Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Белый бизнес" начинает и выигрывает! Легально, значит выгодно?


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 16  от 5 июля 2007 г.

Добрый день, уважаемые читатели!

В подробнейшей статье нашего постоянного автора Владимира Викторовича Турова (Юридическая компания "Туров и партнеры") рассматриваются все этапы легализации бизнеса, а также те минусы и плюсы, которые вы получите в итоге.

Владимир Кусакин

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Легально, значит выгодно?

 

Так уж случилось, что в России мы имеем то, что имеем. Коррупцию в среде госчинов­ников. Бизнес, целью которого зачастую является извлечение прибыли любой ценой, в том числе ценой неуплаты налогов. И неважно, почему так. Главное - это есть и с этим надо что-то делать.

ЦЕЛИ И ЦЕНА ВОПРОСА

Прежде, чем приступать к легализации своего бизнеса, необходимо определить цель этой затеи. И до тех пор, пока в голове мелькает мысль, что это невозможно, ненужно, неправильно и так далее, не стоит даже браться. Страх быть пойманным и наказанным - плохой мотивирующий фактор. Есть более достойные цели.

Итак, мы поставили цель - работать полностью легально. На следующем этапе следует просчитать возможные последствия легализации, ибо быть честным и нищим в наши планы не входит. Для этого самостоятельно проводим предварительный аудит деятельности организации, рассматривая теоретически и практически (проверка документов и собеседования с сотрудниками) блоки вопросов.

УСТРАНЯЕМ ЯВНЫЕ НЕДОСТАТКИ

После сбора информации с помощью приведенного вопросника и физической проверки всего и вся, необходимо сделать соответствующее заключение (составить программу) с указанием слабых мест компании и статей нарушаемых законов. А также привести рекомендации по «очистке» бизнеса прямо сейчас, еще до экономического анализа и каких-либо шагов по его легализации. То есть в первую очередь мы устраняем видимые вещи, за которые могут зацепиться контролеры.  

СОБИРАЕМ И АНАЛИЗИРУЕМ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Варианты развития

Следующий шаг - сбор экономической информации, которая в том числе включает в себя ответы на вопросы, приведенные в конце статьи. Полученные данные анализируются. На их основе разрабатывается два-три варианта новой, полностью легальной структуры фирмы, с соответствующим обоснованием и ссылками на действующее законодательство РФ.

Каждый вариант обсчитывается на предмет совокупного налогообложения в привязке к совокупной прибыли. В каждом случае необходимо нарисовать диаграммы распределения денег по фондам (в %), подробно расписав налоги.

После этого выбираем лучший (наиболее выгодный для компании) вариант и поступаем с ним следующим образом. Рисуем схему движения товарных и финансовых потоков и сравниваем ее с тем, что имеем на данный момент. Это нужно для того, чтобы не сломать работающие схемы зарабатывания денег. В завершение данного этапа проигрываем все возможные варианты налогового и финансового планирования.

Написание плана внедрения

Затем переходим к написанию плана внедрения новой корпоративной структуры и легальной работы.

План, в том числе, должен содержать пункты о соблюдении:

- признаков работы в соответствие с ситуацией (как есть), т.е. без искажений документов, «натяжек», оправданий и так далее. Оформлять только те операции, которые реально присутствовали;

- признаков самостоятельности юридических лиц;

- основных критериев, отраженных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 (замена «недобросовестности налогоплательщика» на «необоснованную налоговую выгоду»).

ПЕРЕХОДИМ НА ЛЕГАЛЬНЫЕ РЕЛЬСЫ

План реализуется в несколько этапов. Они могут выглядеть следующим образом:

1. Подготовка правильных учредительных документов. Регистрация (перерегистрация) фирмы.

2. Подготовка всех необходимых договоров.

3. Подготовка нового штатного расписания и перемещения персонала.

4. Подготовка клиентов к новым условиям работы (для этого разрабатывается отдельная спецпрограмма).

5. Точное определение и расписание функций компаний, обязательно с учетом деловой цели реорганизации. При этом не допускать пересечения функций, явной взаимозависимости и нарушения статьи 40 НК РФ при трансфертном ценообразовании и так далее.

6. Распределение, кто и что будет делать.

7. Легализация заработной платы персонала в новых компаниях.

