Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Начинающему автомобилисту

  Все выпуски  

Начинающему автомобилисту. Это надо знать. Эта страшная штука - коррозия.


 

Здравствуйте. С Вами Виктор ВАТРАК.

Начинающему автолюбителю.

Это надо знать.

Эта страшная штука – коррозия.

Сегодня, пожалуй, самая грустная из всех тем. Говорить на эту тему, всё равно, что говорить о раке в медицине. Нет пока спасения от этой болезни, есть способы несколько отдалить конец. Очень тяжело читать Ваши письма, где с надеждой спрашивают: подскажите из Вашего опыта, чем и как Вы боретесь с ржавчиной, какие знаете приёмы?

 

Есть и опыт, и приёмы, но как я сказал, они способны лишь отдалить срок полного разрушения кузовных деталей. Моей первой машиной был ЗАЗ-968 «ушастый». Пробег 60000, эксплуатация 10 лет, безгаражное хранение, небрежное отношение, кузов, насквозь прогнивший во многих местах, таким я его купил. Это были времена, когда покупка машины была сложнейшим делом. Деньги у людей водились, а рынок автомобилей был пуст, поэтому, схватив гнилой «Запорожец», я был счастлив. За зиму раскидал его в гараже, оставив совершенно голым кузов, а весной притащил несколько листов холоднокатаной стали, позвал приятеля-сварного, и мы занялись. Кроили, вырезали, латали. Особой моей гордостью были места, которые надо было делать из стали, гнутой методом штамповки. Я из деревяшки строгал шаблон, пристраивал его на кузовную дырку изнутри, а сверху при помощи стеклоткани и эпоксидной смолы создавал поверхность кузова.

 

Закончив латать,  днище покрыл свинцовым суриком, поверх сурика – мастика на битумной основе, все пазухи и пустоты пролил «Мовилем». Чистый металл обработал ортофосфорной кислотой, после чего шпатлёвка, грунтовка и окраска. Получился как новенький – любо-дорого посмотреть. Такой мощный комплекс мероприятий позволил мне 8 лет рулить летом и зимой, после чего подвернулся случай (выделили на работе) заменить его на «семёрку».

 

Так вот, за 8 лет на кузове реставрированного и обработанного «Запорожца» появились первые, самые маленькие намёки на ржавчину. А теперь вспомните, что писал я  про 8 лет в учебном пособии «Новичок за рулём». Делать выводы Вы умеете.

 

Для меня первый сезон обладания автомобилем вылился в трудоёмкую, кошмарную работу. Выручили молодость, энергичность и огромное желание водить машину. Как Вы понимаете, автосервис и автомастерские 35 лет назад может где и были… А в основном – либо делай сам, либо ищи «дядю Васю».

Что изменилось с той поры? Вот как раз автосервис и вырос, а я стал ленивее. Но с памятью у меня всё в порядке. То, что может проделать ржавчина с машиной, въелось в память не хуже самой ржавчины, и я регулярно проделываю комплекс мероприятий по защите от коррозии.  Обычно пользуюсь услугами одной и той же компании.

 

Так что же такое – эта пресловутая ржавчина? Откуда она берётся и почему её нельзя победить? Вспомните химию. Железо очень охотно вступает в реакцию с кислородом, являющимся одной из составных частей воздуха, и образует окисел, окись или оксид железа, то есть ржавчину. Вода является мощнейшим катализатором процесса, то есть во влажной среде окисление происходит на порядок быстрее, чем в сухом воздухе. Существующие добавки в сталелитейном производстве (никель, хром, титан), превращающие сталь в нержавеющий материал, настолько дорогостоящи, что и сегодня цена тонны «нержавейки» в несколько раз превышает цену «чёрного» металла за тонну. Этот путь защиты в массовом автомобилестроении неприемлем.

 

 Остаётся поверхностная обработка. В бытность мою ещё мальчишкой-старшеклассником я неоднократно слышал легенду о лужёных кузовах. Не могу сказать, правда ли это, но вот представить себе ванну с расплавленным оловом, куда опускают кузов автомобиля, я не могу до сих пор. Хотя чем чёрт не шутит? Зато достоверно знаю, что (не везде и не всегда) в автомобилестроении применяют оцинкованное железо. Оцинковка стоит в 2 раза дороже, покупатель согласен с удорожанием автомобиля, но и она не панацея. Оцинкованное железо тоже ржавеет, только значительно медленнее.

