Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Белая ворона российского бизнеса.


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 7  от 25 августа 2006 г.

Добрый день, дорогие читатели!

Уже известный вам руководитель компании «Мастерфайбр» Валерий Митякин выпускает в уважаемом нами журнале «Свой бизнес» новую статью. В ней не только описаны подробно те шаги, которые были сделаны в его компании для ведения полностью легального бизнеса, но и перечислены те плюсы, которые они получили в результате. В нашем выпуске печатается сокращенный вариант этой статьи. Полностью вы сможете прочитать ее в одном из ближайших выпусков журнала.

_________________________________________________

_________________________________________________

Белая ворона российского бизнеса

Среди предпринимателей считается хорошим тоном ругать и критиковать власть. Большинство бизнесменов считают, что если заплатишь все налоги, и будешь соблюдать все законы, то просто не выживешь. Идея о невозможности честного бизнеса препятствует бизнесменам поиску решений по оптимизации в рамках закона.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что вы не сочтете меня еретиком и не сожжете на костре своей критики, если я скажу, что главное препятствие для ведения честного бизнеса в России сегодня состоит не в ужасном налоговом гнете, а в коллективном несогласии бизнесменов платить все установленные налоги. Если кто-то позволит себе роскошь вылезти из трясины неуплаты налогов, то столкнется с проблемой более низких цен конкурентов, которые не платят эти налоги и могут демпинговать, получая незаконное преимущество. Трясина будет засасывать обратно. Но здесь важно осознать и использовать в конкурентной борьбе все преимущества своего честного бизнеса и слабые места «серого бизнеса»

«Темное» прошлое

Мой предыдущий бизнес просуществовал почти 10 лет. Он был хорошо организован и довольно успешен. Но у него была «ахиллесова пята». Мы делали поставки из-за рубежа, пользуясь услугами особых организаций - «специалистов по экономичной растаможке». В результате на фирме появлялся товар по более низким ценам, но с неясным  прошлым. Для некоторых сотрудников и даже руководителей моей компании это было оправданием для воровства. Проверки иногда выявляли недостачу. Но я не подавал заявления в органы власти, чтобы защитить собственность фирмы по закону, а предпочитал действовать самостоятельно.

Вскоре после введения системы внутреннего аудита и более жесткого контроля произошел пожар. Сгорело много товара, взятого на реализацию. Я полностью раздал оставшееся имущество фирмы для урегулирования отношений с поставщиками и закрыл бизнес. В тот тяжелый момент я осознал, что истинной причиной краха бизнеса была его не полная  легальность. Я понял, что только честные люди имеют права, которые предоставляются законом и могут рассчитывать на его защиту.  

В то время у меня родилась идея нового бизнеса. Это был настоящий «голубой океан», в котором пока  не было конкуренции, но были огромные перспективы, которые видел пока только я и мой партнер Михаил Генералов. Тогда у меня и родилось желание обладать полностью легальным бизнесом. Мой замечательный партнер, единственный человек, не оставивший меня в трудной ситуации, полностью меня поддержал в этом. Мы начали новое дело с чистого листа. В этой статье я попытаюсь проследить вместе с вами пошагово историю создания нашего легального бизнеса.

Шаг первый

Я уверен, что начинать нужно с твердого решения о  построении честного бизнеса, невзирая на все трудности. Все вещи и события создаются  дважды: сначала - в уме, а затем – в действительности. Когда мы с моим партнером Михаилом Генераловым  начинали в 2002 году строить компанию «Мастерфайбр», то приняли историческое для нас решение - он будет на 100% белым.

