Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru


   АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

    # 12

----------------------------------------------------------------------

Яковлев (СССР)


ЯК-12

Легкий многоцелевой самолет.


Разработан в 1946-47 гг. на базе легкого самолета Як-10. Первый
полет опытной машины состоялся в конце 1947 г. Практически сразу
к-12 пошел в массовое серийное производство и выпускался в различных
модификациях до 1960 г. Широко применялся в качестве связного,
санитарного, сельскохозяйственного и патрульного самолета, а также
в аэроклубах ДОСААФ для подготовки летчиков и парашютистов.

Як-12 выпускался по лицензии в Польше (под обозначением PZL-101
Gawron) и Китае.


Модификации:

Як-12 - первый серийный вариант (1947 г.). Самолет был двухместным,
имел смешанную конструкцию (ферменный фюзеляж, сваренный из стальных
труб, с деревянной опалубкой; крыло имело деревянный каркас,
оперение - металлический; обшивка везде полотняная) и оснащался
двигателем М-11ФР (160 л.с./119кВт). Построено не менее 300 экзем-
пляров, которые использовались, в основном, в ВВС.

Як-12С - санитарный вариант (1948 г.), предназначенный для перевозки
одного больного на носилках и одного сопровождающего. Масса пустого
самолета - 852 кг, полезной нагрузки - 380 кг (в том числе спец-
оборудования - 22 кг).

Як-12СХ - сельскохозяйственный вариант (1948 г.), оборудованный
емкостью для химикатов и устройством для их распыления.

Як-12ГР - поплавковый вариант, был оборудован поплавками типа
АИР-6.

Як-12Р - модификация Як-12 с более мощным двигателем АИ-14Р
(260 л.с.), воздушным винтом В-530Д-11 (диаметр 2,75 м, масса 41 кг);
 а также новым крылом с увеличенной площадью и металлическим
каркасом. Число мест увеличено до трех. Выпущено около 2000 машин.

Як-12М - модификация самолета, выпущенная в 1955 г. и отличавшаяся
удлиненной хвостовой частью фюзеляжа, увеличенным хвостовым оперением
с форкилем. Фюзеляж и шасси усилены, число мест увелично до четырех.
асса пустого самолета - 1026 кг, нормальная полетная масса - 1450 кг.
Самолет легко переоборудовался в санитарный или сельскохозяйственный
вариант. Выпущено более 1000 экземпляров.

Як-12А - вариант с новым крылом трапециевидной формы в плане с управ-
ляемыми предкрылками и одним подкосом вместо двух под каждой консолью.
Увеличен объем топливных баков, усилена конструкция шасси, самолет
получил более комфортабельную кабину. Масса пустого самолета - 1059 кг,
 нормальная полетная масса - 1588 кг. Построено более 1500 экземпляров.
Применялся в ВВС как связной самолет и в гражданской авиации в качестве
транспортного и пассажирского.

Як-12Б - экспериментальный самолет укороченного взлета и посадки,
оснащенный вторым крылом небольшого размаха и двигателем АИ-14РФ
(300 л.с./224 кВт).




/Приведено техническое описание модификации Як-12Р/

Конструкция самолета.
Подкосный моноплан нормальной аэродинамической схемы.

Крыло - высокорасположенное, прямоугольной формы в плане, с закруглен-
ными законцовками; состоит из двух консолей, которые крепятся к верхней
части фюзеляжа в узлах на переднем и заднем лонжеронах и двумя подкосами
к нижней части фюзеляжа. Профиль крыла - Clark YH, относительная толщина
профиля 0,11. Угол установки крыла 3 град. 30'. Угол поперечного V крыла
2 град.

Каркас крыла состоит из двух лонжеронов, 17 ферменных нервюр, 36 носков,
й металлическую обшивку; верхняя панель отсека съемная, на нижней панели
смонтированы ложементы для установки топливных баков.