8. Перераспределение, выделение и т.д. имущества. Обеспечение безопасности основных активов (недвижимость, земля).

9. Подписание с поставщиками и потребителями новых договоров.

10. Анализ и сбор максимального количества расходов с НДС; перевод всего, что можно (в затратах), на НДС.

11. Определение, кто из поставщиков мог бы потреблять продукцию без НДС, и как это сделать.

12. Работа в течение какого-то времени на малых оборотах.

13. Проведение налогового и финансового планирования.

14. Корректировка плана.

15. Полный перевод бизнеса на легальные рельсы.

16. Прекращение деятельности «грязных» предприятий.

17. Проведение повторного самостоятельного аудита.

ОБУЧАЕМСЯ

Завершением этой сложной и кропотливой работы должно стать обучение.

Высшему звену - учредителям, генеральному и финансовому директорам, а также главному бухгалтеру следует пройти обучение по всем вариантам оптимизации налогов. Особенно по тем, которые присутствуют в выбранном варианте новой корпоративной структуры.

Всем сотрудникам (руководителям - отдельно) надо пройти обучение по безопасности и юридической защите бизнеса: как вести себя во время проверки, выстраивать отношения с госорганами и так далее. Без этого вся проделанная работа станет бессмысленной.

КОРРЕКТИРУЕМ И ПОДСТРАХОВОВЫЕМСЯ

После обучения план работы, возможно, придется скорректировать. Основной принцип: чем проще, тем лучше. Второй принцип: налоги надо платить. И, наконец, третий: легализовывать бизнес нужно постепенно. Обычно это занимает от шести до девяти месяцев.

Затем необходимо подготовить методику периодического контроля бухгалтерии и действительно ее контролировать! И, кроме того, до конца внедрить налоговое и финансовое планирование; схемы управления и отчетности; оргполитику и т.д. и т.п. (очень обширная программа).

Наконец, хотя бы раз в год проверять бизнес и корректировать его работу в соответствие с изменениями законодательства РФ.

ИТОГИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

Что же организация имеет на выходе? Каковы потери в доходах за счет легализации финансовых потоков? Конечно, все зависит от исходной ситуации и от самого бизнеса. Вот усредненные данные по десяткам российских предприятий: зарплата легальна на 50%;
себестоимость (для снижения НДС и прибыли) завышается в два раза, т.е. на 50% от торговой наценки («обналичка» или искусственное списание материалов в производство).

Совокупный рост налогов при этом составит от 25 до 75%. Еще раз подчеркиваю - все зависит от структуры бизнеса. Бывало так, что налоги вообще не вырастали. Это, как правило, торговый бизнес, где присутствует розница (ЕНВД) или если потребителями являются бюджетные предприятия, «входной» НДС идет по ставке 10% и т.д.

В среднем, на предприятиях, работающих на традиционной системе налогообложения, совокупные налоги после легализации составляют от 17 до 22% от «грязной» прибыли.

Конечно, бизнес бизнесу рознь, но не решаемых ситуаций лично я еще не встречал. Было бы желание со стороны владельцев бизнеса. Желание и намерение - это единственные необходимые условия легализации. Все остальное вторично.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

Минусы

1. Резко увеличивается документооборот. Практически всегда приходится дополнительно нанимать бухгалтеров.

2. На первых порах легально работать сложнее, чем нелегально. В течение короткого промежутка времени это может привлечь внимание контролирующих органов. Возможно, кто-то попытается уличить в нечестности по отношению к государству. Здесь нужно использовать отдельную, специальную методику выстраивания новых отношений с госструктурами.

3. Появляется необходимость принять на работу сотрудника, который будет следить за изменениями законов и при необходимости - вносить коррективы в работу, контролировать бухгалтерию, проводить налоговое планирование и так далее.

4. В период легализации и полного отказа от взяток (ст. 291 Уголовного кодекса РФ) и откатов (коммерческого подкупа по статьям 204 и 304 Уголовного кодекса РФ) может произойти временное снижение прибыли на 5-25%.

5. Часть сотрудников (не самая лучшая) просто сбежит. А сбегая, они будут ворчать и обвинять во всем вас. По этой причине на какое-то время могут оказаться оголенными ключевые участки бизнеса.

Плюсы

1. Исчезает страх.

2. Происходит хорошая психологическая разгрузка.

