Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Начинающему автомобилисту

  Все выпуски  

Начинающему автомобилисту. Это надо знать. Как приобретать шины.


 

Здравствуйте. С Вами Виктор ВАТРАК.

Начинающему автолюбителю.

Это надо знать.

Автошины.

Как выбрать и купить.

       Рано или поздно каждый владелец автомобиля столкнётся с проблемой покупки автошин. Вот тут-то голова и заболит. Присмотритесь внимательнее к мощным рядам шин, выставленных на продажу. Каких только покрышек здесь нет. Ну и, конечно, хотите лучше? Да вот они, только стоят намного дороже. Давайте-ка послужу Вам сегодня путеводителем в этом резиновом океане.

 

Прочитавшие мой учебник по вождению автомобиля, наверняка поняли уже, что совета типа: бери резину такой-то марки, и горя знать не будешь! – Вы не дождётесь. Я не первый год замужем, чтобы давать такие советы. Я расскажу Вам о шинах, а выбрать ту или иную – это дело вкуса. Естественно, что для выбора у Вас должны быть открытыми глаза и уши. Глазами Вы присмотрите то, что Вас заинтересует, а ушами услышите то, что говорят вокруг покупатели и продавцы. Будучи вооружены знаниями, Вы можете уже без опаски, что Вас обманут, вести диалог с продавцом. Они моментально отличают человека подкованного от «чайника» и уже не так стараются подсунуть более дорогой товар.

 

Итак, что же такое шина? Поверьте на слово, что это многослойное изделие, основным компонентом которого по объёму можно считать высококачественную резину различных сортов (марок). Более подробное объяснение займёт места не менее страницы, а оно Вам надо? Вам надо выбрать покрышку, а для этого надо чётко представлять себе следующее: состояние Вашего кошелька; климатические условия и качество дорожного покрытия в районе эксплуатации автомобиля;  извилистость дорог; вес гружёного авто; преимущественная скорость движения.

 

Начнём с парадокса. Чем толще протектор, чем больше глубина канавок на нём, тем больший пробег эта шина может совершить. Ну и работайте, господа конструкторы, над увеличением толщины протектора, удлиняйте срок службы покрышки! Но чем толще протектор, тем тяжелее шина, тем большее сопротивление качению она оказывает, тем быстрее и больше она нагревается на больших скоростях, а в результате расслаивается и выходит из строя.  Вот и работают конструкторы всего автомобильного мира   над тем, чтобы соблюсти этот баланс: оптимальная глубина протектора при максимальной скорости. Сейчас для легковых шин (а другие я и не рассматриваю) глубина канавок колеблется в пределах 7-12мм. И если при покупке Вы увидите подходящий Вам размер, но высокий протектор, поинтересуйтесь, какова максимальная скорость для этой  покрышки. Но, разумеется, в том случае, если Ваш автомобиль способен выжать более 140 км/час, а иначе и вопрос задавать ни к чему. Вот Вам и первый совет.

 

Ну а коль в нём прозвучало слово «размер», то давайте поговорим о размерах шин. Я встречал водителей-профессионалов, которые путались в цифрах и буквах на покрышке, оставаясь при этом классными водителями. Просто оно им не особо было надо. Зато ни один из них не смонтирует на колесо покрышку не того размера, который (обычно, 2-3 размера) указан в книге по эксплуатации автомобиля конкретной модели. Вот и Вы должны чётко знать и помнить эти 2-3 обозначения во время покупки шин, как Отче Наш, потому как приобретаете шины не для всего автопарка, а только для своего личного авто.