Подкосы крыла изготовлены из труб Д1 каплевидного сечения (передний
87,5 х 37 х 2,5 мм, задний 60,5 х 25,5 х 2 мм), контрподкосы - из Д1,
круглого сечения (40,5 х 17 х 1 мм); узлы крепления подкосов - из стали
30ХГСА. Щель между крылом и фюзеляжем закрыта съемным зализом,
выштампованным из листов АМцАМ-Л1,2. Обшивка носка, нижней хвостовой
части крыла, бакового отсека и законцовок крыла - дюралевая, из Д16АТ;
остальная часть крыла обтянута полотном АМ-100.

Предкрылки фиксированные, установлены по всему размаху, имеют клепаную
конструкцию. Закрылки однощелевые, имеют металлический каркас: лонжерон,
изготовленный из трубы Д16Т (45 х 42 мм), штампованные нервюры и концевой
обод из Д16АТ. Углы отклонения закрылков: при взлете 20 град., при посадке
40 град., при торможении на пробеге 90 град. Обшивка носка закрылка
дюралевая, остальная часть обтянута полотном.

Элероны щелевого типа, по конструкции аналогичны закрылкам. Каждый элерон
состоит из двух частей, соединенных шарнирно. Углы отклонения элеронов:
вверх 23 град., вниз 16 град. На правом элероне - триммер, регулируемый
на земле.

Фюзеляж - ферменно-расчалочной конструкции, состоит из каркаса,
сваренного из хромансилевых труб, и опалубки, собранной из набора
дюралевых профилей и стрингеров. Каркас состоит из четырех лонжеронов,
семи рам и одной эллипсной трубы. В силовую схему фюзеляжа также
входят пять пар лент-расчалок. Обшивка фюзеляжа частично  дюралевая,
из листов Д16АТ, а частично - полотняная.

К передней части фюзеляжной фермы в четырех узлах крепится моторама,
состоящая из сварного кольца с узлами крепления двигателя и восьми
стержней, сваренных попарно. Капот двигателя состоит из верхней и
нижней частей, которые соединялись замками.

В кабине кресла летчика и пассажира располагались в ряд. С каждого
борта - по одной большой двери; каркас дверей состоит из набора
профилей Д16Л, обшивка дюралевая. В каждой двери - окно размером
420 х 870 мм с двумя стеклами из 4-мм оргстекла, переднее стекло
сдвигалось назад. Остекление кабины изготовлено из оргстекла и
состояло из двух лобовых окон (толщиной 4 мм), двух боковых (3 мм),
одного верхнего и шести дополнительных верхних окон (3 мм).

За креслами располагался грузовой (санитарный) отсек, в котором могли
устанавливаться одни носилки с больным пассажиром. С левого борта был
предусмотрен большой грузовой люк.

Оперение самолета расчалочно-подкосного типа, состоит из стабилизатора,
рулей высоты, киля, руля направления, подкосов и расчалок. Стабилизатор
неразрезной, прямоугольной формы в плане в закруглением передней кромки,
крепится к фюзеляжу в трех точках. Каркас стабилизатора состоит из двух
лонжеронов, 14 нервюр, 12 носков и обода. Полки лонжеронов из прессован-
ных профилей Д16Т; стенки из листов Д16АТ. Нервюры отштампованы из
листового дюраля Д16АТ толщиной 0,6 и 0,8 мм. Носки - из Д16Т толщиной
0,6 мм. Носовая часть стабилизатора имеет обшивку из Д16АТ-Л0,5, осталь-
ная часть обтянута полотном АМ-100. Каркас стабилизатора расчален четырьмя
парами расчалок из проволоки ВС диаметром 2 и 3 мм. Кронштейны узлов
крепления стабилизатора изготовлены из стали 30ХГСА. Подкосы из капле-
видной трубы Д1Т (54 х 23 х 1,5 мм).

Руль высоты состоит из двух частей, соединенных болтами по оси самолета;
крепится к стабилизатору в пяти узлах навески. Каркас руля состоит из
лонжерона (Д1Т, труба 35 х 33 мм), 6 штампованных нервюр (Д16АТ-Л0,5)
на каждой половине, носков и составного обода. Обшивка носовой части
руля - Д16АТ-Л0,4, остальная часть обятнута полотном. На каждой половине
руля имеется управляемый триммер. Углы отклонения рулей высоты: вверх
30 град., вниз 20 град. Углы отклонения триммеров рулей высоты: вверх
20 град., вниз 30 град.