3. Появляется желание участвовать в общественной жизни и спрашивать с чиновников за их работу.

4. Начинаешь гордиться собой.

5. Освобождается время для созидательных проектов и развития бизнеса.

6. Всегда (это похоже на мистику, но действительно так!) резко начинает расти прибыль. Вдруг откуда-то появляются легальные поставщики и такие же покупатели.
В одном из известных мне бизнесов после полной легализации стали продавать свою продукцию на 10-15% дороже конкурентов. И обороты продолжают расти огромными темпами. Да, ушли 20% клиентов, появилось в разы больше.
В другом, крупнейшем бизнесе минимальный рост составляет 43% в год, и так продолжается много лет подряд. При этом там платят все налоги «в лобовую», не используя ни одного из предложенных мною выше вариантов.

7. Через некоторое время контролеры, поняв, что в бизнесе все легально, да еще и защищаться умеют, теряют к нему всякий интерес.
Многих моих клиентов, в том числе работающих с НДС, не проверяли уже по 10 лет. Разумные налоговые инспекторы наоборот помогают таким бизнесменам поддерживать бизнес легальным и ставят другим в пример.

8. У владельца бизнеса появляется возможность заняться своими делами, наняв директоров: все прозрачно, значит, и украсть сложно.

9. Повышается рыночная стоимость бизнеса.

10. Увеличиваются шансы на получение кредитных ресурсов, а значит, и дальнейшее развитие бизнеса.

11. В результате, мы все получим великую Россию, где способные процветают и честные люди имеют права.

Итак, дело за вами.
Многие прошли этот путь, и они довольны.
Уверен, что и у вас хватит на это сил.

Автор Туров Владимир Викторович

25.05.2007 г

 

Вопросы для самостоятельного аудита  (скачать в Zip-архиве документ в формате .doc)

1. Первый по степени важности блок вопросов

Положительные ответы на перечисленные вопросы всегда означают нарушение Налогового кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, а иногда и Уголовного кодекса РФ.
Это то, на что госструктуры обращают внимание в первую очередь. То, что легко выявляется (когда нарушения имеются) и легко расследуется.

1.1. Все ли деньги, поступающие на расчетный счет и в кассу организации, оформляются должным образом?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.2. Бывает ли такое, что часть денег, поступающих на фирму, не оформляется должным образом через кассу или расчетный счет предприятия?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.3. Случалось ли за последние три года, что часть денег, поступающих на предприятие, не оформлялась должным образом через кассу или расчетный счет предприятия?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.4. Бывает ли так, что часть денег компании обналичивается через подставные компании?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.5. Было ли за последние три года так, что часть денег фирмы обналичивалась через подставные компании?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.6. Бывает ли или случалось ли так за последние три года, что товар (сырье, материалы), поступающий в организацию, оформлялся от подставных компаний?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.7. Имеют ли место факты искусственного завышения закупочных цен (завышения себестоимости) продукции, сырья или материалов на предприятии через подлог, дополнительное оформление документов, подставные компании?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.8. Закупаете ли вы для себя или на перепродажу сырье, материалы, продукцию за наличные и при этом документы оформляете от других организаций или физических лиц?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.9. Подделываете ли вы, каким-либо образом документы о поставках продукции, сырья, материалов, закупаемых вашим предприятием для собственных нужд или для перепродажи?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.10. Бывает ли такое, что вы закупаете товар (сырье, материалы, продукцию) сомнительного происхождения или с которого не уплачены все необходимые пошлины, сборы, акцизы?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.11. Занимаетесь ли вы импортом? Если да, то платите ли все положенные по закону пошлины? Используете ли «серые» схемы таможенной очистки товара?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.12. Подделываете ли вы или ваши сотрудники какие-либо первичные документы: накладные, счета, счета-фактуры, приходно-кассовые ордера, расходно-кассовые ордера, договоры и т.д.?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.13. Все ли сотрудники, получающие хотя бы один раз в год какое-либо вознаграждение, должным образом оформлены на предприятии?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.14. Вся ли ваша заработная плата, иной доход легальны? Полностью ли с них платятся налоги?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.15. Всю ли заработную плату, иное вознаграждение, выплачиваемое сотрудникам, вы официально проводите через бухгалтерию?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.16. Есть ли у организации просроченные задолженности по налогам перед бюджетом:
при общей системе налогообложения - НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество, налог на землю;
при упрощенной или вмененной системе налогообложения - единый налог, взносы в ПФР и ФСС, НДФЛ)?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.17. Каковы совокупные суммы этих просроченных задолженностей?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.18. Было ли так за последние три года, что фирма не полностью заплатила какой-либо налог, искусственно скрыв доход или выплату заработной платы или завысив себестоимость товара (продукции, сырья, материалов)?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.19. Даете ли вы или кто-либо из ваших сотрудников взятки, преподносите подарки какому-нибудь государственному служащему?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.20. Даете ли вы или кто-либо из ваших сотрудников «откаты» кому-либо из руководителей или сотрудников других предприятий?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.21. Оказываете ли вы или ваши работники какие-либо иные незаконные услуги госслужащим или сотрудникам других коммерческих предприятий?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
1.22. Имеются ли в компании нелицензионные программы - бухгалтерские, справочно-правовые, антивирусные и другие, - а также иное нелегальное программное обеспечение?
_________________________________________________________
_________________________________________________________


