Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Начинающему автомобилисту

  Все выпуски  

Зачем придумали октановое число.


 

Здравствуйте. С Вами Виктор ВАТРАК.

Начинающему автолюбителю.

Это надо знать.

Зачем оно нужно, это октановое число?


Одной из составляющих эксплуатационных расходов при вождении автомобиля является бензин. Правильные приёмы вождения автомобиля позволяют экономить бензин, стоимость которого в настоящее время уже велика и имеет тенденцию к росту. Но о правильных приёмах вождения я рассказываю Вам в книжке «Новичок за рулём. Учебник по вождению автомобиля», а вот про бензин и его октановое число там точно ничего нет. Мудрецы заявляют: информирован – значит вооружён. Вот и буду сегодня вооружать Вас информацией о бензине.

Я уже настолько «опытен», что помню времена, когда автомобили ездили на бензине А-66, супермодели типа «Волга» (М-21) использовали А-72, а стоило это удовольствие 56 копеек за 10 литров! И с той поры до сих пор у меня сохранилась привычка после работы в гараже с замасленными деталями протереть руки бензином, при разборке двигателя налить в ёмкость бензин и при помощи кисти и тряпки отмыть начисто все детали. Это абсолютно неправильно, и я Вам советую никогда этого не делать. Тем более, что сейчас рынок наполнен специально для этого изготовленными жидкостями. Их главное преимущество в том, что они не так ядовиты, как бензин и не так пожароопасны.

Более 10 лет моя работа была связана с эксплуатацией (не путать с вождением) автотранспорта. И все эти годы проходили под неусыпным контролем за расходом топлива со стороны кому не лень. Главными «врагами» эксплуатационников были «Народный Контроль», ревизоры и ОБХСС. Пресловутая отчётность по тонно-километрам вынуждала приписывать километры, а неизрасходованное на приписанные километры горючее водители продавали по дешёвке, раздавали просто так, рассчитывались за услуги, сливали на землю, как дизтопливо, которое некуда было деть. Да, бензин являлся и жидкой валютой. Картинка на трассе «совковых» времён: - «Браток, до гаража осталось километров 200, возьми на жёсткую сцепку.» Через 200 км: - «Ну, спасибо, дружище. Держи» и протягивает талоны на дизтопливо. Всё, расчёт произведён. Так что бензиновая тема для меня животрепещущая.

Думаю, что интриги в преамбуле достаточно, перейдём к самому предмету данной статьи. Бензин является продуктом нефтеперегонки и изготавливается на нефтеперерабатывающих заводах. Там же он получает и сертификат качества. Но путь от завода до бензоколонки тернист, и что мы получаем в итоге – одному Богу известно. А на что же влияет качество бензина и чем А-76 хуже АИ-93? Для этого сначала разберёмся в самих числах, называемых октановыми и способом определения ОЧ..

В качестве эталонов взяты 2 вещества, ведущих себя с прямой противоположностью – это изооктан и гептан. Чем же характерен изооктан? Своей способностью гореть ровно, долго и горячо. И абсолютной неспособностью к взрыву, то есть к детонации. Но для работы двигателя необходима некоторая способность бензино-воздушной смеси к взрыву, то есть изооктан горит достаточно медленно для того, чтобы служить топливом для двигателя внутреннего сгорания Стойкость изооктана к детонации 100%

Гептан же очень легко детонирует и, сгорая, несёт в этом процессе все признаки взрыва. Его стойкость к детонации оценивается как 0%. Если смешать изооктан и гептан в соотношении 93 части к 7 частям, эта смесь и будет соответствовать по своим качествам бензину АИ-93.

Так что же несут в себе буквенно-цифровыме обозначения? Вам известен ряд бензинов по надписям на бензоколонках: А-76, АИ-93, АИ-95. Есть ещё и АИ-98, но найти его в глубинке весьма проблематично, кстати, как и АИ-95 не во всех городках можно найти. На самом деле этот ряд немного шире. Приведу его полностью по ГОСТ 2084-77 (А-76, А-91, АИ-93, АИ-95) и ГОСТ 51105-97, разработанный в соответствии с европейскими требованиями к качеству и экологичности топлива. Согласно последнему, принята и европейская терминология: Normal – он же АИ-80, Regular – он же АИ-91, Premium он же АИ-95, Super – он же АИ-98.

Существуют также ТУ, а всем известно, что когда не вписываешься по каким-то параметрам в ГОСТ, то можно создать ТУ и смело продавать, к примеру, АИ-92, которого нет в стандарте. А на изготовление бензина по ГОСТ 51105-97 специальным решением Правительства мы не переходим, пока нефтепереработчики не научатся делать бензин необходимого для нового ГОСТ качества. Судя по году издания нового (?) ГОСТ и текущему году, мы ещё очень далеки от перехода на европейский стандарт. Совсем заморочил голову? Ну, ничего, пока едем дальше.

Существуют два вида определения детонационной стойкости: механический и исследовательский. Не буду перегружать Вас и описывать преимущества или недостатки одного способа перед другим, важно, что оба они существуют вполне законно. Надеюсь, главное Вы уловили. Бензин сначала готовят, а потом определяют, что же получилось, и присваивают ОЧ. И если ОЧ определено механическим способом, то это бензин А. Если исследовательским, то АИ. Ну а после букв стоит ОЧ.

Но это ещё не всё. По своим характеристикам и поведению в камере сгорания бензин А-76 полностью идентичен бензину АИ-80. Приведу небольшую табличку: АИ-80 = A-76 АИ-91 = A-82 АИ-92 = A-83 АИ-93 = A-85 АИ-95 = A-87 АИ-98 = A-89 это очень условный перевод, пользоваться им можно только для ориентации, а заправляться надо тем бензином, который вписан в инструкцию по эксплуатации Вашего автомобиля. Ведь на самом деле бензин состоит не из этих 2 компонентов, состав его намного сложнее. Просто во всём мире решили, что если сравнить поведение бензина с поведением смеси изооктана и гептана в части горения, взяв это поведение за эталон, то и марка бензина будет соответствовать этой смеси. А для чего я всё это пишу? Да для того, что бы в конце концов сказать, что же будет, если залить бензин не той марки.

Можете забыть все, что написано выше, но оставьте в памяти следующее: чем выше ОЧ, тем медленнее горение и распространение фронта пламени. Значит, если я залью бензин с меньшим ОЧ (скажем, АИ-93 вместо АИ-95), то я услышу характерный звонкий стук. Такое Вы можете услышать, если на подъёме своевременно не переключились на более низкую передачу. Про этот стук говорят: пальчики стучат. Но пальчики тут совершенно не при чём, это в камерах сгорания взрывается (детонирует) горючая смесь. Что будет с двигателем, если в нём продолжительное время взрывать пары бензина, можете себе представить.

Если использовать бензин с большим ОЧ чем это предусмотрено конструкций двигателя, то и гореть бензин будет дольше, отдавая большее количество тепла. Следовательно детали двигателя будут перегреваться, особенно сильно это скажется на клапанной группе и прогар клапанов Вам обеспечен довольно быстро Кроме того растет расход масла, но о масле поговорим в отдельной статье. Но, парадокс, на слух двигатель будет работать намного ровнее. Связано это с тем, что перегретые детали двигателя выбирают при расширении все зазоры и убирают лишние стуки. Расплата за такую тишину будет жестокой.

А дальше следующее. Чем выше степень сжатия, тем легче воспламеняется бензино-воздушная смесь и возникает детонация, зато увеличивается КПД и мощность двигателя. Вот и воюют конструкторы двигателей с детонацией, стремясь и волков накормить, и овец сохранить.

Вместо того, чтобы получать бензин с более высоким октановым числом, а это достигается многоразовым крекингом, химики придумали вводить в бензин свинцовосодержащую добавку, снижающую способность бензина к детонации. Такой бензин получил название – этилированный. Двигателю от свинца одни неприятности, не сгорая полностью, он в виде нагара оседает везде, куда только сумел попасть в раскалённом виде. Наши отечественные двигатели это безобразие терпят (хвала нашим конструкторам). Иностранки же от этилированного бензина разрушаются довольно быстро.

Для того, чтобы окончить знакомство с бензином, Вы должны знать как можно отличить этилированный бензин от неэтилированного. Ответ может поразить Вас. Звучит он так: никак. Наши русские продавцы своей жаждой наживы доказали всему миру, что равным им по способности к обману – нет. Этилированный бензин должен быть: окрашен. Но я сам неоднократно заправлялся неокрашенным этилированным: на колонках должна быть соответствующая надпись. Но Вы понимаете… диаметр пистолета должен быть более 22 мм. (под неэтилированный бензин диаметр пистолета ровно 22 мм и ствол большего диаметра не входит в горловину бака, в который можно наливать этилированный). Но что такое диаметр для русского умельца? Меня самого заправляли при помощи переходника (правда, с моего согласия, деваться было некуда). Пусть Вас успокаивает мысль, что сейчас марки бензина выше АИ-93 вообще запрещено изготавливать этилированными.

Кстати, длительное или неправильное хранение вполне может сильно испортить бензин. Так что лучше не покупать бензин впрок, или произведенный слишком далеко. Я слышал о печальном опыте многих покупателей импортного бензина - т.к. его качество часто после хранения оставляет желать лучшего.

Вот, пожалуй, и всё, что необходимо знать о бензине новичку. Желающие узнать больше – читайте специальную литературу. Можете задавать вопросы на форуме http://www.vatrak.ru/forum Если не смогу я, то всегда найдётся человек, который знает ответ на Ваш вопрос.

 

Мой адрес http://www.vatrak.ru

 


В избранное