Когда мы говорили об этом своим коллегам-бизнесменам, то они были уверены, что это невозможно, что это глупая затея, которая приведет лишь к потере денег. Ведь для них речь шла о потерянных  прибылях, неполученных заказах, выживании бизнеса. Они «знали», что «реальный бизнес» для своего выживания просто вынужден:

  • уклоняться от налогов,
  • давать взятки,
  • заниматься обналичкой, используя «серые» схемы,
  •  выдавать зарплату в конвертах
  • относиться к государству как к подавляющей машине
  • считать законы врагами и ограничителями свободы

Но желание полностью выполнять требования закона, а с другой стороны - иметь хорошую прибыль, заставили нас искать возможности снизить налоговое бремя и найти оптимальные возможности. Особое восхищение у меня вызвал мой партнер, который в то время читал налоговый кодекс не только в свободное время, но даже перед сном. В результате, он нашел несколько возможностей, которые предлагает государство малому бизнесу для его поддержки.

Неожиданно для себя мы обнаружили, что наше налоговое законодательство весьма разумно и позволяет выживать любым организациям, в особенности малому бизнесу! В результате сегодня мы ответственно заявляем, что в России можно построить малый бизнес таким образом, что суммарно все налоги будут составлять не более 12% от оборота. Мы доказали на практике, что можно честно играть по правилам российского государства и процветать. Я общался со многими бизнесменами из других стран и понял, что им приходится значительно труднее, чем нам, так как их законодательство жестче нашего.

Я убежден, что у каждой фирмы должна быть своя политика или набор ценностей, которыми эта фирма руководствуется в своей  деятельности и в отношении которых есть общее согласие у всех сотрудников. Эти правила очень и очень важны для компании любого размера, даже если она состоит всего из трех человек. Мы подробно описали эти правила в своей новой компании.

Одно из таких правил называется «Уважение к закону» и звучит следующим образом:
«Мы уважаем законы страны, в которой живем. Мы понимаем, что незнание закона не освобождает нас от ответственности, а нарушение закона делает нас уязвимыми и лишает защиты государства. Правильность или неправильность наших действий не имеет значения. Только закон имеет значение. Любая цель достижима законным путем».

Шаг второй

Затем мы выписали все основные области бизнеса и описали идеальную картину каждой. Эту картину можно назвать «проверочным списком легального бизнеса». Вот некоторые области, которые требуют особого внимания: регистрация, получение сертификатов и лицензий, патентование, охрана труда и другие юридические вопросы, уплата налогов и выдача «белой» зарплаты, обращение наличных денег, поставки из-за рубежа и растаможка, законное получение контрактов (без взяток и откатов), найм иностранной рабочей силы. Приведу пример идеальной картины некоторых областей.

Обращение наличных денег. Наша компания предпочитает работать с безналичными деньгами, так как это быстрее и дешевле. В случае если клиент настаивает на наличной оплате, то мы всегда пробиваем деньги через кассу и выдаем клиенту чек. Мы учитываем все наличные деньги, поступающие в организацию в соответствии с требованиями бухгалтерии. Никакого «черного нала»!

Найм иностранных рабочих. Все иностранные рабочие в нашей компании должны иметь разрешение на пребывание в нашей стране. Наша компания должна получить официальное разрешение для каждого иностранного рабочего на работу у нас. Мы должным образом уплачиваем все сборы, связанные с разрешением на работу иностранных рабочих в нашей компании, а также полностью оплачиваем налоги, связанные с оплатой их труда.

Растаможка товаров из-за рубежа. Все делается без ухищрений и без попыток сэкономить на занижении инвойса, (это распространенная практика, когда фирма-поставщик или оффшорная компания указывает заниженную стоимость товаров, что приводит к снижению налоговых выплат).  Таможим «в лоб», не пользуясь услугами «черных брокеров», которые часто работают без лицензии, платим все налоги, получаем все законные документы, подтверждающие право собственности и ставим имущество на баланс организации по реальной стоимости (такая практика все еще вызывает удивление у многих таможенных брокеров).

Шаг третий

Когда есть идеальная картина области, то можно составить программу действий, а затем планомерно ее осуществлять. Мы назначили нашего юриста ответственным за эту программу. Ведь главная задача юриста - обеспечение безопасности компании.

