Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Начинающим водителям

  Все выпуски  

Угадайте, какое слово я, как инструктор, произношу чаще всего? Вряд ли угадали. Это слово - <<ГАЗУ!!!>> Для того, чтобы подружиться с собственной машиной, нужно не только знать ее габариты, то есть где она заканчивается спереди и сзади и какой она ТОЧНО ширины, но и - как ведет она себя на разгоне и при резком торможении.


О педали газа рассказывает инструктор курсов вождения "Мастер-Драйвер"

 

Угадайте, какое слово я, как инструктор, произношу чаще всего? Вряд ли угадали. Это слово – «ГАЗУ!!!» Для того, чтобы подружиться с собственной машиной, нужно не только знать ее габариты, то есть где она заканчивается спереди и сзади и какой она ТОЧНО ширины, но и – как ведет она себя на разгоне и при резком торможении.


Простое упражнение (а также вид дополнительных соревнований в любительских ралли) – разгон-торможение. Для его тренировки находим кусок абсолютно пустой дороги, или площадку не менее 100 м длиной. Ставим впереди по ходу движения препятствие, которое не повредит ваш автомобиль, если на него наехать. Например, пластиковую бутылку (с водой, чтобы не опрокидывалась) или картонную коробку. Максимально разгоняемся и резко тормозим, стараясь остановиться возможно ближе перед препятствием, но не сбивая его. Скорее всего, в первых попытках Вы не будете доезжать около 10 метров до препятствия из-за недостаточно быстрого разгона и слишком раннего начала торможения. Если Вы будете строги и требовательны к себе, то, скорее всего, пара следующих попыток закончится сбиванием препятствия. Отлично! Теперь попробуйте взять то, что Вы ищите – а именно, на каком расстоянии до препятствия при этой скорости и на этом покрытии надо начинать тормозить, чтобы остановиться за полметра перед препятствием, «в вилку». Попробуйте различные способы торможения – например, прерывистое.


Продолжим наше знакомство с машиной. Для выполнения этого упражнения заметьте на абсолютно пустой дороге (сзади и спереди все просматривается не менее чем на 1 км) какой-либо ориентир. Разгонитесь до определенной скорости, держите ее и резко тормозите, (включив заранее «аварийку») начиная торможение у намеченного ориентира. После полной остановки посмотрите и запомните расстояние, которое Вы проехали. Проверьте, на сколько удлинится тормозной путь при увеличении скорости в два раза, с 35 км/ч до 70. Тормозной путь растет как скорость в квадрате, то есть увеличится в четыре раза! Если Вам страшно с 35 сразу перейти на 70 км/ч, посмотрите, каков тормозной путь с 40, 60, 80 км/ч.


Третий вариант аналогичного упражнения – на пустой дороге замерьте время разгона Вашей машины до 100 км/ч, сделав для этого несколько попыток. Страшно разгоняться до 100? Замерьте время разгона до разрешенных 60 км/ч. Старайтесь уменьшить его. «Первая –газ – 3000 оборотов – вторая – разгон (газ, 3000) – третья – и т д.» Если Вы потренируетесь так несколько раз, Вам перестанут возмущенно гудеть на светофорах сзади. Инструкторская байка. Ученик – мужчина. В силу своего характера он едет неоправданно резко там, где это не нужно. «Ах, так?…» – думаю я. Заезжаем в шикарный 4-х полосный тупик, облюбованный стритрейсерами, но днем пустой. «Разгоняйтесь до сотни, я засеку время…». Машина – Пежо 206, очень приемистая и легкая на разгон. Разгоняемся. Больше 20 секунд. Это неприлично много даже для ВАЗовской «классики». На каждой передаче недобираем в разгоне. Спрашиваю – «почему так медленно?» – « Страшно…». – «Вы же хотели ехать быстро?» Делаем еще. Лучше, но ненамного. Зато сразу же излечились от желания гонять, и, заодно, нам перестали гудеть сзади на светофорах и после выезда на магистрали.


Перестраиваться в левый ряд также гораздо легче на разгоне, а не на торможении. Как физик скажу, что трение между слоями зависит от разности скоростей. То есть если мы притормаживаем, разница скоростей большая, и встроиться в соседний ряд труднее. Наоборот, разгоняясь, мы выравниваем скорости и у нас больше возможностей для маневра. То есть более безопасный вариант – перестраиваться на разгоне, за бампером проехавшей мимо вас машины, а не перед носом следующей. В первом случае Вы управляете ситуацией, можете чуть добавить газу или слегка притормозить, а во втором целиком полагаетесь на добрую волю заднего водителя. Пара полезных упражнений для тренировки перестроений. Глядя в заднее зеркало, оцените расстояние до машины, находящейся слева или справа сзади (в том ряду, куда вы хотите перебраться). Ответьте себе на вопрос – оно увеличивается, уменьшается или не меняется? То есть автомобиль сзади и сбоку от Вас едет быстрее, медленнее или также? В первом случае или откажитесь от перестроения, или – если есть место – разгонитесь до его скорости перестраивайтесь. Во втором и третьем – да, перестраиваться можно. Второе упражнение – наметьте себе впереди ориентир, например, яркий плакат, и скажите сами себе – ДО этого плаката я перестроюсь в соседний ряд. Потом уменьшайте расстояние, на котором надо перестроиться. И пробуйте сделать это при более интенсивном движении. Вообще – для сохранения нервов в целости – заранее продумывайте маршрут и (особенно вначале) – перестраивайтесь в нужный ряд заранее. (П.с. Оба упражнения предложены моим учителем, К.К Крупниковым.) Последовательность Ваших действий: поглядели в зеркало, помигали, перестроились. Для большей безопасности полезно дублировать взгляд в зеркало взглядом через плечо – при условии, что РУЛЬ при этом вы держите ПРЯМО.
Перестроения в пробке выполняются по-другому. Один из возможных вариантов – дождавшись, когда оба ряда – Ваш и соседний – медленно движутся, обозначаете мигалкой свои намерения и под острым углом прицеливайтесь носом своей машины в середину бока соседней , не доводя дело до нежелательного контакта. Когда она проползла вперед , смещаетесь на 10 см… Если следующая машина Вас пропускает, прекрасно. Если нет, движетесь прямо, сохраняя выигранные 10 см, и цикл повторяется. Обычно на 3-5 машине перестроиться можно даже в самой сложной пробке. Здесь больше всего подходит слово «втираемся» в ряд. Не забудьте поблагодарить заднего водителя, мигнув пару раз «аварийкой».


Держать ГАЗ в повороте, не тормозить В повороте, а ДО него, не выжимать сцепление в повороте – это отдельная (в основном зимняя) тема.

 


В избранное