Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Начинающему автомобилисту

  Все выпуски  

Почему одной и той же марки аккумуляторы на одних автомобилях работают 6-8 лет, а на других 2-3 сезона?


 

Здравствуйте. С Вами Виктор ВАТРАК.

Начинающему автолюбителю.

Это надо знать.

Аккумуляторы. Продляем им жизнь.

            То, что я в четвёртый раз откладываю полунаписнную статью о маслах и смазках, говорит о моей неорганизованности и слабохарактерности. Иду на поводу у Вас, уважаемый читатель. Вот сегодня получил десятое письмо с просьбой шире рассказать об аккумуляторах, и, согласно правилам, выработанным мною для самого себя, сажусь за статью с продолжением рассказа об аккумуляторах.

 

            Кстати, попутно отвечу на пару вопросов, не касающихся источника питания. Первый вопрос прозвучал для меня очень неожиданно. Суть его свелась к следующему. Если я не имею автомобильного образования и пишу материал для новичков, не означает ли это, что среди профессионалов я полный ноль и мне не особо стоит доверять? Второй вопрос пришёл три недели спустя, позавчера. Но в унисон первому. Автор интересовался, что же я кончал, если так свободно пишу о резине, о дисках, о бензине, да ещё и учебник написал, который он пока не рискнул купить. Видимо, у автора тоже зреет зерно сомнения в моей компетенции.

 

            Ответ на 2 вопроса будет один. Моим «Университетом» была сама жизнь. И я считаю себя не самым плохим учеником у неё. Конкретнее? 15 лет стажа проектной работы. Инженер-электрик, я разрабатывал электрические схемы автоматизированного управления непрерывным технологическим процессом на предприятиях объёмом на 15-20 ватманских листов. В основном связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых подземным способом. Такой объём электросхем вынуждал и пояснительную записку

 составлять страниц на 200-300 машинописного текста. Да так составлять, чтоб была понятна всем, начиная от главного энергетика предприятия до оператора шахтной установки людского подъёма (среднее образование + курсы). Отсюда и умение излагать свои мысли. Отсюда чувство ответственности за безопасность людей.

 

            Покинув горильск и обосновавшись в Воронеже, я из проектировщиков перешёл в разряд конструкторов. Разница – земля и небо. Работа проектировщика заставляла иметь очень широкий кругозор (если хочешь чего-нибудь добиться), но совершенно не требовала глубоких академических знаний какого-то одного предмета. Мне это нравилось. Но для того, чтобы управлять технологическим процессом, я должен его хорошо знать. И я знал. Знал не только, как добывают руду, но и как её обогащают, как получают из неё металл, как, из чего и для чего делается цемент и многое прочее. Конструктор же досконально знает 1 предмет, который конструирует всю жизнь, если работает на одном и том же предприятии.

 

Я стал работать конструктором на предприятии, изготавливающем механические прессы, за три года изучил его в совершенстве, мне стало скучно, неожиданно предложили перейти на административную деятельность. Я тут же согласился. Поэтому, надеюсь, Вы заметили, что кругозор мой на самом деле широк, но уровень знаний не позволил бы преподавать, скажем, технологию обработки металлов давлением J . Потому и пишу для новичков. А кто же ещё для них напишет?

 

 А попробуйте поискать в Интернете аналогичную рассылку! Не скрою, учебники по вождению можно найти и дешевле, чем мой. Но там издатель решал, сколько будет стоить автор. Здесь же я сам решил, что стою  дороже, чем   полканистры бензина, но надо и меру знать! Кстати, сам я учебником эту книгу больше не называю. Стиль написания учебника совершенно не подходит стилю написания моей книги. Это скорее пособие по вождению, где в свободной форме автор ведёт беседу с автолюбителем, рассказывая о способах и приёмах вождения.

 

            На вопросы ответил, наболевшее высказал, вздохнул, и мысль полилась, только успевай нажимать клавиши. Итак, мы с Вами побывали на авторынке, без больших проблем выбрали и купили аккумулятор. Ставьте его и радуйтесь. Надеюсь, Вы хорошо усвоили, что на длительность службы марка как правило не влияет. Сегодня на слуху аккумуляторы VARTA, в следующем году могут быть совершенно другие, но не надо кидаться и менять аккумулятор, потому что мода изменилась. Надо постараться сделать так, чтобы купленный аккумулятор выстоял лет 5-6, прежде чем умереть. Вот именно этот вопрос и взволновал авторов писем об аккумуляторах.