2. Второй по степени важности блок вопросов

Ответы «да» на эти вопросы говорят о наличии административных правонарушений и угрозе штрафов. Такие ситуации могут привлечь к предприятию лишнее внимание чиновничьих структур.
2.1. Своевременно ли в вашей фирме сдается отчетность госорганам? Есть ли «отчетные долги»?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.2. Сдаете ли вы (ваше предприятие) фиктивную отчетность госорганам?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.3. Выдает ли ваше предприятие своим клиентам все необходимые документы на проданные им товары, работы, услуги, сырье, материалы, продукцию?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.4. Имеются ли в вашем распоряжении фирмы, купленные на подставные лица?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.5. Есть ли на вашем предприятии незаконные печати, штампы, бланки?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.6. Законно ли получают деньги учредители? Если вы - учредитель, то оформляете ли вы законным образом все получаемые вами деньги?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.7. Платите ли вы арендную плату и коммунальные платежи полностью по закону? Имеются ли у вас все необходимые легальные документы от арендодателя на всю сумму арендных платежей?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.8. Полностью ли поставлено на баланс имущество, находящееся в организации и принадлежащее ей?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.9. Имеются ли все необходимые подписи руководителей предприятия и бухгалтера в первичных документах, книгах?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.10. Ведется ли бухгалтерия фирмы ежедневно, в реальном времени?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.11. Есть ли в компании какие-либо компрометирующие базы данных, записи, файлы, папки, блокноты, тетради?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.12. Содействуете ли вы кому-либо на своем предприятии в неуплате налогов или иной незаконной деятельности?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.13. Имеется ли в организации оформленный по закону лимит остатка кассы?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2.14. Является ли действующим руководителем фирмы лицо (директор, генеральный директор, исполнительный директор, управляющий ИП), указанное в ЕГРЮЛ?
_________________________________________________________
_________________________________________________________


ВОПРОСЫ ДЛЯ СБОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Вопросов может быть гораздо больше. Все зависит от особенностей фирмы. Чем подробнее все расписано, тем проще будет составить алгоритм действий.

1. Вид бизнеса (очень подробно). Как делается бизнес. Нарисовать схему движения товарных и финансовых потоков. Наложить на эту схему реальные цифры.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2. Количество людей, которые хотя бы один раз в год получают от фирмы какие-либо деньги, независимо от того, проводятся они по бухгалтерии или нет. Где и как оформлены эти сотрудники.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
3. Оборот фирмы (общий доход) в месяц за последние полгода (год) и в неделю.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
4. Сколько денег при этом показывается официально по бухгалтерии (в процентах от оборота).
_________________________________________________________
_________________________________________________________
5. Сколько в процентах «грязной» прибыли проводиться по бухгалтерии фирме официально.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
6. Какие типы хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и организационно-правовые формы (ООО, ЗАО, общественные организации и т.д.) используются; каким образом.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
7. Какие системы налогообложения применяются.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
8. Какова затратная часть предприятия и как это оформляется (или не оформляется) по бухгалтерии:
- затраты с НДС;
- затраты без НДС;
- расходы организации(ий) в % от «грязной» прибыли по следующим основным фондам: фонд заработной платы, фонд обязательных платежей (аренда, коммунальные платежи, электроэнергия, связь и т.п.), фонд рекламы, фонд совокупных налогов государству, фонд развития, учредительский фонд и так далее. Нарисовать в виде круговой диаграммы.
_________________________________________________________
9. Поставщики: работают ли легально, какие системы налогообложения используют, проводят ли сделки по своей бухгалтерии (если проводят не все, то сколько и как), дают ли какие-либо документы.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
10. Какие организационно-правовые формы (ООО, ЗАО, общественные организации и т.д.) характерны для клиентов, потребителей. Какие системы налогообложения они используют. Работают ли с НДС.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
11. Сколько налогов заплатили за последние два квартала (поквартально). Суммы фактически уплаченных налогов по видам: НДС, налог на прибыль организаций, ЕСН, налог на доходы физических лиц, транспортный налог, единый налог при «упрощенке» («вмененке»), платежи в ПФР и ФСС России при «упрощенке» («вмененке») и т.д.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
12. Были ли на предприятии какие-либо проверки. Кто их проводил. Каковы результаты этих проверок (все очень подробно).
_________________________________________________________
_________________________________________________________

(Разработано и применено Туровым В.В.)
По всем вопросам обращайтесь в ИП «Туров и партнеры»
Россия, г. Москва,  8 (495) 673-80-01   и   8 (901) 512-61-80

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В нашей основной рассылке «Экспресс-диагностика Вашего бизнеса»  в двух последних выпусках от 20 и 21 июня опубликованы:

1. Статья В.Кусакина "Харизма руководителя"

"Харизма! Это слово слышали практически все. Его приятно произносить, как будто название какого-то экзотического цветка. Иногда мы слышим, что у кого-то она есть. И, тяжело вздыхая про себя, думаем: "Вот ему повезло!" ... Скажу вам серьезно на правах доктора философии (причем не марксистко-ленинской), есть шанс, что у вас эта самая харизма есть. Шанс не велик, её придется откапывать и все такое, но он есть."

2. Статья Г.Смоляковой "Что за рыба? Или как определить на этапе собеседования, подходит вам человек или нет."

"Не раз приходилось слышать от моих сотрудников о процессе найма в других компаниях. А также много отчаянных воззваний, типа: «Наймом занимаюсь практически сам, не знаю, то ли обращаться к рекрутинговым агентствам, то ли есть какой-то секрет, где найти толковых людей? Помогите…» Из всего услышанного я увидела очень распространенную ошибку, которую допускают все, начиная с менеджера по персоналу и заканчивая директором."

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

 

Компания BusinessForward представляет в России, СНГ и странах Балтии программу для владельцев бизнеса Усилитель Мощности Руководителя , известную в Западной Европе и Америке, как Executive Booster.

Ближайшие программы будут проходить:

    • с 21 по 27 июля 2007 года как всегда в "Империал Парк Отель & SPA" в Подмосковье;
    • с 22 по 29 июля 2007 года в Турции

  
Как избежать ситуаций, в которых Вы выполняете работу за других людей?

Вы откроете секрет, почему это происходит, что позволит Вам справиться с этим и уменьшить количество текущих дел, для того, чтобы освободить время для стратегического развития.

Может быть, Вы уже составляли планы, но терпели неудачу с их осуществлением?

Эта программа покажет, что скрывалось за этим и даст Вам данные, как достичь намеченных целей.

Что оказывает негативное воздействие на Вас и Ваш бизнес?

Есть определенные причины, почему дела идут то вверх то вниз. Вы сможете обнаружить внешние и внутренние источники разрушения, влияющие именно на Вашу компанию и способность добиваться большого успеха.

Как распознавать людей с разрушительным потенциалом?

Вы узнаете, кто рассеивает Ваше внимание. Вы узнаете механизм, лежащий в основе разрушительной и, к сожалению, распространенной ситуации подавления, и как с этим легко справиться.


Подробнее о программе можно узнать на странице, посвященной Усилителю Мощности Руководителя , а также прочитав ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (FAQ) о программе "Усилитель Мощности Руководителя"

 

 

BusinessForward

Тел. 8(495) 585-76-93 или 8 (499) 739-90-93

(C) 2007 BusinessForward. Все авторские права защищены законом.

В избранное