Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все об истории российских автомобилей


Информационный Канал Subscribe.Ru


20 марта 2003 года
Все по истории российских автомобилей

Содержание рассылки.

Анонсы статей вышедших за время выхода предыдущей рассылки.

Русская Калевала


Автомобили "Жигули" и "Нива" - полный FAQ.

http://autocitychannel.com/news/s2698.html

Советы автолюбителям по экслуатации и обслуживанию автомобилей ВАЗ. Более 100 тем и вопросов.

В FAQ рассмотрены наиболее часто встречающиеся неисправности агрегатов узлов и систем автомобилей "Жигули" от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107, а также "Нива", их диагностика, способы устранения неисправностей стоянке и в пути.


Volvo S60 T5

ВЕСЬ ПОКРЫТЫЙ ЗЕЛЕНЬЮ, АБСОЛЮТНО ВЕСЬ ...

http://autocitychannel.com/news/s10168.html

Западная Европа ныне питает слабость к внешней скромности. Выпячивать свое избыточное благосостояние броским автомобилем считается делом неблаговидным. да еще и рискованным с той точки зрения. что частота общения с налоговым инспектором может возрасти до величин. способных напрочь испортить пищеварение. Эта тенденция отражается в европейском тюнинге, где форсированные моторы. дорогостоящие спортивные подвески и эксклюзивные кожаные салоны зачастую прячутся за почти стандартным внешним дизайном.


Как в Американском фильме..... (нам пишут)

http://autocitychannel.com/news/s10280.html

Не сомневаюсь, что каждый видел такую сцену из фильма: "... Рельсы. Несущийся локомотив гудя врезается в машину и превращая ее в кучу металлолома тащит перед собой...". Сегодня мне довелось стать свидетелем приблизительно такой же истории.


О новом кодексе (нам пишут)

http://autocitychannel.com/news/s10283.html

Я тут недавно в аварию попал.... Въехали в зад на Каширке качественно, бампер, левое крыло, задняя панель.... И убедился я ребята, что ни фига новый кодекс в этом смысле не хорош.


Дотыкались...

http://autocitychannel.com/news/s10336.html

На заправке картина маслом: стоит новехонький, блемстячий 600-ый мерс, рядом стоят два типичных НР и чешут бритые затылки. При детальном рассмотрении выясняю, что у мерса полностью отсутствует капот...


Хреновое пиво

http://autocitychannel.com/news/s10337.html

Есть недалеко от меня бензоколонка, там, похоже, одно жулье. Стоит там заправиться, так тут же этот бензин и кончается. Как в прорву уходит. И вот недавно опять я там заправился. А в выходные решили с другом Юрой съездить в ближайший лесопарк, глянуть, растут ли там грибы. Заехал я за ним, а тут и его теща напросилась с нами ехать, да еще с пуделем своим.


Пронесло...

http://autocitychannel.com/news/s10338.html

История эта случилась со мной весной, два года назад. Тогда дороги в нашем городе после зимы представляли собой отнюдь не приятную картину. А вот и сама история. Были мы с моей будущей женой на дне рождения, и поскольку я был за рулем, то воздержался от обильных возлияний.


Изгнание шайтана

http://autocitychannel.com/news/s10339.html

Короче ситуация произошедшая вчера со мной. Время 12 ночи, после тяжелого рабочего дня все наигрались в Counter Strike на работе и идут по домам. Я взялся подвезти одного парня до дома - благо в одну сторону едем. Остались я, этот парень (Костя) и еще один (Женек). Начинаю заводить машину - не заводится!


Проявить себя

http://autocitychannel.com/news/s10343.html

Когда впервые мимо меня проехала малютка «Ока» с наклейкой: «Вырасту — стану Джипом», я искренне порадовалось. Если даже жизнь не улучшается, то она становится хотя бы веселее и немного человечнее.


Иномарки в возрасте от 3 до 7 лет могут подорожать уже в апреле

http://autocitychannel.com/news/s10345.html

Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике готовится рассмотреть уже на ближайшем заседании вопрос об уравнивании условий ввоза подержанных иномарок в возрасте от 3 до 7 лет физическими и юридическими лицами. Если комиссия примет положительное решение по данному вопросу, то таможенные сборы для частных лиц при ввозе в Россию сравнительно новой иномарки уже в апреле этого года могут вырасти в 2-2,5 раза, сообщает NEWSru.com.