Киль имеет треугольную формы в плане с закругленным верхним углом.
Каркас киля состоит их двух штампованных лонжеронов (Д16АТ-Л1,2),
одной усиленной и четырех обычных нервюр, 10 штампованных носков.
В корневой части киля - металлическая обшивка (Д16АТ-Л0,6), подкреплен-
ная стрингерами. Обшивка носовой части - Д16АТ-Л0,6; остальная часть
обтянута полотном. Киль крепится к фюзеляжу в узлах на лонжеронах.

Руль направления подвешивается к заднему лонжерону киля в трех точках.
Каркас руля состоит из лонжерона (Д1Т, труба 35 х 33 мм), шести штампо-
ванных нервюр (Д16Т-Л0,6), носков (Д16АТ-Л0,6) и составного обода,
согнутого из листа Д16Т-Л0,8. К ободу крепится пластина неуправляемого
триммера (Д16АТ-Л1), который отгибается в нужное положение на земле.
Обшивка носовй части - из Д16АТ-Л0,6; остальная часть обтянута полотном.
Угол отклонения руля направления - 25 град. На самолете Як-12М при
нейтральном положении педалей руль направления отклонен влево от оси
самолета на 3 град.

Шасси самолета трехопорное, с хвостовым колесом. Основные стойки
ферменной конструкции, сваренные из хромансилевых труб (30ХГСА),
крепятся к фюзеляжу в двух узлах шарнирно, в третьей точке - через
резиновую шнуровую амортизацию, обеспечивающую максимальный ход стоек
до 250 мм. Стояночный угол самолета составляет 12 град. 30'. Основные
стойки шасси оборудованы тормозными колесами с полубаллонными пневма-
тиками размером 595 х 185 мм (давление в пневматиках 1,5 кг/кв.см) и
камерами с размерами 600 х 180 мм. Хвостовая стойка ферменная, сварена
из труб 30ХГСА, снабжена дисковой резиновой амортизацией. Хвостовое
колесо имеет размеры 255 х 100 мм (давление в пневматике 1,5 кг/кв.см).
В зимнее время на всех стойках устанавливались лыжи.

Самолет оборудован убираемым сошником, предназначенным для сокращение
длины пробега. Сошник конструктивно состоит из сварной рамы, шарнирно
прикрепленной к фюзеляжу, управляющего цилиндра и наконечника, который
может срезаться при зацеплении за твердые предметы на пробеге.



Системы и оборудование:
Приборное оборудование самолета Як-12М: авиагоризонт АГК-47Б; компас
КИ-11 или КИ-12; гирополукомпас ГПК-48; указатель скорости УС-35;
вариометр ВР-10; высотомер ВД-10; приемник воздушного давления типа 954;
трехстрелочный моторный индикатор ЭМИ-3К; мановакуумметр МВ-16;
тахометр ТЭ-45; термометр головок цилиндров ТЦТ-9 или ЩТ-13;
термометр воздуха на входе в карбюратор ТУЭ-48; вольтамперметр ВА-340
или вольтамперметр В-1 и амперметр А-1; часы АЗР-М; манометр воздуха
МВ-80; спиртовой термометр наружного воздуха и внутрикабинный термометр
ТВ-45.

Радиооборудование самолета Як-12М: радиостанция РСИУ-3М и радиокомпас
АРК-5.

Электрооборудование самолета: генератор ГСК-1500М (мощность 1500 Вт,
номинальное напряжение 27,5 В, диапазон рабочих оборотов 3800-5900
об/мин.), аккумуляторная батарея 12-САМ-28 (24 В, емкость 28 А/ч),
регуляторная коробка генератора РК-1500В; сетевой фильтр СФ-1500.
Электрическая сеть однопроводная, номинальное напряжение в сети 24 В.
Потребители тока: приборы, внутреннее освещение, навигационные огни
БАНО-45ХС-39, обогревательные элементы ПВД и часов, фара ФС-155,
стеклоочиститель АС-2, радиооборудование, пусковая катушка КП-4716.

