa 24 houres), пожалуй, именно французская является самой уважаемой.

Прогресс все время повышает требования к участникам. Немногим более чем за 40 лет, средняя скорость победителя выросла с 92 км/ч до 200. А преодолеваемой расстояние – с 2 200 км в 1923 до 5 000 уже в 1967.

Всегда, во все времена, на любой гонке идет жесточайшая конкуренция между автомобильными брендами. Ибо выиграть Le Mans для автомобильной марки – значит получить знак высочайшего качества.

Победить здесь с новым типом двигателя – значит вписать себя в историю.

Для победы в Le Mans нужно не расслабляться при любой погоде, в любое время суток Впервые в своей истории Мазда приехала в Le Mans в 1970. Однако ни в этом, ни в 1973 ее машины не преодолели и половины временной дистанции. Но японцы не унывали. Если получилось у Cosmo в Нюрбургринге, получится и у спортпрототипа в Le Mans, были уверены они. И уже через 5 лет модель 252i, собранная на шасси Savanna RX-7, увидела клетчатый флаг двадцать первой. Это было первое успешное завершение Le Mans компанией Мазда, к тому же с автомобилем, оснащенным передовым роторным двигателем.

Уже через два года Мазда финишировала на 14-месте.

1983 принес некоторые изменения в регламенте – появился Class 7 Junior – и одному из автомобилей Мазда удалось с ходу занять в нем первое место. В общем зачете модель 717С финишировала 12-ой.

 

Аппетит приходит во время еды.

«Настоящая» победа стала как никогда желанной. В рамках Мазда создано специальное подразделение, Mazdaspeed, Ltd, единственная цель которого – построить такую машину, которая победила бы в Le Mans. И хотя в следующем году продвижения в общем зачете не произошло, но все три автомобиля Мазда, оснащенные роторным двигателем, успешно закончили гонку – неоспоримое свидетельство прогрессирующей надежности ванкелей.

«Просто доехать до финиша» - такая цель уже никак не могла удовлетворить амбиции Мазда. Для победы над такими гигантами Le Mans и мирового автомобилестроения, как Mersedes-Benz, Porshe и Juguar, требовалось удвоить усилия. Но новый «сырой» трехроторный двигатель 13G, которым были оснащены две Мазда 757, не позволил японцам в 1986 добраться до финиша.

Урок был получен, и уже на следующий год один из автомобилей Мазда приехал 7-м в общем зачете – лучшее место в истории для японского производителя. Роторный двигатель R28B, приведший в итоге болид Мазда к победе

Поиски продолжались – быстрее, надежнее, мощнее – под таким девизом японские инженеры искади способы создать роторный двигатель, которые превосходил бы поршни конкурентов. Мотор 13J неплохо показал себя, позволив в 1989 вновь финишировать на 7-м месте.

1990 был дебютом для нового мотора R26B мощностью 700 л.с. Оснащенная им новая модель 787 была вынуждена сойти из-за механических проблем, в то время как проверенная 767-ая финишировала двадцать первой, как и в 1973.

Однако это было падение, после которого последовал невиданный взлет к вершине Le Mans.

Le Mans 1991 - игра начинается

До старта остаются минуты... В 1991 для Ле-Мана были приготовлены три автомобили Мазда – два новых 787B и предыдущая их версия 787. Им противостояли зубры мира спортивных гонок - Мерседес-Benz, Porsche, Juguar и Pegout. Вряд ли бы даже спортивный директор Мазда Takaharu ("Koby") Kobayakawa рискнул бы поставить деньги на победу своих подопечных.

Все, что оставалось японцам – делать хорошо то, что зависело от них.

И надеяться на удачу.

Болид Mazda 787B с бортовым номером 55 был окрашен в легкомысленные оранжево-зеленые цвета, в противоположность обычному строгому бело-синему камуфляжу автомобилей Мазда. Команду водителей составляли Volker Weidler, Johny Herbert и Bernard Gachot. Одним из пилотов главного конкурента – Mersedes – был будущий чемпион мира в Формуле 1 Михаэль Шумахер!

 

Роторный двигатель - путь к победе

Тылы оранжево-зеленого болида надежно прикрывает товарищ по команде... Мазда #55 начала гонку с 19 места на стартовой решетке, что было вовсе не так плохо. Хотя один из болидов Mersedes и показал первое время, из-за особенностей технического регламента он стартовал с 11 позиции.

«Я на десять тыщ рванул как на пятьсот – и спекся» - пел Высоцкий о неудачно выбранной тактике спринтера на стайерской дистанции. Однако для Мазда это был единственный шанс не слишком сильно отстать от резвых немцев, которые очень быстро захватили лидерство. Японцы отошли от своей обычной консервативной стратегии осторожничания. Ровно в 16.00 болид #55 «рванул» так, как будто впереди не было труднейших суток непрерывных испытаний. Это смелое решение было выбрано только для этой машины и основывалось на исключительной топливной экономии двигателя R26B и той высочайшей надежности, которую показал мотор на тестах.

Основная борьба развернулась ночью. В ее середине #55 обошел Ягуара и шел теперь на третьем месте – лучшем в своей более чем 20-летней истории участия во Вперед - к победе! французской «гонки на выживание». Впереди оставались только два болида Mersedes. И в конце концов надежность оранжево-зеленого японца оказалась решающей. Ночью из-за проблем в коробке передач остановился Mersedes Михаэля Шумахера.

И оставшийся немецкий автомобиль, ведомый Аланом Ферте, не выдержал напряжения. На 22-м часу гонки он заехал на пит-стоп, чтобы уже не выехать оттуда. Клубы пара, подымающиеся из-под капота Mersedes, возвестили о новом лидере гонки.

Ничто не более не могло помешать болиду #55 устремиться к первой в истории японского автомобилестроения победе в легендарнейшей гонке. И в 16.00, преодолев 362 круга и 4 932,2 километра, Мазда оформила эту небывалую для нового типа двигателей победу.

Жизнь после Le Mans

Интернациональная команда пилотов помогла Mazda взобраться на вершину Le Mans

Прямая речь победителей: Johny Herbert (это он увидел клетчатый флаг, сидя в кокпите): «Честно говоря, нашей самой главной головной болью с самого начала был Mersedes, никак не Ягуар. Что касается Porshe, было ясно, что они не имели шансов на победу. Я все время оказывал такое давление на Mersedes, на какое был способен. И в конце концов это принесло свои плоды – они сломались.»

Volker Weidler: «Перед нами стояла задача финишировать в пятерке. Мы не теряли ни секунды на своих питстопах. Вся наша команда выложилась на 100%. Поэтому мы победили».

Bernard Gachot: «Мы лишь немного помогли Мазда. У компании отличные механики, которые подготовили отличный автомобиль для Le Mans. Эта победа – прежде всего их победа. Если вы упорно трудитесь, то ваши усилия в конце концов окупаются. Каждый человек, хоть немного понимающий в гонках, видит, какую гигантскую работу проделала Мазда. И ее нельзя не уважать за это». После гонки. Два участника гоночных марафонов - 787B и Cosmo Sport (на заднем плане)

В конце победного сезона FIA запретила использовать в гонках роторные двигатели. Это было сделано в целях большей унификации. Основной стала платформа с моторами первой Формулы 3,5 L. Также это была последняя победа автомобиля с шинами Dunlop.

Интересно, что Мазда не очень активно использовала свой потрясающий успех в маркетинговых кампаниях новых Мазда. Можно отметить лишь выпуск ограничееной серии Mazda MX-5 Miata победной окраски Le-Mans.

По-разному сложилась судьбы водителей оранжево-зеленого автомобиля Мазда.

Herbert одержал три победы в Формуле-1 и оставил чемпионат в 2000, вернувшись в гонки спотркаров. Ветеран на заслуженном покое

Gachot получил срок за нападение на лондонского таксиста и после досрочного освобождения имел лишь незначительные успехи.

Weidler был вынужден оставить японский чемпионат Формулы 3000 из-за серьезной диагностированной болезни.

Оригинальный автомобиль-победитель с бортовым номером 55 пребывает на заслуженном покое в городе, где начиналась история Мазда – Хиросиме. Также были сделаны четыре копии, одну из которых передали в музей Le Mans.


В избранное