 

            Особо хитрого здесь нет ничего, а заглянуть в устройство аккумулятора всё-таки придётся. Но не глубоко J . Сам по себе аккумулятор достаточно прост. 6СТ – начало маркировки стартёрной аккумуляторной батареи, состоящей из 6 аккумуляторов, каждый из которых выдаёт напряжение 2,1V и называется банкой. В банке размещены пластины, являющиеся положительными и отрицательными электродами и налита серная кислота плотностью 1,27 в качестве электролита. Все 6 банок соединены последовательно.

 

            Теперь буду сдаваться. Разумеется, я покривил душёй, когда сказал, что все аккумуляторы одинаковы. Под капотами крутых, навороченных «тачек» стоят и крутые аккумуляторы. Уже переходят на пластины из серебра взамен традиционных свинцовых. Применяют новые передовые материалы для перемычек, держателей и корпусов. Пока ничего не слышал нового об электролите, но, думаю, что качество и химическая чистота тоже вносят свою лепту. Но такие аккумуляторы выделяются ценой на порядок выше и манерой их владельцев не заглядывать под капот. А мы говорим о серийных, устанавливаемых на автомобили массового производства стартёрных батареях.

 

            Эти аккумуляторы условно можно разделить на обслуживаемые и необслуживаемые. Но пусть последнее Вас не очень-то привлекает, потому что совершенно необслуживаемых аккумуляторов не бывает и не может быть в принципе. Что же в таком случае значит «необслуживаемый»? Только то, что в него не надо доливать дистиллированную воду. Но в работающем аккумуляторе всегда происходит небольшое газообразование, которому просто необходим выход, иначе корпус аккумулятора взорвётся. Вот и выходит газ через маленькие отверстия в пробках или специальных дорожках и тех и других аккумуляторов. На воздухе газ быстренько конденсируется и выпадает в качестве осадка на корпус аккумулятора. Сначала ничего не видно, затем появляются белые следы налёта. Этот налёт токопроводен. И отсюда правило №1: тщательно следите за чистотой аккумулятора. Вытирайте его специально для аккумулятора выделенными чистыми тряпочками, чистите верх аккумулятора питьевой содой. Иначе Вас ожидает такое неприятное событие, как саморазряд аккумуляторной батареи. Вот Вам уже и обслуживание.

 

 Также происходит естественный саморазряд аккумулятора, в результате чего он ежесуточно теряет в ёмкости примерно 1% от начального значения. Отсюда следует, что если Вы поставили автомобиль надолго, то оставляйте его с полностью заряженным аккумулятором. А также не поленитесь раз в месяц посетить гараж и подзарядить аккумулятор путём простой работы двигателя на холостом ходу. Это опять обслуживание. Способ подзарядки от генератора автомобиля не считается достаточным для полной зарядки аккумулятора. Хорошо бы всё-таки самому иметь зарядное устройство, или друга с таким устройством. И давайте подробно посмотрим, в чём же заключается обслуживание и уход за аккумулятором, что может продлить ему жизнь?

 

 

Ваше уважительное отношение к аккумулятору должно выразиться в следующих действиях:

         проверять надежность крепления батареи в посадочном месте требует не только аккумулятор, но и Ваша безопасность. В случае переворота машины незакреплённый аккумулятор может замкнуть на корпус и стать причиной возгорания.

        Следить за надёжностью соединения наконечников проводов с клеммами аккумулятора. Помните, что в электрике любое ослабленное соединение значительно увеличивает сопротивление току и падение напряжения.

        Не допускайте появления налёта на клеммах аккумуляторной батареи и смазывайте их техническим вазелином.

        Очищайте аккумуляторную батарею от пыли и грязи

        Не оставляйте на поверхности аккумулятора случайно попавший на неё электролит. Убережёте батарею от саморазряда.

        Проверяйте и при необходимости прочищайте вентиляционные отверстия

        Периодически проверяйте уровень электролита в каждой банке аккумулятора и при необходимости доливайте до нормального уровня дистиллированную воду. Помните, что кислота не испаряется. Следовательно, если уровень электролита понизился не за счёт расплёскивания, то выкипела именно вода, а не серная кислота.

        Проверяйте корпус аккумулятора на предмет отсутствия трещин и просачивания электролита.