 

На самой покрышке содержится довольно много информации о ней. Но чтобы Вас  не запутать окончательно и не заставить ходить за шинами с запиской в кармане, попробуем запомнить необходимую информацию. Размер шин определяется двумя группами цифр, входящих в маркировку. Это ширина протектора и посадочный диаметр шины на диск. Измеряется в дюймах или миллиметрах. Встречается и смешанное обозначение, но Вы достаточно опытны, чтобы понять: ширина 6,45 не может быть в миллиметрах, а вот ширина шины 165 (что одно и то же) очень даже может. Если Вы видите 6,45х13, то это шина ко всеми любимой марке автомобиля «Жигули» (в частности ВАЗ-2106), размеры даны в дюймах, фактически составляют: ширина шины 165мм и диаметр посадочного отверстия (куда вставляется диск) – 330мм. Там, где присутствует буква R, шина носит название «радиальная». Без этой буквы – «диагональная». Последняя практически не изготавливается как менее прочная, но в продаже встретить ещё можно.

 

А вот так Вы должны будете прочитать маркировку на шине Bridgestone 175/70/R13. Это шина фирмы Bridgestone, шириной 175мм., индекс 70, радиальная, посадочный диаметр 13’’. Вроде всё понятно, кроме индекса. А индекс показывает соотношение высоты профиля к его ширине. В зависимости от этого шина может быть обычного профиля, широко-, низко- и сверхнизкопрофильной. Низко- и сверхнизкопрофильные шины имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля, обладают большей грузоподъемностью и проходимостью. Но не торопитесь тут же перейти на сверхнизкопрофильную резину, помните, «что русскому в радость, для немца – смерть». Только тут всё будет наоборот.

 

Повторенье – мать ученья, у меня не художественное произведение, а потому мои повторы в тексте предназначены для лучшего запоминания. Повторяю: прежде чем покупать резину, хорошо продумайте: в каких условиях она будет эксплуатироваться. Если та дорога, по которой Вы чаще всего ездите, сплошь и рядом имеет выбоины, забудьте о сверхнизкопрофильной резине со всеми её преимуществами. Будете без конца диски править. Если же Вам покажется, что Ваша дорога идеальна, не торопитесь хватать низкопрофильную шину. Прикиньте стоимость комплекта резины (5  штук), прибавьте стоимость комплекта колёсных дисков (4 штуки). Дело в том, что, ставя низкопрофильную резину, Вы располагаете днище автомобиля ближе к дорожному полотну, тем самым уменьшая клиренс (расстояние от дорожного полотна до наиболее низкой точки под днищем). Вполне возможно, что Вам придётся покупать и диск большего диаметра под эту шину.

 

Ну и осталось разобраться с рисунком протектора. Есть такие «спецы», что, глядя на рисунок протектора, с умным видом произнесут: «зимняя». Не верьте им. По рисунку протектора можно только предположить по какому дорожному покрытию эта резина будет работать лучше. Ну а коль уж прозвучало слово «зимняя», давайте разберёмся с сезонностью эксплуатации. На самом деле шины разделяют на «зимнюю», «летнюю», «всесезонную», «морозостойкую» и «в тропическом исполнении». Первые три можно назвать всего-навсего рекламным трюком. Сезонность определяет не рисунок протектора, а качество резины, из которой изготовлена покрышка. При низких температурах резина не должна становиться жёсткой и ломкой. И этот параметр чётко определён. При эксплуатации шины в температурных условиях ниже 45 град., она должна быть морозоустойчивой и иметь на борту маркировку в виде буквы М, нанесённую краской.

 

Шина в тропическом исполнении имеет маркировку в виде жёлтого кольца. Также встречаются, но менее распространены маркировки в виде красного кружка, треугольника или квадрата.  Такая шина должна хорошо работать в условиях жаркого климата. Она имеет специальную конструкцию и специальную марку резины, выдерживающую высокие температуры. Естественно, морозостойкую и тропическую шины отличает и высокая стоимость.

 

Сюда же хотят по стоимости  пристегнуть и шину, про которую говорят: «Да Вы что, гляньте, ведь это же зимняя резина». Надеюсь, Вы уже поняли, что это голословное заявление, но рынок не перешибёшь, и если Вас заинтересовал именно этот рисунок протектора, то придётся согласиться с продавцом, что Вы приобрели «зимнюю» шину. Более необходимо знание эксплуатационного назначения шины, которое и определяется рисунком протектора.