Турникеты заткнут московские дороги

http://autocitychannel.com/news/s10349.html

В ближайшем будущем московских водителей на Юго-западе столицы ожидают серьезные проблемы. В районе станции метро «Юго-Западная» уже сейчас складывается тяжелая дорожная обстановка из-за большого числа автобусов, так еще и часть из них будут оборудованы турникетами.


Принц ударит пробегом по России

http://autocitychannel.com/news/s10350.html

Принц Майкл Кентский намерен устроить автопробег по России на старинных автомобилях Bentley. Пробег, приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга, стартует 19 мая и завершится 2 июня. Он будет проведен в форме авторалли: в нем примут участие 15 спортивных автомобилей Bentley, выпущенных до 1931 года. Мощность этих автомобилей – от 100 до 500 л.с.


Белое и красное. CD-ресиверы стоимостью 100-150 долларов

http://autocitychannel.com/news/s10352.html

Автомобильные CD-ресиверы стремительно занимают нишу магнитол. Еще несколько лет назад об установке в машину аппарата, читающего компакт-диски, большинство отечественных автолюбителей могли только мечтать. Стоимость скромненького CD-ресивера зашкаливала на уровне 250-300 "зеленых". Однако в нынешний век прогресса и технологий все быстро меняется. За простые CD-ресиверы сегодня просят деньги, за которые не так давно было трудно найти приличную магнитолу. Еще пару лет - и компакт-диск окончательно вытеснит магнитную ленту. Сегодняшний рассказ о CD-ресиверах стоимостью 100-150 долларов.


О чем стучит двигатель

http://autocitychannel.com/news/s10353.html

Самый страшный стук в двигателе японского автомобиля - это стук шатунов при износе вкладышей, и если он уже появился, ничего вы с ним "быстренько" не сделаете. Не помогает ни более вязкое масло, ни более позднее зажигание, ни подкладки ("шуба") под вкладыши.


ПОВЫШЕНИЕ УПРАВЛЯЕМОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОВОРОТА

http://autocitychannel.com/news/s10355.html

Спортсмены шутят, что в любой поворот можно войти на какой угодно скорости, а выйти удается не всегда. В этой шутке есть доля правды, так как чаще всего фаза входа и определяет дальнейшую безопасность прохождения поворота.


Машина и диета

http://autocitychannel.com/news/s10356.html

Вопросы сохранения собственной фигуры волнуют нас в любое время года. Но редкие автоледи задумываются о том, как сказывается их намерение отказаться от «лишнего кусочка» на способности управлять автомобилем.


Новая “Волга” появится не раньше 2006 года

http://autocitychannel.com/news/s10358.html

Петр Синьшинов, генеральный директор автомобильного холдинга “Руспромавто”, в состав которого в настоящее время входит и Горьковский автозавод, официально заявил о том, что новое поколение автомобиля “Волга” появится на рынке не раньше 2006 года.


Штраф за езду без полиса обязательного страхования составит 800 рублей

http://autocitychannel.com/news/s10360.html

За езду на автомобиле без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности будут штрафовать. Причем размер штрафа составит 800 рублей, об этом заявил генеральный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Слепнев.


На гаишников нашелся антикор

http://autocitychannel.com/news/s10362.html

Вступившие в силу новые правила регистрации транспортных средств существенно облегчат жизнь тем, на чьих машинах номера агрегатов уничтожены коррозией или естественным путем. В остальном правила практически не изменились.


ВАЗ на грани забастовки

http://autocitychannel.com/news/s10363.html

Вазовские рабочие во главе с депутатом Госдумы Ивановым провели митинг. Их главные требования – отставка руководства, повышение зарплаты и финансовой прозрачности предприятия. Если требования не будут удовлетворены, через неделю на заводе может начаться забастовка.


Частные автомобильные объявления от Автосити. Выпуск от 18 марта 2003 года.

http://autocitychannel.com/news/s10365.html


Во Владивостоке мобильник используют как средство борьбы с угонами автомобилей. (нам пишут)

http://autocitychannel.com/news/s10367.html

Владивостокский центр мобильной техники "Мой GSM" совместно с ГИБДД Приморского края объявил о запуске уникального в России совместного проекта "У нас не угонят". Суть его состоит в том, чтобы помочь оперативным сотрудникам ГИБДД с помощью SMS-сообщений донести в максимально короткие сроки до сведения владельцев мобильных телефонов о том или ином правонарушении, как то: угон автомототранспорта, розыск автомобиля и подобное.


Audi A8

В России выбрали лучшие автомобили минувшего года

http://autocitychannel.com/news/s10368.html

Во вторник, 18 марта 2003 года, стали известны результаты очередного, уже третьего по счету национального конкурса "Автомобиль года в России", проводимого журналом "Автопанорама" совместно с журналами Формула-1, MAXIM, и при участии проектов auto.ru и mail.ru.


Заработать можно и на веревке (нам пишут)

http://autocitychannel.com/news/s10369.html

В огромной изобретательности русского человека, наверно, уже никто не сомневается. Проявляется она во всех сферах жизни общества: и в науке, и в производстве ракет, и в построении финансовых пирамид, и в приемах прикарманивания госсобственности. Тем не менее мы не перестаем удивляться новым открытиям, которые происходят у нас на глазах.


Как я сдавала вождение

http://autocitychannel.com/news/s10370.html

Город. Жара. 5 часов изнурительного ожидания. БЕЗ ПИВА ДАЖЕ!!! В несчастную девятку забилось четыре человека, все они по мере сдачи/несдачи выметались из машины и под конец там остались лишь забившаяся в уголок на заднем сиденье Я и Толстый Потный Гаишник (ТПГ) Благо, проехать мне выпало практически по прямой 500 метров, без приключений.


По справедливости

http://autocitychannel.com/news/s10371.html

Как водится, истории, достойные внимания почтенной публики происходят почему-то не с нами, а с теми, кого на анекдот.ру принято называть «одним моим знакомым». Так что, не претендуя на оригинальность, начну…


Моя поездка в Литву за иномаркой (конец февраля 2003г) (нам пишут)

http://autocitychannel.com/news/s10373.html

Отъезд.

Меня зовут Эдик. Я из Ростовской области. Цель моей поездки в Литву - пригнать иномарку, Форд Мондео 93-94гг для разборки. Итак, сначала, прихватив загранпаспорт, я отправился в турбюро, заплатил 120$ за гостевую визу, заполнил анкету, отдал 2 фото (в галстуке, с серьезным лицом) и пустую трудовую книжку (как мне объяснили, в ней укажут зарплату не ниже 300$ в месяц, что необходимо для получения визы).


Opel Astra будут собирать на АвтоВАЗе

http://autocitychannel.com/news/s10374.html

Крупнейший российский автопроизводитель, ОАО "АвтоВАЗ", и американский концерн General Motors все же достигли принципиальной договоренности об организации в Тольятти сборочного предприятия по выпуску автомобилей Opel Astra T3000. Как сообщает информационное агентство РБК, об этом 18 марта на пресс-конференции в Москве заявил глава Волжского автозавода Владимир Каданников.


Dodge Viper SRT-10

Dodge Viper вновь обогнал реактивный истребитель

http://autocitychannel.com/news/s10375.html

На американской военной базе Luke Air Force, расположенной в штате Аризона, прошло второе соревнование между спортивным автомобилем Dodge Viper и военным истребителем Lockheed Martin F-16, получившим прозвище “Viper”. Как сообащет интернет-издание CARkeys, на дистанции в половину мили (чуть более 800 метров), как и в первом соревновании, победителем оказался американский суперкар.


Разруливать будет питерский

http://autocitychannel.com/news/s10377.html

Пустовавшее почти три месяца кресло главного гаишника России досталось человеку из Санкт-Петербурга. Еще год назад Виктор Кирьянов был просто заместителем начальника ГИБДД и полковником, а сегодня он уже генерал-майор и начальник. 13-й по счету в истории ГАИ.


Богатые будут страховать бедных

http://autocitychannel.com/news/s10378.html

Инвестиции в подготовку реализации закона об обязательном страховании гражданской ответственности со стороны страховщиков составили $200 млн. Об этом на пресс-конференции сообщил генеральный директор российского союза автостраховщиков Андрей Слепнев.


Mercedes-Benz Aсtros

Новое "лицо" Mercedes-Benz Aсtros

http://autocitychannel.com/news/s10379.html

Знаменитый "дальнобойный" тягач Merce-des Actros в этом году претерпел значительные изменения. Поменялось все: дизайн кабины, ее интерьер, значительно усовершенствованы шасси и подвеска.