       

Очень важным моментом является контроль работы электронного регулятора напряжения.  Заключается он в следующем: раз в сезон необходимо замерять напряжение на клеммах аккумулятора. К сожалению, автомобили не комплектуются таким прибором, как вольтметр, (тот прибор, что стоит на щитке,  на самом деле является вольтметром. Но язык не поворачивается так его назвать. Скорее,  это индикатор напряжения, поскольку без цифр). Приходится держать для этого отдельно приобретённый небольшой вольтметр со шкалой 0-30В. Здесь подскажу, что стрелочные приборы работают с высокой погрешностью в первой трети части своей шкалы, и чем дальше вправо от «роковой Точки» отклоняется стрелка, тем точнее показания прибора. Так что измерять напряжение можно и прибором со шкалой 0-100В, но верить этим измерениям не стоит.

Я понимаю, что Вы дрожите от нетерпения узнать цифры, какие должны быть на приборе. Успокойтесь, разумеется, назову. А пока напишу, что косвенным прибором для такого контроля служит лампочка в бортовой сети автомобиля. Она загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Расшифруем язык лампочки. После поворота ключа в замке зажигания лампочка кричит: провода в порядке, соединения в порядке, со мной всё в порядке, я готова к сотрудничеству. После пуска двигателя генератор забирает работу бортовой сети на себя, напряжение, выдаваемое генератором, превышает напряжение на клеммах аккумулятора, лампочка гаснет. Если этого не произошло, то смею Вас огорчить: у Вас проблемы с генератором и надо их решать.

Учитесь читать язык стрелочного индикатора. А я сейчас дошёл до цифр. Мы с Вами уже знаем, что полностью заряженная батарея выдаёт 12,6В на зажимах. Генератор выдаёт 14В. С мелочью, но эту мелочь надо посмотреть в инструкции по эксплуатации персонально Вашего автомобиля. Означает это следующее. Шкала Вашего прибора (вольтметра) разделена на три цветовых зоны: жёлтую, белую и красную. Жёлтая зона от 8В до 12 В, белая зона от 12В до 15В, и красная зона от 15В до 16, 5В. На различных моделях автомобилей эти цифры могут незначительно меняться. Рабочим режимом, как Вы понимаете, является белый режим.  Ну а красный, как всегда, вопит о тревоге.

При включении зажигания стрелка прибора должна встать в положение 12,5В. После пуска двигателя нормальным положением стрелки будет положение около 15В. Стрелка в жёлтой зоне говорит о недостаточной заряженности аккумулятора, а при работающем двигателе – о выходе из строя генератора или регулятора напряжения. Красная зона показывает перезаряженность аккумулятора, а при работающем двигателе – о выходе из строя регулятора напряжения. Стрелка поможет оценить общее состояние бортовой сети. Если при включении электроприборов стрелка сильно отклонилась влево, а после пуска двигателя резко пошла вправо, то это говорит о потере ёмкости аккумуляторной батареи вследствие саморазряда или сульфатации пластин. Колебания стрелки при работающем двигателе говорят о нарушении контакта в цепи генератора или нарушении работы регулятора напряжения.

А в завершение статьи о том самом ежегодном контроле. Надо раз в сезон измерять напряжение на клеммах аккумулятора. Отклонения напряжения  при работающем двигателе и постоянной нагрузке от -10% до +10% не говорят, а кричат о необходимости замены регулятора напряжения, иначе вскоре возникнет необходимость замены аккумулятора. При изменении напряжения бортовой сети от -0,5В до +0,5В можно считать, что срок службы аккумулятора сокращается вдвое.

Если надолго (на месяц-другой) оставляете машину, то через обмотку возбуждения генератора происходит саморазряд аккумуляторной батареи. Лучше в таком случае отсоединить от аккумулятора клемму (+).  Если у Вас установлено электронное зажигание, то нельзя проверять работу генератора путём отсоединения при работающем двигателе клеммы аккумулятора. Если всё же возникла необходимость зарядки аккумулятора, то делайте это согласно инструкции на зарядное устройство. Я пользуюсь старым добрым агрегатом модели ВСА, имеющим амперметр и вольтметр, а так же рукоятки управления величиной тока и напряжения. По напряжению вопросов нет, ставьте 12В (более точно редко удаётся из-за конструкции зарядного устройства), а ток устанавливается более точно и равен 10% от ёмкости батареи. Так для аккумулятора 6СТ60 необходимо установить ток 6А. Зарядка производится порядка 6-12 часов (величина средняя и зависит от состояния батареи), а об окончании зарядки говорит обильное газовыделение (кипение) аккумулятора.

Вот такие нехитрые и чуть похитрее приёмы помогут Вашему аккумулятору продлить жизнь и сэкономить около 1000 рублей, которые лишними не бывают.

 

Заходите в гости. Мой адрес http://www.vatrak.ru

 


В избранное