Признаться, нашему юристу пришлось нелегко. «Хождение по мукам» включало и дикие очереди с пяти утра за талончиками в «одно окно» (тогда мы шутили, что, наверное, это одно окно на всю Россию). И несоразмерно длинные сроки на получение лицензий, сертификатов и патентов. И равнодушие чиновников к проблемам малого бизнеса. И трудности с тем, чтобы попасть в реестр субъектов малого предпринимательства (мы оказались вообще первыми в своем районе, кто захотел воспользоваться этой льготой). И многие другие «прелести» отечественной бюрократии. Особого упоминания заслуживает легализация иностранных рабочих. Мы хотели сначала получить все разрешения самостоятельно, но оказалось, что это весьма непросто в связи с бюрократическими трудностями. Пришлось обратиться в фирму, оказывающую такие услуги. Сейчас наши иностранные рабочие входят в небольшое число полностью легальных гастарбайтеров, имеющих регистрацию и разрешение на работу на нашей фирме. Выяснилось, что легальные иностранные рабочие выгодны для фирмы, так как по закону мы платим лишь НДФЛ, никаких других налогов не предусмотрено.

Из нашего опыта можно сделать вывод, что один юрист вполне может справиться с программой легализации бизнеса за несколько месяцев. И это наверняка  будет предметом его профессиональной гордости.

Конечно, трудностей хватало, но «белый бизнес» был так притягателен, что наше желание после всех испытаний не иссякло. В конце концов, все документы были нами получены (а не куплены).

Шаг четвертый

Каковы наши будни легального бизнеса? Оказалось, что поддерживать легальную работу фирмы  легче, чем налаживать. На что обращаем внимание:

  • Следим за соблюдением политики в отношении законности. Руководитель постоянно должен принимать решения, рассматривая их, в том числе, с точки зрения «законно-незаконно» либо «выгодно или законно».  Нам решения принимать легко, так как принцип законности был опубликован на фирме и  принят в качестве основного руководящего правила.
  • Мы передали бухгалтерию во внешнюю аудиторскую фирму и выполняем все ее требования. Вообще-то бухгалтерия бизнесу не нужна. Это чисто фискальная функция, направленная на сбор налогов с бизнеса. Намного важнее и полезнее для руководителя  финансовое планирование. Но закон – есть закон, его нужно выполнять и вести бухгалтерию. Выяснилось, что аутсорсинг бухгалтерских услуг - это удобно и сравнительно недорого. С моей точки зрения «свой» бухгалтер для небольших фирм хуже, чем внешний аудит. Штатный бухгалтер не в состоянии видеть свои ошибки и лояльно относится к нарушениям правил. Из своего опыта знаю, что иногда он идет на нарушения по приказу директора. Внешняя же аудиторская компания жестко требует от нас первичные документы и делает балансы исходя из реального положения дел. Кроме того, всегда можно получить профессиональную консультацию, а проверку налоговиков направить в аудиторскую фирму, где хранится вся первичка.
  • Проводим мониторинг текущего состояния фирмы с точки зрения соответствия закону по всем параметрам. Мы сделали главной статистикой юриста «количество обнаруженных и улаженных ситуаций опасных для организации». Мы поняли, что опасность для организации возникает в основном из-за нарушений закона. Если закон соблюдается, то любая фирма практически неуязвима. Легальность – это бронежилет для бизнеса.

Новые принципы ведения бизнеса «по-честному» оказались весьма эффективны. Через три года после начала бизнеса он стал более прибыльным, чем предыдущий бизнес, который строился 10 лет. Я думаю, что «хвосты», связанные с незаконными действиями организации в прошлом, обладают способностью накапливаться и тормозить ее развитие. Организация как бы затаивается и не хочет привлекать к себе внимание внешнего мира. Ведь ей есть что скрывать. А деньги, как известно, подчиняются тем же правилам, что и внимание. Если человек или компания могут привлекать к себе положительное внимание, то они будут привлекать к себе и деньги.

