Если вы твердо намерены добиться самого лучшего звука в
автомобиле, вам не обойтись без сабвуфера.
Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого, громкого баса, делая
акустическое оформление автомобиля законченным и
безукоризненным.
Многие авторитетные журналы рассказывают о сабвуферах, тестируют
различные модели известных
марок,
выбирая из них победителя. Но так ли важно для обычного
потребителя, что некий сабвуфер получил
высший
балл в результате проведенных тестов? Ведь тестируются в
основном модели таких гигантов,
как
KENWOOD, PIONEER, SONY, не говоря уж о производителях Hi-Fi
аппаратуры - MTX, JL Audio и др.
Они настолько хороши, что большой разницы в их звучании
среднестатистическому уху просто не ощутить.
Так
что, если вы не собираетесь участвовать со своим автомобилем в
конкурсах на лучшую автоакустику,
то
стоимость музыки в машине не должна превышать 20% от стоимости
автомобиля.
И как бы не сопротивлялись ценители хорошего автозвука - точкой
отсчета должен быть именно автомобиль.
Вряд
ли стоит покупать мощный дорогой сабвуфер, чтобы озвучить и без
того поющие детали салона продукта
отечественного. Поэтому рекомендуется к применению эта
стандартная для многих система расчета стоимости
установки аппаратуры: если Вы купили автомобиль за 1500 долларов
США, на музыкальное оформление
не
стоит тратить больше 300 долларов – те самые 20%.
Сабвуферы бывают двух видов: активные и пассивные. Активные
сабвуферы, в отличие от пассивных, имеют
встроенный усилитель. При этом вам продается некий набор
"быстрого приготовления c готовностью к
употреблению", т.е. вам стоит только подключить два контакта от
головного устройства, и система готова к работе.
При
этом отсутствует необходимость в согласовании компонентов
(головное устройство – усилитель – сабвуфер).
Однако у активных сабвуферов есть свои минусы, а именно: при их
изготовлении применяются более простые и
дешевые компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука.
К активным сабвуферам относятся такие
модели
как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A, PANASONIC EAB-12132J,
Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.
Для подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать
усилитель, дающий при мостовом включении ту
же
мощность, которая указывается в паспорте данного сабвуфера как
номинальная. Теперь о типах и конструктивных
особенностях представленных на современном рынке сабвуферов.
Выделяют четыре типа сабвуферов:
cабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус (closed);
сабвуферы фазоинверторного типа (vented), характеризуются
наличием фазоинвертора - щели или трубы,
служащей для настройки частотной характеристики компонента в
области низких частот;
сабвуферы полосового типа (bandpass) – отличаются от
вышеперечисленных тем, что сам динамик убран внутрь
корпуса сабвуфера, а звук излучается через фазоинвертор;
сабвуферы с пассивным радиатором имеют второй динамик, служащий,
по большей части, для понижения общей
резонансной частоты громкоговорителя.
Сабвуферы типа vented более эффективно обеспечивают громкое и
глубокое звучание, чем closed, но и стоят дороже.
Третий
тип сабвуферов хорош тем, что помогает обойтись без кроссоверов,
выполняя роль фильтра, пропускающего
сигналы с частотами в определенной полосе и подавляющего всё вне
данного диапазона. Но минус у него тот же,
что и
у сабвуферов типа vented – усложнение и, как следствие,
удорожание конструкции.
Сабвуферы c пассивным радиатором распространены мало и
эффективны только при ювелирной настройке в
автомобиле выше среднего класса. Громкость всех видов и типов
сабвуферов во многом зависит от положения
компонента во внутреннем пространстве автомобиля.
Существующие автомобили по конструкции кузова можно разделить на
три основных типа:
седаны (к ним относятся вся ВАЗовская "классика", ВАЗ-21099 и
Волга 3110);
хэтчбэки (небольшие двухобъемные автомобили). К этому типу
относятся ВАЗ 2108-09, Москвич 2141;
кузова типа универсал (большие двухобъемные автомобили),
например, ВАЗ-2104.
У седана динамик и порт направлены прямо на заднее сиденье,
причем рекомендуется оставлять небольшой
зазор
величиной до 8 см между сабвуфером и спинкой заднего сиденья. Во
многих автомобилях (ВАЗ 2106-2107)
на
спинке заднего сиденья есть подлокотник. Идеально было бы
направить сабвуфер динамиком в эту часть сиденья,
так
как при этом достигается максимальное проникновение в салон
звука без видимого урезания частотного спектра
(эффекта "приглушения и гулкости", свойственного большим
корпусным сабвуферам).
У автомобилей с кузовом хэтчбэк максимальные результаты по
звуковому давлению достигаются при направлении
динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону багажника или
вверх. В результате достигается необходимое
отражение звука, при котором звук проходит не через заднюю
спинку сиденья, а через верхнюю полку.
В третьем случае (с кузовом универсал) сабвуфер направляется
динамиком и фазоинвертором назад.
Отдельно стоит отметить компактные сабвуферы. Они интересны тем,
что вносят минимальные изменения в
интерьер автомобиля, располагаясь чаще всего в скрытых от
постороннего взгляда местах, что в современной
России
очень актуально в связи с процветающими кражами
автоаудиоаппаратуры. Небольшие модели сабвуферов
можно
без особого труда разместить под передними сиденьями или в
полости торпеды над нишей для ног переднего пассажира.
Сторонников и любителей у этого отдельного типа сабвуферов
множество. Их привлекают многочисленные плюсы,
а
именно: простота установки, незаметность, относительная
дешевизна, маленькие габариты, позволяющие
экономить полезный объем багажники и др. Но стоит отметить и
характерный для компактных сабвуферов минус - применение
динамика меньшего диаметра (12 -13 см), чем в стандартных
сабвуферах. Чтобы достигнуть необходимую "низость"
частот
динамика, не увеличивая его размеры, конструкторы применяют
разнообразные технические разработки: новые
формы
корпуса, наполнение внутреннего объема минеральной ватой,
компрессионный режим работы динамика и т.п.
И все же компактный сабвуфер играет не слишком громко. Именно
поэтому не стоит ставить его в задней
части
автомобиля - вы его просто не услышите. Среди компактных
сабвуферов наибольшей популярностью