Время - деньги!

http://autocitychannel.com/news/s10380.html

Кто раньше встал, того и тапки, и кресло директора. По-научному данное явление называется "управление временем". Это одна из самых популярных тем у топ-менеджеров в последние десять лет, но сам термин звучит, согласитесь, немного непривычно. Отчасти потому, что это "калька", дословный перевод словосочетания time-management. Если зарыться в лингвистические дебри поглубже, этот термин можно перевести и как "своевременное преуспевание". Итак, как же все-таки научиться управлять капиталом времени?


Свидетель

http://autocitychannel.com/news/s10385.html

Еду как-то летом на велосипеде, изрядно навеселе. Впереди перекресток, на нем гаишник. Стараюсь ехать как можно ровнее, чтобы не привлекать его внимания.
- Молодой человек!
Кажется, влип... Интересно, что делают гаишники с пьяными велосипедистами?


Замечтался...

http://autocitychannel.com/news/s10386.html

Истории о бензозаправках не новость, и все же...

День выдался не простым, начальство на работе звереет, гай-цы на дорогах лютуют, бензин в баке на нуле, как и настроение, как говорится нет в жизни счастья. Только заранее купленная пол-литра "Люкс" обещает по приезду домой некоторое расслабление. На заправке - пистолет в бак, иду к кассиру.


Маневры по встречной

http://autocitychannel.com/news/s10387.html

Все слышали хохму на тему, что Москва - единственный город в мире, гда вам легко въедут в зад, когда вы обгоняете по встречной? Бывает и не такое.


Производство иномарок в России в 2002 году выросло вдвое

http://autocitychannel.com/news/s10388.html

Сборочные заводы зарубежных автопроизводителей, расположенные на территории России, в 2002 году существенно увеличили объемы производства автомобилей. По результатам прошедшего года производство иномарок в нашей стране выросло почти в два раза, и достигло 10 600 автомобилей.


BMW 5-Series

“Пятерка” BMW готова к премьере

http://autocitychannel.com/news/s10389.html

Одна из самых ожидаемых новинок компании BMW, полностью новое поколение модели BMW 5-Series, уже практически полностью готова к премьере и сейчас проходит уже заключительную стадию дорожных испытаний на дорогах Европы.


«Платные дороги – не панацея»

http://autocitychannel.com/news/s10391.html

Со времен Гоголя известно о двух российских бедах. В подавляющем большинстве случаев автомобилисты в России сегодня клянут на чем свет стоит дорожных рабочих. Однако прогресс в этом направлении имеется. О сегодняшнем состоянии российских дорог в интервью «Газете.Ru» рассказывает руководитель «Росавтодора» Игорь Слюняев.


Новый автомобиль в награду за аварию года

http://autocitychannel.com/news/s10393.html

Попав в необычное ДТП или запечатлев таковое на фотопленку, в Боснии и Герцеговине можно получить новый автомобиль. Такой необычный конкурс устроило боснийское информационное агентство Bljesak Info.


УАЗ БУДЕТ ДЕЛАТЬ ИНОСТРАННЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

http://autocitychannel.com/news/s10394.html

ОАО «Северсталь-Авто», которой принадлежит УАЗ, ведет переговоры сразу с тремя иностранными компаниями. Целью этих переговоров является поиск стратегического партнера для производства в Ульяновске новых внедорожников стоимостью более $10 000.


НОВАЯ "ВОЛГА" - НАС ОБМАНУЛИ!

http://autocitychannel.com/news/s10395.html

ГАЗ не будет в ближайшее время выпускать новой «Волги». Об этом сообщил генеральный директор холдинга «Руспромавто» Петр Синьшинов в интервью газете «Ведомости». Напомним, что ранее руководство ГАЗа неоднократно заявляло, что уже в этом году начнется выпуск принципиально нового автомобиля, в котором «будут учтены все ошибки при создании прошлых моделей». Предполагалось, что в этом году изготовят уже около 100 новых автомобилей, а в следующем новая Волга под названием «ГАЗ-3115» встанет на конвейер.