 

Дальше идут всевозможные мастики и смазки. Все они имеют свои характеристики. Рынок наполняется всё новыми и новыми наименованиями, и заблудиться в этих наименованиях – пара пустяков. Я не стану писать их названия, потому что не могу сказать, чем одно лучше другого. Но зато я знаю мастера, к которому приезжаю и слышу: «наряду с прежней я стал применять новую мастику. От прежней отличается тем, что более продолжительный срок сохраняет вязкость и не растрескивается. Стоит на 10% дороже, но и работает на полгода дольше». Соглашаться или нет – моё дело. А на антикоррозионную обработку отгонять машину надо с обидной периодичностью. Вечной является только душа человека.

 

Отчего же зависит эта периодичность? От условий эксплуатации и манеры вождения (здесь Вам помогла бы моя книга «Новичок за рулём»). Четыре наиболее характерных случая: вибрация и ударные нагрузки во время движения; выброс из-под колёс песка, щебня или гравия; движение по глубокой колее, когда чисто механически обдирается поверхность днища и растрескивание окрашенной поверхности из-за перепада температур.

 

В первом случае страдают места соединения, как болтовые, так и сварные. Вибрация и удары расшатывают места соединений, счищают защитный слой. Во втором случае страдают арки колёс и в меньшей степени днище автомобиля, по третьему и четвёртому и так всё ясно. Приводить такие случаи, как чисто механические повреждения лакокрасочного покрытия вряд ли имеет смысл.

 

Этот краткий перечень я дал только для того, чтобы Вы увидели всю неотвратимость воздействия ржавчины на кузов. А перечень этот очень велик. Здесь и соль на дороге, и царапины от ветвей деревьев, едва заметные глазу, кислотные осадки и ультрафиолетовые излучения, грязь и пыль. Не берусь перечислить все, да и не вижу в этом необходимости, поскольку ни одну из причин возникновения ржавчины устранить мы не в силах.

 

А потому надо думать над тем, как продлить срок службы автомобиля и не жалеть средств на антикоррозионную обработку. Как срочно это надо сделать? Российские автомобили сразу после приобретения и по полной схеме. По иномаркам надо советоваться в пункте обработки с мастерами. Большинство таких пунктов оборудовано компьютерами, и Ваше следующее обращение именно в этот пункт облегчит задачу и Вам, и мастеру, поскольку почти мгновенно будет определён объём предыдущей обработки.

 

 Иномарки высшей ценовой категории, как правило, защищены более надёжно. Но тем не менее в пункте сервисного обслуживания или автосалоне Вам подскажут объём (незначительный) антикоррозионных работ, если они там необходимы.

 

Приобретя автомобиль с рук, как отечественный, так и иностранку, сразу же рекомендую обратиться в антикор-пункт для обработки. Рынок заполнен различными составами для самостоятельной обработки, но сам я давно уже отвык от таких работ, как отвык, скажем, от ремонта камер в автошинах после прокола. А ведь когда-то разбортировать шину «двадцать первой» «Волги», завулканизировать камеру, собрать колесо и накачать ручным насосом до 2,2 атм было обычным, нормальным делом. Я не агитирую Вас отдавать машины в пункты обработки, можно и самостоятельно обработать автомобиль. Я просто пишу, как Вы того от меня и требуете, о своём личном опыте и тем самым предупреждаю, что на письма с вопросом: «а какой фирмы мастика лучше?» я отвечу: «не знаю».

 

 Но зато я видел то решето, в которое превратила ржавчина кузов автомобиля за 8 лет при довольно слабой эксплуатации. Не приведи Господь. Но тогда у меня вариантов не было. А смолоду не только честь беречь нужно, но и кузов автомобиля.

 

P.S. Небольшое объявление: я поставил программу автоматической обработки продаж. Весь фокус будет в том, что пока я буду находиться на даче, приём платежа и отправка книг будет производиться без моего участия. Столкнулся с проблемами на Rupay, сейчас они решены. А позавчера прошла оплата через WebMoney, которая даже не удосужилась сообщить мне о том, что приняла платёж. Тут всё оказалось сложнее, и автоматика заработает примерно через месяц. Не пугайтесь. Все платежи проходят нормально, только, если оплатили через WM, то сообщите мне об этом письмом, я тут же вышлю Вам пароль доступа.

 

Удачи Вам.

 

 

Мой адрес   http://www.vatrak.ru

 


В избранное