 

Таким образом автомобильные шины имеют следующие типы рисунков протектора:
    дорожный рисунок— мелкий извилисто-поперечный рисунок, расчлененный канавками. Канавок может быть одна или несколько. Роль их очень велика. Канавка препятствует боковому скольжению шины и предохраняет от заноса. Так же она очень хорошо отбрасывает воду из-под  колеса. Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным покрытием;
     направленный рисунок— несимметричный относительно радиальной плоскости колеса. Шину с направленным рисунком применяют для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
      рисунок протектора повышенной проходимости—  это высокие грунтозацепы, разделенные выемками.     Шины с таким рисунком протектора служат для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;

зимний рисунок протектора (всё-таки в одном из справочников нашёл такое название и описание протектора)— это рисунок, где выступы имеют острые кромки. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуата­ции на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения;  
    универсальный рисунок, где шашки или ребра в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по ее краям. Шины с таким рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием.

 

А в целом, надеюсь, Вы поняли. Что под колёсами, под то и выбирайте рисунок протектора. Надо ли иметь в гараже «летнюю» и «зимнюю» резину? Отвечу лихо: а смотря в каком! Всегда следил, чтобы в гараже предприятия, на котором я работал, была и та и другая резина. Заставлял водителей, выезжающих в командировку, переобувать машину в шипованую резину, если был риск попасть в гололёд, брать с собой цепи противоскольжения. В своём гараже забывал напрочь об этой необходимости. Следил за тем, чтобы только шины не были «лысыми». Нужны ли шипы? Подумайте сами. Если на Вашем пути будет участок процентов на 10 состоящий из гололёда, то стоит ли огород городить? А если гололёд ожидает Вас 3 дня в году, то, может, лучше не выезжать в эти 3 дня? При этом учтите, что езда на шипованых шинах по твёрдому асфальту так же вредна, как и езда на обычных шинах по щебёнке.

 

  Прав я или нет? Конечно же, прав. Потому что, если меня спросит житель Воронежа, я отвечу: делай так, и не промахнёшься. На дорогах же Эстонии сотрудники дорожно-патрульной службы запретят дальнейшее движение автомобиля, если он будет обут не по сезону. А потому всем остальным опять говорю: потолкайтесь на своём авторынке, прислушайтесь к разговорам, поспрашивайте сами, не бойтесь показаться при этом не знаю кем, там народ ко всему привычный и с удовольствием поговорит, потому что за это платить не надо.

 

Так осторожно я пишу, потому что знаю статистику этой подписки на сегодняшний день. Среди 1500 подписчиков на данную серию их разброс очень велик. Мало того, что по России он охватывает всю территорию с запада на восток и с севера на юг, здесь же и все сопрягаемые общей границей страны, и «дальнее зарубежье», отделённое от Воронежа океаном. Число стран, где сегодня есть мои подписчики, составляет 34. Это так нас, русскоязычных, разбросало. Так что «положение обязывает» не давать однозначных ответов.

 

 Кстати, читатели предыдущей рассылки из Италии и США интересовались: а можно ли им покупать мой учебник? Конечно, можно, ответил я им, потому как принцип управления Opel’ем ничем не отличается от принципа управления ВАЗ-2106, вот только комфорта в первой побольше. А гололёд – «он и в Африке гололёд», и управлять автомобилем на нём надо так же, как и в России. Извините за столь длинное отступление, думал обойтись парой строчек, но увлёкся.

 

 Вам же хочу сказать: пользуйтесь случаем. Вступайте друг с другом в контакт через Форум. Набирайтесь опыта друг у друга. Вам есть что сказать. Я являюсь модератором форума и со своей стороны обещаю, что не позволю превратить форум в мусорную корзину, но и не заторможу деловые, конкретные выступления.

На сегодня, пожалуй, и всё. С уважением, В.И.Ватрак, автор учебника по вождению «Новичок за рулём».

 

 

Мой адрес http://www.vatrak.ru

 


В избранное