Вырвавшись из забитой пробками Москвы на оперативный простор Киевского шоссе можно вздохнуть свободно, но на яркие эмоции рассчитывать на первых порах не приходится. Единственные придорожные достопримечательности на пути к границе — обелиски. На всем протяжении пути от Москвы до Киева шоссе доблестно и безмолвно охраняют отлитые в бронзе солдаты великой войны. Крупнейший — на брянской объездной (С 53.19810° В 34.52889°) — посвящен героям-водителям Великой Отечественной, что выглядит несколько двусмысленно. Многострадальная трасса М3 вот уже много десятилетий тщетно зализывает раны в вечном ожидании капитального ремонта. Обочины, правда, уже отсыпаны вплоть до самой границы, но укладкой асфальта пока и не пахнет. В меру разбитая на всем своем протяжении, за Калугой дорога выглядит и вовсе как после бомбежки. Скорость падает вдвое, зато на порядок возрастает аутентичность: на протяжении двух десятков километров каждый может прочувствовать, как нелегко было водителям на ухабистых военных дорогах. 627‑километровый путь до Украины с парой остановок на ланч и дозаправку занимает около девяти часов. Чтобы сэкономить время на границе, вместо кратчайшего пути по Киевскому шоссе уходим под Брянском на М13. Дорога получается на 25 км длиннее, зато КПП «Три сестры» (С 52.10985° В 31.78018°) на стыке границ России, Украины и Белоруссии пролетаем буквально за 20 минут (обратно — вдвое быстрее: легковушки с российскими номерами наши пограничники пропускают без очереди). Пронизав, как нож масло, древний Чернигов, к вечеру «калужский львенок» уже царапается в ворота украинской столицы.