Наши цены – самые высокие на рынке, но у нас много клиентов, так как белый бизнес вызывает больше доверия. У нас сложились великолепные отношения с Москвой, местной администрацией, налоговой инспекцией.  Мы практически не сталкивались с каким-либо давлением со стороны госструктур: им просто не за что зацепиться, и они это чувствуют. Был один случай, когда один из наших деловых партнеров захотел использовать силовой подход для решения вопроса в своих интересах и привлек для этого своего родственника из Генпрокуратуры. Но мы направили эту ситуацию в русло закона, генпрокуратура провела внутреннее расследование и ее сотрудник был вынужден уволиться из органов, о чем нас любезно известили официальным письмом. Этот случай описан в газете «Бизнес для всех» в статье «Примите «тормозной башмак».

Трудности, но не препятствия

С моей точки зрения главная трудность при организации легального бизнеса – жадность. Если предприниматель знает, что простая обналичка или «фирма-прокладка» (существующая в течение одного отчетного периода и оказывающая липовые услуги или продающая  несуществующие товары), принесет ему много тысяч долларов экономии на налогах, то бывает нелегко побороть соблазн получить эту «легкую» прибыль. Но все же заставьте себя съесть эту самую большую лягушку! Главное – душевное спокойствие, которое, я уверен, для многих из нас дороже денег. Признаюсь, мы с трудом справились со своей жадностью. Для этого нужна цельность и непоколебимое решение о том, что мы ни при каких обстоятельствах не возвращаемся к черным схемам.

Вторая трудность – незнание или недостаток информации о технологии организации легального бизнеса. Очень может помочь совет «белого» коллеги-бизнесмена или помощь профессионального консультанта. Кстати, в России очень много консультантов, специализирующихся на легализации бизнеса. Невероятно, но факт, что спрос на их услуги очень высокий!

Третья трудность – лень или напротив, чрезмерная занятость, когда самому выполнять программы по легализации или не хочется или нет времени. Выход - поручить выполнение этой программы отдельному специалисту, например, юристу, как это сделали мы. Если юриста в организации пока нет, то поручите это дело самому ответственному человеку в компании. Если такого не найдется, то назначьте ответственным себя.

Сухой остаток

Мы готовы и дальше доказывать на своем примере, что вести легальный бизнес в России -  это не только возможно, но даже более разумно и прибыльно, безопасно и приятно, чем  нелегальный. Вот реальные плюсы, которые мы ощущаем каждый день:

1. Мы не испытываем страха за бизнес. Уходит нелегальность – уходит стресс, возникает ощущение спокойствия и безопасности. Основное внимание отдаем не укрыванию налогов, а качеству продукции и удовлетворению клиентов.

2. Нам не нужно придумывать разные серые схемы и махинации. Все делаем, как есть. Не тратим время на ведение двойной бухгалтерии. У нас нет затрат на взятки и нет рисков, связанных со взятками.

3. Мы увеличили рыночную стоимость бизнеса благодаря прозрачности и возможности показывать реальные доходы и дивиденды.

4. Наши дивиденды – абсолютно честно заработанные деньги, с которых уплачены все налоги.

5. Наша сила – это закон, который на нашей стороне в любых ситуациях.

6. К нам тянутся лучшие  зарубежные партнеры, для которых легальность – требование номер один для сотрудничества. Недавно подписали соглашение о стратегическом альянсе со швейцарской компанией – мировым лидером в нашей области бизнеса.

7. Мы привлекаем в компанию честных и продуктивных людей, так как подобное привлекает подобное. Сотрудники, зная, что фирма абсолютно честна перед законом, придерживаются таких же честных правил с нами. Нечестные люди покидают организацию. Им здесь неуютно. От этого эффективность организации значительно возрастает.

8. Мы имеем репутацию честной и надежной фирмы, которой можно доверять. Легальность - наша точка отличия от большинства фирм, а это вызывает больше доверия у партнеров.

9. Когда вы станете «белыми», вы можете смело повышать стоимость ваших продуктов и услуг. Ведь они легальны, а значит, ценятся клиентами дороже. Люди больше доверяют белым фирмам, и все чаще предпочитают иметь дело с ними, несмотря на более высокие цены. Мы несколько раз повышали цену на нашу продукцию и услуги. И, как ни странно, количество заказчиков после этого не уменьшалось, а  вырастало.

(Далее идет несколько советов о том, как перевести уже существующий серый бизнес в белый, которые можно прочитать в одном из предыдущих выпусков нашей рассылки в статье "Как обелить свой бизнес" )

Справка:

Валерий Митякин
50 лет. Окончил московский Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В 1991 году создал строительную компанию «Новый русский дом». В 2001 году основал компанию «Мастерфайбр». Обладатель 36 патентов на резиновые покрытия. В 2005 году получил премию «Золотой брэнд» – национальную награду в области франчайзинга.

 «Мастерфайбр»
Компания создана в 2001 году. Крупнейший производитель резиновых покрытий для игровых дворовых детских спортивных площадок и производственных площадей. Франчайзинговая сеть состоит из 42 партнеров. В штате работает 40 человек. Оборот в 2005 году составил порядка $3 млн.
Телефон: (495) 174-73-04
www.partner-masterfibre.ru;
www.masterfibre.ru

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Как видите, тема нашей рассылки привлекает все большее внимание, в том числе и внимание средств массовой информации. Если у вас есть какие-либо успешные действия в этой области, напишите нам о них, поделитесь своим опытом с друзьями. Если же у вас возникли вопросы к автору статьи, присылайте их на info@bizforward.ru, мы обязательно передадим их.

Успехов вам,

Владимир Кусакин

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Основная рассылка нашей компании BusinessForward «Экспресс-диагностика Вашего бизнеса» выдвинута на конкурс в «Фестивале Золотых рассылок Сабскрайба». В последнем выпуске, вышедшем 23 августа, начата публикация статьи "Ложное данное. Кадры решают все (как  говорил Иосиф Виссарионович) или О чем молчат институты", в которой рассматривается вопрос о роли создателей бизнеса, учредителей, об их основных функциях и о том, чем их роль отличается от роли Генерального директора. Где проходит та неуловимая для многих грань между областью ответственности одного и другого.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

BusinessForward рекомендует:

Бизнес-ланч для владельцев бизнеса!

"Свобода Руководителя
Успех и процветание компании"
  • Вы хотите наладить бизнес, который бы приносил стабильный доход без Вашего непосредственного участия?
  • Вы не знаете, как отойти от рутинных дел и поставить на пост преданного исполнительного директора?
  • Вы ищите инструменты управления, позволяющие увеличить эффективность работы компании и ее доход?
  • Вы хотите добиться максимальной продуктивности от персонала?
  • Вы хотите узнать, кто может разрушить Ваш бизнес?

Если Вы задумываетесь над этими вопросами, это мероприятие для Вас!
Развитие бизнеса – естественный процесс. Если компания не развивается или развивается недостаточно быстро, значит, кто-то или что-то препятствует этому. Вы узнаете об этом в приятной обстановке, за чашечкой кофе, в тесной компании с Владимиром Кусакиным и такими же, как и вы, создателями бизнеса.

Отзыв.
«Я получил знания, которые помогли уложить мысли в определенную логическую цепь. Стали очевидны ошибки, которые я совершал раньше. Я отметил путь, по которому пойдет организация. Узнал, как сделать ее жизнеспособной и расширяющейся. Я понял, как определить лишнее в организации, увидел, что есть недостающие звенья, без которых она не сможет развиваться а в конечном итоге, может перестать существовать.»
Б.А. генеральный директор

Во время семинара появляется много интересных идей, как реализация этой программы может изменить управление компанией.
Зерно посеяно, интерес вызвали!!!

Васильев П.Н.
Сеть стоматологических клиник «Стома»


Дата проведения 30 августа 2006г.
Начало: в 15:00
Длительность: 3-4 часа

Для подписчиков рассылки, как и  для клиентов компании BusinessForward, специальная цена 5000 руб.

BusinessForward

Тел. 8 (499) 739-90-93 внимательно набирайте КОД Москвы
8-901-512-97-82

(C) 2006 BusinessForward. Все авторские права защищены законом.

В избранное