Пневматическая система самолета используется для управления закрылками,
тормозами колес и запуска двигателя. Рабочее давление в системе:
управления закрылками - 50 кг/кв.см; управления тормозами колес -
6 кг/кв.см; управления тормозами лыж - 12 кг/кв.см; запуска двигателя -
25 кг/кв.см.



Силовая установка:
1 х ПД АИ-14Р, взлетная мощность 260 л.с. при 2350 об/мин.
Двигатель 9-цилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения.
Сухой вес двигателя - 197 кг. Диаметр цилиндра - 105 мм. Ход поршня
130 мм. Степень сжатия - 5,9. Сорт топлива - бензин Б-70; сорт масла -
МК-22, МС-20.
Агрегаты двигателя: коловратный бензонасос 702А или 702М; шестеренчатый
маслонасос; карбюратор К-14П или К-14А; магнето М-9 (четырехискровое
экранизированное); свечи СД-49С, СД-49СММ; воздушный компрессор АК-50М;
генератор ГСК-1500; регулятор оборотов Р-2.
Взлетный режим работы двигателя: мощность 260 л.с. при 2350 об/мин.,
удельный расход топлива 225-280 г/л.с.час.
Номинальный режим работы двигателя: мощность 220 л.с. при 2050 об/мин.,
удельный расход топлива 240-255 г/л.с.час.
Крейсерский режим работы двигателя (0,75 номинала): мощность 165 л.с.
при 1860 об/мин., удельный расход топлива 210-225 г/л.с.час.
Крейсерский режим работы двигателя (0,6 номинала): мощность 136 л.с.
при 1730 об/мин., удельный расход топлива 205-225 г/л.с.час.

Воздушный винт - В-530Д-11, двухлопастный, металлический, изменяемого
шага, диаметром 2,75 м.
Топливо размещается в двух сварных баках в корневой части крыла.
Общая емкость топливных баков - 188 л, маслобака - 25 л. Максимальная
заправка масла - 17 л.




/Приведены данные модификации Як-12М/

Геометрические размеры:
Размах крыла - 12,60 м
Площадь крыла - 23,86 кв.м
Площадь элеронов (общая) - 2,332 кв.м
Площадь закрылков (общая) - 2,804 кв.м
Средняя аэродинамическая хорда - 1,976 м
Удлинение крыла - 6,65
Длина самолета - 9,00 м
Высота самолета - 3,12 м
Площадь стабилизатора - 2,07 кв.м
Площадь рулей высоты (вкл. триммер) - 2,51 кв.м
Площадь киля - 1,25 кв.м
Площадь руля направления (вкл. триммер) - 0,93 кв.м
Колея шасси - 2,20 м


Весовые данные:
Масса пустого самолета - 1026 кг
Макс. взлетная масса - 1500 кг
Полезная нагрузка - 476 кг
Масса топлива - 125 кг
Масса масла - 14 кг
Центровка самолета:
        предельная передняя - 30,0% САХ
        предельная задняя - 40,5% САХ
        в полете - 37,8% САХ
        при посадке (10 кг топлива, 7 кг масла) - 37,7% САХ
Макс. удельная нагрузка:
        на крыло - 62,7 кг/кв.м
        на мощность - 5,77 кг/л.с.


Летно-технические характеристики (МСА):
Макс. скорость полета (H=0) - 178 км/ч
Скороподъемность (H=0, номинальный режим работы двигателя) - 3,7 м/с
Время набора высоты:
        H=500 м - 2,3 мин.
        H=1000 м - 4,8 мин.
        H=2000 м - 11,2 мин.
        H=4100 м - 36,0 мин.
Практический потолок - 4100 м
Скорость отрыва - 80 км/ч
Длина разбега - 140 м
Длина взлетной дистанции до наборы высоты 25 м - 500 м
Посадочная скорость - 80 км/ч
Длина пробега - 220 м
Дальность полета (H=500 м, V=140 км/ч, макс. запас топлива,
без резервов) - 670 км




Фотографии - http://aviajpg2.chat.ru/data/yak12.htm


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://airports.chat.ru

======================================================================

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное