Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО НАЛОГАМ. ч.1


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 5 от 5 сентября 2008 г.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжим «Обзорную экскурсию по налогом» корпоративного налогового юриста из Ижевска Фаниса Халикова.

Мария Кусакина, руководитель интернет-проектов компании BusinessForward

__________________________________________________________

Обзорная экскурсия по налогам

(часть I)

Мы начинаем нашу обзорную экскурсию по налоговой системе Российской Федерации.

Но прежде чем рассматривать непосредственно само налогообложение, давайте зададимся вопросом – а что же из себя представляет с точки зрения закона предпринимательская деятельность (бизнес) вообще? Легальное (то есть юридическое) ее определение дано в абзаце 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Как отмечал классик американского менеджмента Л. Рон Хаббард, любую деятельность (также как, впрочем, и саму жизнь вообще) можно разложить на три составляющие (три состояния существования), образующие также правильную последовательность действий (цикл действия):

БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ИМЕТЬ

Первое состояние существования – это БЫТИЕ (БЫТИЙНОСТЬ). Она определяется как «принятие (выбор) набора характерных черт». Можно сказать, что бытийность – это роль в игре.

Второе состояние существования – это ДЕЛАНИЕ. Под ним подразумевается «действие, функционирование, осуществление чего-либо, выполнение задач, достижение целей или любое изменение положения в пространстве».

Третье состояние существования – это ОБЛАДАНИЕ. Под ним понимается «состояние, когда человек что-то имеет или чем-то владеет».

Требуется, чтобы человек принял бытийность для осуществления действования, ведущего к обладанию.

Так вот, если рассмотреть приведенную выше дефиницию предпринимательской деятельности, посмотрев, из каких частей она состоит, в ней можно выделить все три упомянутых состояния существования (части цикла действия) – Быть, Делать и Иметь.

БЫТЬ. Человек изначально должен принять бытийность предпринимателя. Что с точки зрения закона, в первую очередь, подразумевает его регистрацию в этом качестве (это может быть как коммерческая организация, так и обретение статуса индивидуального предпринимателя). Если речь идет об осуществлении деятельности через юридическое лицо, сюда же необходимо отнести формирование его первоначального (уставного) капитала, поскольку в этом случае имущество, внесенное в бизнес, должно быть обособлено от личного имущества его собственника.

ДЕЛАТЬ. Далее, предприниматель (лично сам, или с помощью созданной им организации) должен кое-что делать - продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги. Возможно, кое-кто здесь возразит, что никакой бизнес не может сводиться, скажем, лишь к продаже товаров. Куда делись, к примеру, найм персонала и управление организацией, поиск покупателей, действия в области маркетинга и связи с общественностью, само производство товаров и многое, многое другое? Здесь стоит отметить, что все данные действия с точки зрения легальной дефиниции бизнеса остаются как бы за рамками закона. Закон выделяет лишь конечное (итоговое, основное) действие, а все остальное, как носящее предварительный или сопутствующий характер, хотя и не отрицается, но просто остается за кадром.

ИМЕТЬ. Закон говорит о том, что цель (направленность) предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы систематически получать прибыль, то есть иметь положительную разницу между выручкой и всеми затратами (расходами) на ее осуществление.

Да, конечно, спору нет, бизнес должен приносить пользу окружению, должен давать на выходе нечто ценное (товар, услугу и т.п.), что будет удовлетворять потребности других. И, безусловно, прибыль - это не единственное, что может иметь в итоге успешный предприниматель. Предпринимательская деятельность может дать ему еще очень многое – удовлетворенных клиентов, авторитет в своем окружении, доброжелательное к нему отношение со стороны общества. Бизнес может (и в идеале должен) также доставлять - и его владельцу, и руководителям, и всем сотрудникам - удовлетворение и позволить всем им всесторонне развиваться как личностям. Возможно, в своем высшем проявлении, бизнес может послужить способом изменения в лучшую сторону жизней и судеб других людей. Все это так. Но также непреложен тот факт, что бизнес должен приносить в итоге прибыль. В противном случае то, что делает человек, можно назвать благотворительностью, может быть, это политика или же некая иная некоммерческая деятельность - в общем, это может быть что угодно, но уж точно не предпринимательская деятельность. И именно поэтому скупой на слова закон выделяет только факт получения прибыли как единственный его интересующий итог предпринимательства. Поскольку только она является тем нечто, что может выступать в качестве универсального мерила успеха предпринимателя, применимого к абсолютно любым видам бизнеса. А все остальные результаты, которые могут быть достигнуты в бизнесе, – опять же остаются за рамками закона.

Теперь же вернемся к налогам. Казалось бы, какое к ним отношение может иметь рассмотрение легального определения предпринимательской деятельности сквозь призму обозначенного выше цикла действия? На первый взгляд, - никакого. Однако, думается, что это не так. Дело в том, что все действующие в России налоги можно отнести к тому или иному состоянию существования, в котором находится предприниматель (отмечу, что здесь и далее под «предпринимателями» будут подразумеваться не только «индивидуальные предприниматели», но также и любые юридические лица, например, в форме ООО или ЗАО, доли (акции) в которых принадлежат частным лицам): или к БЫТЬ, или к ДЕЛАТЬ, или к ИМЕТЬ. И, представляется, что именно такая классификация налогов может позволить несколько упростить понимание предпринимателями современной налоговой системы и в результате лучше в ней сориентироваться.

Изначально рассмотрим, какие вообще налоги и сборы действуют на территории России на сегодняшний день. Исчерпывающий их перечень приведен в статьях 13-15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ):

1. налог на добавленную стоимость (НДС);

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4. единый социальный налог (ЕСН);

5. налог на прибыль организаций;

6. налог на добычу полезных ископаемых;

7. водный налог;

8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9. государственная пошлина;

10. налог на имущество организаций;

11. налог на игорный бизнес;

12. транспортный налог;

13. земельный налог;

14. налог на имущество физических лиц.

Как видим, всего существует 14 видов налогов и сборов. Пять из них (акцизы; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; налог на игорный бизнес) весьма специфичны, применяются лишь в связи с особыми обстоятельствами или к определенным видам деятельности и, соответственно, к большинству налогоплательщиков отношения не имеют. Поэтому в дальнейшем мы их рассматривать не будем.

Кроме того, несмотря на то, что с необходимостью уплаты государственной пошлины время от времени сталкивается практически каждый предприниматель, мы опустим также и ее, поскольку, являясь сбором, она взимается за совершение юридически значимых действий (например, таких как регистрация юридического лица, обращение с иском в суд, получение лицензии и т.п.), носящих разовый характер.

С другой стороны, к указанным выше налогам необходимо добавить несколько обязательных платежей, которые формально не относятся к числу налогов, но весьма близки к ним по своей сути, а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В итоге мы имеем 10 видов налогов и иных обязательных платежей, которые носят универсальный характер, и обязанности по их исчислению и уплате несут большинство российских предпринимателей.

И все, возможно, было бы еще ничего (с точки зрения простоты понимания), если бы дело обходилось только перечисленными выше платежами (условно их совокупность именуют еще и «общим режимом налогообложения»). Но дело в том, что помимо них существуют также и специальные налоговые режимы. Их всего четыре, и к ним в силу ст. 18 НК РФ относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. упрощенная система налогообложения (УСН);

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Два из них - единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - довольно специфичны и к основной массе предпринимателей никакого отношения не имеют. Поэтому мы их также не будем рассматривать. Таким образом, остаются два спецрежима – так называемые «упрощенка» и «вмененка», - которые носят универсальный характер и действительно применяются сплошь и рядом.

В принципе, в двух-трех словах мы уже описали каркас действующей на сегодняшний день налоговой системы в России. Теперь же я предлагаю Вам начать ее более основательное рассмотрение, – так сказать, войти в плотные слои атмосферы. И нашей следующей темой будут два наиболее популярных специальных налоговых режима. До встречи!

Фанис Халиков

fanbul@udm.net

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

В нашей основной рассылке «Экспресс-диагностика Вашего бизнеса» в выпуске от 27 августа опубликован пресс-релиз о Круизе Белой Силы компании Бизнес Форвард "В России стало на 99 общепризнанных гениев больше"

"Международная компания Бизнесфорвард на своём Круизе Белых Сил произвела торжественное вручение сертификатов Общепризнанного Гения успешным создателям бизнеса России. Среди них были руководители таких известных компаний как <<Форема-Кухни>>, <<Эко-Мебель>>, строительная компания <<Жилвест>>, компания <<Чип и Дип>>, Курганская строительная компания <<Домстрой>> и многие другие. На сертификатах были следующие слова: <<Каждому читающему данный сертификат ответственно рекомендуем прислушиваться к высказываниям его обладателя, а по возможности записывать>>. Такие сертификаты были выданы на основании наблюдений экспертов компании BusinessForward.

Удивительно, но вручение сертификатов резко увеличило способность руководителя управлять и вести за собой сотрудников. Вот что говорит участник круиза, владелец мебельной компании <<Слава>> из г. Чебоксары: <<Когда я вернулся в компанию и повесил на стену свой сертификат Гения, обстановка в компании изменилась. Сотрудники перестали задавать глупые вопросы и стали обращаться только по делу. Было видно, что на них это реально произвело впечатление. Класс. Я сам себя тоже ощущаю гораздо лучше, нежели было до этого....>>"

 

 

Ближайшие семинары и тренинги

Бизнес-семинар Владимира Кусакина "Принципыпостроения саморазвивающегосябизнеса": 7-8 сентября - Киев, 20-21 сентября - Якутск

Тренинг Ильи Кусакина "Высший пилотаж в продажах": 9-10 сентября - Новосибирск

Недельный отдых в Черногории, включающий трехдневный семинар Владимира Кусакина "Принципы построения саморазвивающегося бизнеса" : 21-27сентября 2008 г.

 

 

В рассылке "Супербизнес или как добиться совершенства в бизнесе", которую ведет президент компании BusinessForward (Санкт-Петербург) Галина Смолякова, в выпуске от 27 августа напечатана ее статья «Конфликт на рабочем месте? Поверьте, это не конец света!»

«Если мы спросим у руководителя любой компании, как он относится к конфликтам, то скорее всего услышим ответ «отрицательно». Но разве возможно развитие, движение вперед без разрешения проблем и конфликтных ситуаций? Как известно, в споре рождается истина, а конфликт – это не что иное, как трудовой спор, являющийся непременной составляющей производственных отношений. Поэтому давайте отнесемся к нему не как к «концу света», а как к началу решения проблемы.»

 

BusinessForward рекомендует:

 

Усилитель Мощности Руководителя

Ближайшие программы:

Москва, "Империал Парк Отель & SPA" - 6-12 сентября, 4-11 октября 2008 г.

12-18 сентября 2008 г. - выездной Усилитель в Алматы

27 сентября - 3 октября 2008 г. - выездной Усилитель во Владивостоке

В Санкт- Петербурге график прохождения обговаривается индивидуально.

Подробнее о программе можно узнать на странице, посвященной Усилителю Мощности Руководителя , а также прочитав ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (FAQ) о программе "Усилитель Мощности Руководителя"

"Не бывает нереальных целей, любые цели достижимы. Но задача заключается в том, чтобы находить достойные цели. И программа значительно помогает в этом. И вроде бы все очевидно, и все лежит на поверхности. Но жизнь показывает, что на поверхности так же лежит еще и чаша всего остального, несерьезного и незначительного. Всего того, что не достойно не просто внимания, но даже и малейшего упоминания об этом. Спасибо БизнесФорвард за возвращение собственной реальности, за сформированное предрасположение и за общение, которое пролетело, как единый миг. Спасибо за возвращение самого себя, за возвращение к самому себе." МАЛАШИН ВАЛЕНТИН

 

BusinessForward

Тел. 8(495) 585-76-93, 8(495) 428-58-09

(C) 2008 BusinessForward. Все авторские права защищены законом. Выражаем глубокую благодарность L. Ron Hubbard Library (Библиотека Л. Рона Хаббарда) за любезное разрешение использовать отрывок из работы Л. Рона Хаббарда, защищенные авторским правом.

В избранное