В ХОДЕ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "АВТОВАЗА" УЖЕ ВОЗБУЖДЕНО 48 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

http://autocitychannel.com/news/s10396.html

Генпрокуратура РФ направила в суд Самарской области два уголовных дела о хищениях автозапчастей с завода "АвтоВАЗ" на общую сумму 5,8 млн. рублей. Как сообщил 18 марта на пресс-конференции в Москве заместитель генпрокурора Владимир Колесников, в ближайшее время в суд будут направлены еще пять уголовных дел.


ОЧЕРЕДНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН ДАЕТСЯ ВАЗУ С БОЛЬШИМ ТРУДОМ

http://autocitychannel.com/news/s10397.html

Розничные цены на автомобили ВАЗ с начала этого года неуклонно растут. Суммарное изменение средневзвешенной цены на вазовские малолитражки в этом году на "тольяттинской площадке" уже составило примерно 6%. В регионах, где цены изначально были выше тольяттинских, рост менее значителен, но тоже очевиден.


ТОНИ БЛЭР "ПОПАЛ" НА 1000 ФУНТОВ

http://autocitychannel.com/news/s10398.html

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр должен будет заплатить штраф примерно в 1000 фунтов стерлингов (примерно $1400) за то, что постоянно ездит на своем личном автомобиле по центру Лондона и при этом не платит за это.


Подробно о колесных дисках

http://autocitychannel.com/news/s10400.html

Как правильно — диск или колесо? И так, и эдак, хотя об этом до сих пор спорят до хрипоты. На Западе колесный диск называют wheel, что переводится как «колесо», но в России прижилось и слово «диск». Видимо, так удобнее. Ведь, говоря «колесо», надо дополнительно расшифровывать: колесо «полностью», т. е. в сборе с шиной, или без шины. А термин «колесный диск» двойного толкования не имеет.


Заложники ПДД (советы страховых компаний)

http://autocitychannel.com/news/s10402.html

Правила дорожного движения оставляют много шансов быть подставленным по всем правилам. Как и все правила, они написаны для законопослушных. Это им они дают возможность стать не только жертвой ДТП, так еще и виновником случившегося. А лица, нарочно причинившие в ДТП кому-либо моральный и материальный ущерб, смогут выжать с этого еще и собственную материальную выгоду. Ведь на то оно и право, чтобы обойти (объехать) слева.


Тормозные жидкости

http://autocitychannel.com/news/s10403.html

Основное назначение тормозной жидкости (ТЖ) - передача энергии от главного тормозного цилидра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.


Опрос недели

Как часто Вы делаете чистку инжектора?

раз в 1000 км
раз в 3000 км
раз в 5000 км
раз в 10 т.км
раз в 20 т. км
еще реже
только при необходимости
Архив опросов

Русская Калевала

ЗИС-5 "ВОТ ТАКАЯ "КАЛЕВАЛА", СКУШАЙ БЛИН ОТ КОЛЕНВАЛА", -- ШУТИЛИ ТЕ, КТО МОГ ШУТИТЬ, ВЫТАЛКИВАЯ ПОД ФИНСКИМИ ПУЛЯМИ ИЗ ФИНСКИХ СУГРОБОВ ГРУЗОВИК ЗИС-5.

10 ноября 1939 года начальник оперативного отдела штаба Ленинградского ВО полковник Тихомиров докладывал наркому обороны: "Финляндия имеет хорошо развитую сеть грунтовых дорог. Покрытие создается путем крепкой укатки большого слоя гравия, благодаря чему получается хорошая дорога, пригодная для движения автотранспорта. Как правило, в каждом населенном пункте на дорогах имеется бензоколонка, а в местечках и городах -- ремонтные автостанции. Дороги оборудованы километровыми столбами, указателями и телеграфно-телефонными линиями".

Красной Армии ставилась задача в считанные дни пройти по этим "идиллическим" дорогам, "отодвинуть" финскую границу подальше от Ленинграда, вписав в карело-финский эпос новую легендарную страницу.

ТРЕХТОНКА. Основным автотранспортом Красной Армии был ЗИС-5. Грузовик выпускали с 1933 года, и к финской войне в РККА их насчитывалось свыше ста тысяч.

Конструктивно это была классика тогдашней грузовой мысли. Лонжеронная рама, которая при движении по колдобинам работала как рессора. Были, конечно, и настоящие рессоры, но их подобающая грузовику жесткость мало что сообщала ездовому комфорту. Грузовик оснащался очень надежной и выносливой рядной "шестеркой" мощностью 73 л.с. Сконструирована она была настолько просто, что ремонтировалась силами одного шофера с помощью штатного инструмента. Капремонт был положен после 70 тыс. км пробега, но были среди водителей и так называемые "стотысячники". ЗИС-5

Грузовик легко работал на бензине с октановым числом ниже 60 и на самом отвратительном масле. Максимальное тяговое усилие -- всего при 1 тыс. об./мин. Автомобиль при этом двигался на первой передаче со скоростью 5 км/ч. Иного на фронте иногда и не надо было. Рассчитан был ЗИС-5 на три тонны, но грузили на него порой в полтора раза больше. Еще в армии ценили отличную для автомобиля с колесной формулой 4х2 проходимость. У ЗИС-5 была деревянная кабина, обитая снаружи жестью. Внутри ничего интересного, разве что "американский" спидометр: цифры нанесены на цилиндр, вращающийся позади стеклянного окошка. Из излишеств -- рядом с "коробкой" крепился компрессор для накачки шин, кстати, первый в серийном отечественном автопроме.

АТЫ-БАТЫ, АВТОБАТЫ. 30 ноября 1939 года комкор Духанов приказывал "немедленно выслать в штаб 9-й армии начальника финчасти с надежной охраной за получением финских марок для расчета с населением Финляндии". Противник между тем готовился к "торговле" с нашими бойцами. Над позициями порхали листовки: "Финны щедро заплатят вам за оружие, которое принесете с собой. За винтовку -- 150 рублей. За пулемет -- 1500 рублей. За танк -- 10 000 рублей. За неповрежденный самолет уплачивается 10 000 долларов и, кроме того, оплачивается поездка за границу, в какую угодно страну". Грузовиков ЗИС-5 в этом прейскуранте не было, ибо в первые дни "зимней войны" они оказались скорее обузой, нежели подспорьем. С фронта в Москву шли такие донесения: "Автобаты тех дивизий, которые совершали поход в Западной Польше, были не в комплекте, большинство машин требовало ремонта. Запчасти и резина в первое время совершенно отсутствовали. Из-за состояния дорог дивизии не могли взять с собой нормы боеприпасов. Зачастую батареи выкладывали часть снарядов у дороги, так как худоконные упряжки не могли везти полные зарядные ящики. Средний темп движения машин составлял иногда всего 3 км в сутки. Боевую технику и автомашины приходилось тащить личному составу многие километры на руках. На отдельных участках приходилось делать сплошной настил из бревен. Иногда до полутора тысяч грузовиков, выстроившихся на узких финских дорогах "гуськом", создавали гигантские пробки". ЗИС-5

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЯЩИК. Глупо было бы думать, что бережная эксплуатация ЗИСов была залогом его безремонтной эксплуатации. Ломались они и "на гражданке". Быстрота устранения поломок имела большое значение для увеличения "ходовых часов" и прочего соцсоревнования. А самым быстрым и дешевым способом ремонта была замена поврежденных частей и деталей новыми. Конструкция автомобиля к этому располагала -- он состоял всего из четырех с половиной тысяч деталей, из которых подшипников было всего три десятка, а в соединениях применялось только десять размеров резьбы.

Каждый ЗИС-5 имел позади кабины железный ящик, в котором хранился полный комплект инструмента для починки. Кроме того, каждый шофер должен был уметь пользоваться шприцем для смазки шарниров передней подвески и рулевого управления. Шофер поворачивал рукоятку нагнетателя до тех пор, пока из-под смазываемых деталей не выступал свежий тавот. Некоторые мелкие неисправности, как, например, выпавший шплинт или поломавшуюся пружинную шайбу, шофер должен был выявлять осмотром машины каждый день, это предупреждало более крупные поломки, для которых мог потребоваться более дорогой ремонт.

ЛОДКА ДЛЯ КУКУШКИ. "Привязанные" к дорогам и растянувшиеся на многие километры наши дивизии становились легкой добычей для врага. В Центр докладывали: "Белофинны, будучи хорошими лыжниками и знакомые с местностью, организуют наблюдение за движением, а затем направляют ударные группы для действий по флангам растянутой в кишку колонны". ЗИС-5

Наши же в атаку иногда ходили "толпой по дороге". Скверно работала артиллерийская инструментальная разведка -- стрелять приходилось по засечке звука секундомером. Передовой наблюдатель мог передвигаться за пехотой до тех пор, пока ему хватало кабеля, а затем связь поддерживалась посыльным, который бегал от наблюдателя к концу провода. Минометы и станковые пулеметы трудно было таскать по снегу, а кустарно изготовленные волокуши из лыж не всегда спасали. Винтовки, даже неочищенные от заводской смазки, хранились в пирамидах с поднятыми прицелами.

Все валенки почему-то были на Дальнем Востоке, а в Ленинграде имелось все, кроме валяльной промышленности. Перчатки приходилось шить из одеял, а кашу есть кружками, ибо не хватало ложек. Знаменитые "сто грамм" начали выдавать только в январе. И это при том, что морозы иногда достигали 45 градусов.

Финны были отлично экипированы, а те же пулеметы возили на... лодках. Легких деревянных посудин в каждой финской роте было шесть. Лыжники тянули их за собой на лямках, и по снегу лодки шли лучше лыжных установок, саней и волокуш. Кстати, те же лодки, подвешенные на деревьях, были отличными гнездами для "кукушек" или, как их еще называли, "елочников" -- снайперов, наносивших нашей живой силе немалый урон.

РЕМНЕМ И КИРПИЧОМ. Машины же чаще страдали не от пуль, а от тяжелых условий эксплуатации. Люфты в узлах на скорую руку просто закручивали проволокой. Если клинило коренные подшипники коленвала, то после потравки серной кислотой очищенных подшипников их снова аккуратно заливали новой порцией баббита, разогретого до температуры 130 градусов. А если пресловутого баббита -- хитрой смазки, содержащей сурьму и свинец, -- не было? В двигателе, например, были заливные баббитовые вкладыши. И когда в него лили плохое масло или ездили вообще без масла -- бывало и такое -- вкладыши, разумеется, плавились. Новый вырезали из солдатского ремня. Хватало такого вкладыша на 100 км пути.

Старые аккумуляторы быстро разряжались, поэтому заводили ЗИС-5 "кривым стартером", попросту говоря, ручкой. Именно для этого зажигание устанавливалось самым поздним -- во избежание несчастных случаев при обратном ударе. Шофер засовывал пусковую ручку в гнездо нижней части облицовки радиатора и начинал медленно ее проворачивать, чтобы засосать в цилиндры рабочую смесь. Когда рукоятка оказывалась в нижнем положении, ее следовало энергичным рывком провернуть на пол-оборота. Не заводилась -- выворачивали свечи, капали бензин прямо в цилиндры. К слову, воду, а вернее, кипяток, иногда тоже заливали прямо в блок, дабы радиатор сразу не прихватило морозом.

Для запуска в совсем уж страшные морозы, говорят, применялась такая хитрость. Сливали ведро бензина, в котором на ночь "замачивали" пару кирпичей. Напитавшиеся горючим кирпичи клали на балку под картер двигателя и поджигали. Кирпичи тлели на удивление долго, успевая разморозить мотор. Потом, когда они гасли, водитель оборачивал кирпичи портянками и клал под себя на сиденье -- печки в кабине ЗИС-5 не было. Впрочем, "подогреть" водителя могла и шальная пуля: 60-литровый топливный бак размещался аккурат под сиденьем.

Еще одной хитростью был "будильник". В кабине над головой подвешивался армейский котелок с болтами и гайками, который бренчал и бил по затылку.

РЕЗИНОВЫЕ ДОТЫ. Иметь голову светлой было просто необходимо. 1 апреля 1940 года начальник артиллерии Красной Армии командарм 2 ранга Воронов докладывал Сталину: "Военные газеты войсковых соединений, до "Красной Звезды" включительно, допускали ряд ошибок политического характера, разглашения военной тайны и т.д. Были случаи запугивания едущих на фронт пополнений -- бойцам ежедневно говорили, чтобы они береглись, так как на фронте белофинны стреляют с земли, с деревьев, с тыла и из-под земли. Распространяли дикую легенду о резиновых ДОТах, от которых отскакивают снаряды, чем вызывалось недоверие к нашей технике и т.д."

Мы всегда долго запрягаем, но быстро едем. В январе 1940 года на фронтовых дорогах появились вырубленные площадки для съезда-разъезда обозов, автомобилей и войск. Мобилизовали лыжников. Подвезли валенки. Станковые пулеметы заменили на ручные. С "кукушками" разбирались, очищая лесные площади шрапнельным огнем из гаубиц...

Не отставал и тыл. В течение двух недель наша промышленность, по поручению товарища Сталина, освоила выпуск пистолета-пулемета Дегтярева с магазином на 70 патронов, чтобы было не меньше, чем у вражеского марки Suomi. Командующий войсками Ленинградского ВО командарм 2 ранга Мерецков после вспоминал другой эпизод: "Наши ученые, получив от нас задание, в одни сутки изобрели миноискатель, и войска получили его уже через трое суток". А начальник управления снабжения Красной Армии Хрулев свидетельствовал, как в считанные дни "сделали продукт из пшена, который легко потребляется человеком. Этот концентрат быстро превращается в кашу: вы кладете таблетку, обдаете кипятком и через три-четыре минуты у вас каша".

У САМОВАРА. Автоинженеры в те годы тоже проявляли изобретательность. Были, например, ЗИС-5, работавшие на... дровах. Между кабиной водителя и кузовом ставился четырехсоткилограммовый "самовар", по-научному именовавшийся "газогенераторной установкой", -- в цилиндры поступала не рабочая смесь, а по сути дела дым. Прежде чем завести двигатель, водитель должен был полчаса раскочегаривать агрегат, скармливая ему березовые чурки длиной с ладонь. С двумя тоннами груза такой ЗИС мог разгоняться до 40 км/ч, расходуя 30 кг дров на 100 км пути. Правда, в армии этих машин не было, они в основном использовались в районах "с развитыми лесоразработками". Кстати, и сами газогенераторные установки, и очистители к ним тоже изготавливались, как правило, "на местах", а точнее -- в местах не столь отдаленных, руками зеков. Недаром и инструкция по эксплуатации ЗИС-21 -- так называлась модификация -- печаталась в издательстве Главного управления лагерей. ЗИС-5, кстати, стал одним их первых советских автомобилей, которые начали покупать за границей. Они ездили в Турции, Афганистане, Литве, Эстонии, Монголии, Иране... Наряду с базовой моделью стали выпускать шасси ЗИС-11 с увеличенной колесной базой для четырехтонных машин, пожарных автомобилей и автобусов. Параллельно выпускались седельные тягачи ЗИС-10. Самосвалы ЗИС-50 возили грунт на строительстве первых линий московского метро. Были цистерны для керосина, были автомобильные краны и, конечно, самая первая советская ассенизационная машина АСМ-1. Ее производство начали в 1939 году на Карачаровском механическом заводе. Шланги АСМ-1 припадали к сотням тысяч выгребных ям "неканализированных домовладений", разбросанных по всей стране.

Когда в 1941 году фашисты подошли к Москве, завод был эвакуирован из Москвы в Ульяновск и Миасс. Конструкцию грузовика, который теперь выпускался только для фронта, максимально упростили. Кабина обшивалась не жестью, а деревянной рейкой, крыша стала дерматиновой. Крылья не штамповали, а гнули. Тормоза замедляли только задние колеса. Фара осталась только левая. У кузова откидывался только задний борт. Такая модификация ЗИС-5 получила индекс "В" -- "военная".

ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ. "Русская Калевала" закончилась 13 марта 1940 года. Нарком Ворошилов подвел итог: "Красная Армия с честью оправдала сталинские слова: "Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять". Впереди была более страшная война, в которой ЗИС-5 тоже стал оружием победы. Именно оружием, ведь на его шасси ставились первые системы залпового огня -- знаменитые "Катюши".

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ДМИТРИЙ ГРОНСКИЙ, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ.

Грузоподъемность (кг) 3000

Число мест (кабина/кузов) 3/26

Тип двигателя/привод карбюраторный, водяного охлаждения/задний

Рабочий объем (куб. см) 5550

Мощность (л.с. при об./мин.) 73 при 2300

Длина/ширина/высота 6060/2235/2160

Максимальная скорость (км/ч) 60

Расход топлива (л/100 км) 29
http://www.autopilot.ru


АutoCityChannel & CarMail.ru
admin[@]autocitychannel.com
admin[@]carmail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное