Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационные технологии в автомире. #3


Служба Рассылок Городского Кота

* Информационные технологии в автомире *

Выпуск #3
2 октября 2000 г.


Здравствуйте, уважаемые подписчики.

Перед Вами третий выпуск рассылки "Информационные технологии в автомире". Этим выпуском я начну целую серию рассылок, посвященным такому немаловажному предмету как системы впрыска топлива и их диагностика. Материала по этому вопросу немало и боюсь, что в одном выпуске его не рассмотреть. Коль скоро я буду говорить о системах впрыска, то лишним не будет то, что я начну именно с них, а в следующих выпусках перейду непосредственно к диагностике и диагностическим программам. Возможно, это немного отклоняется от темы моей рассылки, но я считаю это необходим, так как дальнейшее рассмотрение диагностических программ будет связано именно системами впрыска.

Приступим.

Центром системы впрыска является ЭБУ - электронный блок управления. В народе его так же называют Компьютер, Мозги, Чёрный ящик, Контроллер и т.д. и т.п. Блок несет основную нагрузку при работе. В его функции входят обработка информации поступающей от различных датчиков и управление выходными цепями, такими как цепи форсунок, системы электронного зажигания, регулятора холостого хода и различными реле. Плюс к этому в нем хранится информация, необходимая для обнаружения неполадок в системе впрыска - диагностические коды, указывающие область неисправности. Многие диагностические программы используют именно эти коды для обнаружения неисправности. ЭБУ имеет встроенную систему диагностики. Он может распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них водителя через контрольную лампу CHECK ENGINE. В контроллере имеется три вида памяти: оперативно запоминающее устройство ОЗУ, однократно программируемое постоянное запоминающее устройство ППЗУ и электрически программируемое запоминающее устройство ЭПЗУ.

ОЗУ - это "блокнот" контроллера. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчётов и для промежуточной информации. Эта память является энергозависимой и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчётные данные стираются.
В ППЗУ находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд и различная калибровочная информация. Эта память является энергонезависимой.
ЭПЗУ используется для временного хранения кодов-паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизатора). Коды-пароли, принимаемые контроллером от блока управления иммобилизатором (если он имеется на автомобиле), сравниваются с хранимыми в ЭПЗУ и при этом разрешается или запрещается пуск двигателя. Эта память является энергонезависимой и может хранится без подачи питания на ЭБУ.

В общем, ЭБУ штука довольно сложная, и разобраться с ней под силу только специалистам в этой области, что, кстати, является "минусом" при сравнении инжектора и карбюратора. Но, как я писал в своем первом выпуске, сейчас наступает то время, когда молотком и отверткой не обойтись, к тому же наличие системы впрыска на автомобиле решает массу проблем, которых хватает при использовании карбюратора. Ко всему прочему за ЭБУ будущее. Если приводить сравнение ЭБУ и карбюратора, то получим следующую картину:

ЭБУ:
Плюсы: экономичность, мощность, комфорт в движении (ровный разгон), "завёл и поехал" не надо думать о "подсосе", экологичность.
Минусы: сложная конструкция, самому "полазить и починить" редко удаётся (нужны дорогие приборы и специалист), грамотный сервис (только в крупном городе и то не везде), запчасти (также в крупном городе и они дорогие).

Карбюратор:
Плюсы: простота конструкции, можно самому отремонтировать в дороге или "везде сделают", недорогие запчасти и они везде есть.
Минусы: постоянно засоряется (правда не у всех), точные регулировки держит недолго (особенно "классика"), неэкономичный, качественный ремкомплект надо поискать, частые отказы.

Ну а теперь я хотел бы перейти к рассмотрению модификаций систем впрыска (пока только тех, которые используются на отечественных автомобилях, в будущем, если будут положительные отклики на эту тему, рассмотрю и некоторые системы впрыска для иномарок).

ВАЗ

Система GM (General Motors) распределенный впрыск. С этой системой выпущено около 400 000 автомобилей, включая и GM-мы с центральным впрыском, которые устанавливались на "классику". Надо отметить, что автомобили с этой системой выпускались на экспорт. ISFI-2S - модель электронного блока для распределенного впрыска. Автомобили с распределенным впрыском (переднеприводные) укомплектованы датчиком кислорода, каталитическим нейтрализатором и системой улавливания паров бензина. EFI-4 или ITMS-6F - электронные блоки для систем с центральным впрыском. Автомобили с этой системой ("классика") укомплектованы датчиком кислорода, каталитическим нейтрализатором и системой улавливания паров бензина. Автомобили, оснащаемые системой GM, выпускались для Европы и Северной Америки, в нашу страну они попадают только в результате реэкспорта. В качестве рекомендации хотел бы добавить то, что для этой системы рекомендуется использовать неэтилированный бензин, так как этилированный бензин может вывести некоторые детали системы впрыска из строя, такие как датчик кислорода или каталитический нейтрализатор.

Системы "Январь 4.х", "Январь 5.х" - распределенный впрыск. На сегодняшний день производство автомобилей с системой Январь 4.х прекращено (всего было выпущено около 80 000 автомобилей). С 1999 года начато производство автомобилей с системой Январь 5.х (может работать в режиме синхронного впрыска и в купе с иммобилайзером). В этом году этими системами планировалось комплектовать "классику". Обе системы устанавливались как на 8-ми, так и на 16-ти клапанные автомобили, предназначенные как для внешнего, так и для внутреннего рынка. Система Январь 5.х весьма удачная разработка по сравнению с Bosch например. В системе применен более быстрый процессор и флеш-память, а это значит, что обновление можно производить без замены чипа.

Система Bosch М1.5.4 с российским программным обеспечением. В 1998-99 году выпущено более 200 000 автомобилей. Программа наращивается, на 2000 год планировался выпуск 250 000 автомобилей. Предусмотрена работа с иммобилайзером. Появилась новая версия системы Bosch М1.5.4.N (New), которая может работать с ОС (обратной связью), а также обладает свойством синхронного впрыска. Эта система предназначается также и для выпуска на экспорт.

Система Bosch MP7.0. Автомобили с этой системой оснащены также и катализатором. До 1999 года не выпускались. С начала 1999 год выпущено около 40 000 шт., на 2000 год планировался выпуск 150 000 автомобилей, автомобили идут как на экспорт, так и на внутренний рынок. Система работает только с ОС, выполняет нормы Евро-2. Ее модернизацию в 2000 планируется ставить на "классику" с распределенным впрыском. На базе этой же системы планируется модернизация, соответствующая нормам Евро-3, автомобили с такими блоками управления возможно уже выпускаются (по-моему).

ГАЗ

Системы МКД (устанавливается на Газели) и АВТРОН 1.5.4. Сохраняется производство данных систем только для вторичного рынка (рынка запчастей). АО ГАЗ данные блоки практически не потребляет. Всего выпущено около 15 000 и 10 000 блоков соответственно. Система Автрон укомплектована 16-ти разрядным процессором, но программное обеспечение на нем не ахти какое. Так что по сравнению с Микас она выглядит блекло.

Система МИКАС 5.4. Программа завершена, система снята с производства. Всего выпущено около 140 000 шт. автомобилей.

Упрощенная система МИКАС. Устанавливается на Газели. К настоящему моменту было выпущено около 70 000 автомобилей. Сейчас выпуск прекращен в связи с переходом на систему МИКАС 7.

Система МИКАС 7. Выпускается вместо МИКАС 5.4. Система более функционально расширена, может работать с ОС, обеспечивает фазированный впрыск, выполняет нормы Евро-2. В этой системе предусмотрена коррекция угла опережения зажигания и характеристики подачи топлива. К тому же в систему включены специальные микросхемы, с помощью которых возможен контроль состояния нагрузок, что выгодно отличает эти системы от других ГАЗовских систем.

На этом краткий обзор систем и закончим. Как я уже говорил, дальнейшее рассмотрение диагностических программ будет связано именно системами впрыска.

Надеюсь, что представленная информация будет для Вас, уважаемые подписчики, интересной. Если Вы обладаете какой-либо информацией, которая может заинтересовать других людей и которая укладывается в тематику рассылки, буду рад и признателен за ее предоставление. Также небезынтересно Ваше мнение о том или ином объекте, который был или будет рассмотрен в материалах этого всего… :-)

С уважением, Копысов Владислав.
Екатеринбург.

E-mail: autodealer@mail.ur.ru
Web-сайт: http://www.autodealer.ru
Рассылка: http://subscribe.ru/catalog/tech.auto.infotechauto

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное