Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны - выпуск № 39 от 10 декабря 2012


Налоговые проверки: правила самообороны
Выпуск № 39 от 10 декабря 2012 г.
Самые опасные налоговые схемы |Все об однодневках |В помощь руководителям и учредителям |Налоговые проверки

 

Содержание выпуска

Уточненная декларация: позиция ФНС
По итогам проверки «уточненку» сдавать не требуется
Проверка уточненной декларации без «камералки»
Камеральная проверка «уточненки»
Окончательный вердикт
Расходы на составление апелляционной жалобы суд не возмещает
Решение о принудительном взыскании может быть принято повторно
Попросил о смягчении санкций – значит, признал вину
Переплата по налогу может стать безнадежным долгом
Началом проверки является дата решения, а не его получения
Своевременная «уточненка» освобождает от штрафов
Новости
Открыл счет в иностранном банке – сообщи обязательно
Когда заканчивается приостановление налоговой проверки
Исчезновение «первички»: возможные последствия

Уточненная декларация: позиция ФНС

Автор: Пархачева М.А.
член Научно-экспертного Совета
при Палате налоговых консультантов России,
руководитель Консалтинговой группы «Экон-Профи»

Федеральная налоговая служба разъяснила территориальным налоговым органам некоторые вопросы, касающиеся представления уточненных деклараций (письмо ФНС России от 21.11.2012 № АС-4-2/19576).
Обращаем внимание, что в данном обзоре приводится исключительно позиция Федеральной налоговой службы, которой будут руководствоваться налоговые органы при подаче уточненных деклараций

По итогам проверки «уточненку» сдавать не требуется
Вначале налоговики заявили, что при подаче «уточненки» за проверенный период не учитываются результаты уже проведенных налоговых проверок, ссылаясь при этом исключительно на внутриведомственные документы (порядки заполнения деклараций, утвержденным Минфином России).
При этом предложение в акте проверки внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета вовсе не означает, что налогоплательщику предлагается или вменяется в обязанность подать соответствующие уточненные декларации. Это связано с тем, что декларация не относится к документам бухгалтерского или налогового учета, а представляет собой заявления налогоплательщика об объектах налогообложения, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Иными словами, у налогоплательщика отсутствует обязанность подавать уточненную налоговую декларацию по итогам налоговой проверки. В то же время у него есть право представить «уточненку» в любое время, в том числе и по окончании налоговой проверки.

Проверка уточненной декларации без «камералки»
Уточненная налоговая декларация в общем случае проверяется в рамках камеральной проверки, однако может быть проверена и в рамках выездной проверки без проведения отдельной «камералки».
Это происходит в том случае, если «уточненка» подана в ходе проведения выездной налоговой проверки (до момента составления справки об ее окончании) и касается уточнений проверяемого периода. Налоговики считают, что в такой ситуации не стоит обременять налогоплательщика процедурой камеральной проверки уточненной декларации и проводить две параллельные проверки одной и той же декларации (в рамках «камералки» и в рамках выездной проверки), достаточно проверить «уточненку» в ходе проведения мероприятий налогового контроля, осуществляемых во время выездной проверки.
Для этого работа организуется таким образом, чтобы отдел камеральных проверок, получивший уточненную декларацию, своевременно проинформировал отдел выездных налоговых проверок о фактах представления соответствующих налоговых деклараций. А сама «камералка» ограничивается вводом соответствующих данных в автоматизированную информационную систему налоговых органов и проведением автоматизированного камерального контроля. Полученные результаты анализируются уже в ходе выездной проверки.
По мнению ФНС России, это правило не работает в случаях, когда требуется обязательная самостоятельная камеральная налоговая проверка деклараций, а именно:
- если представлена уточненная декларация по НДС с заявленным правом на возмещение налога (ст. 176, 176.1 НК РФ);
- если представлена уточненная декларация по акцизу с заявленным правом на возмещение акциза (ст. 203 НК РФ).
Кроме того, декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки в случае, если уточненная декларация представляется незадолго до окончания выездной налоговой проверки, и налоговики не успевают провести необходимые мероприятия налогового контроля с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств. Тогда факт подачи «уточненки» отражается в акте выездной налоговой проверки, а ее проверка проводится в рамках отдельной камеральной налоговой проверки.
Если налогоплательщик представляет уточненную декларацию, исправления в которой связаны с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично), после окончания проверки, но до принятия решения, налоговый орган вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации. Тогда им может быть назначено проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Вместе с тем, исходя из объема и характера уточняемых сведений, налоговики вправе проверить документально подтвержденные «уточненки» и учесть показатели уточненной налоговой декларации при вынесении решения по результатам выездной проверки. Это не касается случаев, когда речь идет о возмещении НДС либо акцизов на основе поданных уточненных деклараций.
Подробнее о проведении повторной выездной налоговой проверки при подаче уточненной декларации можно прочитать в статье «Повторная проверка при «уточненке».

Камеральная проверка «уточненки»
Алгоритм проведения камеральной проверки при подаче уточненной декларации зависит от того, когда именно подана «уточненка».
Так, если уточненная декларация представлена до окончания срока проведения камеральной проверки первоначальной декларации (т.е. в пределах трехмесячного срока после даты ее представления), ведущаяся проверка прекращается и решение по ней не принимается, а начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. Если к этому времени налоговики успели получить какие-либо документы или сведения относительно данных по первоначальной декларации, они используются и при «новой» проверке.
Датой представления уточненной декларации, отправленной по почте, считается день, следующий за датой получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения.
Когда «уточненка» представляется по окончании камеральной проверки первичной декларации, но до момента составления акта (10 рабочих дней после окончания проверки) либо его вручения налогоплательщику (5 рабочих дней после составления акта), налоговый орган вправе не составлять данный акт либо не вручать (направлять) его налогоплательщику, а сразу начать новую камеральную проверку.
Вместе с тем, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по НДС, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, налоговый орган обязан возместить ту часть налога, указанного в первичной декларации, к которой претензий не было. При этом он учитывает уменьшение налога по уточненной декларации, т.е. уменьшает сумму возмещаемого налога на сумму НДС, указанную в «уточненке». А затем проводит проверку на основе уточненной декларации.
В аналогичном порядке решается вопрос при уменьшении налогоплательщиком сумм акцизов, заявляемых к возмещению, и при уменьшении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
Данная позиция налоговиков основывается на том, что по истечении трехмесячного срока для проведения камеральной проверки нельзя откладывать до момента изготовления акта проверки (или принятия решения) возврат налогоплательщику той части налога, в отношении которой не выявлено нарушений. Но при этом инспекторы уже обладают сведениями (на основе уточненной декларации), что налогоплательщик скорректировал свои налоговые обязательства в сторону уменьшения, а потому должны учесть этот факт при вынесении решения.
Представление уточенной декларации после направления налогоплательщику акта камеральной проверки первоначальной декларации, но до принятия решения приводит к тем же последствиям, что и при подаче «уточненки» при выездной проверке. То есть данные уточенной декларации могут быть учтены при вынесении решения, но только тогда, когда вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.
В противном случае, а также при подаче деклараций, связанных с возмещением из бюджета НДС и акцизов, решение будет вынесено без учета корректировочной декларации, а ее проверка в части уточненных данных будет проведена отдельно.
Если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по НДС, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, вопросы, связанные с отказом в возмещении налога, решаются также как и в случае подачи «уточненки» до момента составления акта либо его передачи налогоплательщику. То есть соответствующие решения принимаются с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации.
В аналогичном порядке решается вопрос возмещения налога при уменьшении налогоплательщиком сумм акцизов, заявляемого к возмещению.
«Экон-Профи»

Окончательный вердикт

Расходы на составление апелляционной жалобы суд не возмещает
Налогоплательщик, отсудивший решение налогового органа, обратился в суд за взысканием своих расходов на адвоката, в том числе расходов на составление апелляционной жалобы. Читать далее...

Решение о принудительном взыскании может быть принято повторно
Индивидуальный предприниматель после проведенной в отношении него выездной проверки обратился в суд с заявлением о признании решения инспекции незаконным, выиграл спор в первой инстанции и решил отменить ранее вынесенные решения о взыскании. Читать далее...

Попросил о смягчении санкций – значит, признал вину
Индивидуальный предприниматель неправильно посчитал налоги – учел как расходы суммы «входного» НДС без наличия счетов-фактур. Налоговики по итогам выездной проверки посчитали такие расходы «неопознанными» и документально неподтвержденными.Читать далее...

Переплата по налогу может стать безнадежным долгом
В ходе выездной налоговой проверки инспекторы выявили, что налогоплательщик отнес в состав внереализационных расходов переплату по налогу на прибыль, по которой истек срок исковой давности.Читать далее...

Началом проверки является дата решения, а не его получения
Налогоплательщик в январе 2010 года получил решение о проведении выездной налоговой проверки от 30.12.2009 и решил, что проверкой могут быть охвачены три предшествующих года – с 2007 по 2009. Читать далее...

Своевременная «уточненка» освобождает от штрафов
В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль налоговики обнаружили, что налогоплательщик не оплатил авансовые платежи по данному налогу за последний отчетный период, и предложил внести исправления в декларацию..Читать далее...

Новости

Открыл счет в иностранном банке – сообщи обязательно
В связи с вступлением в силу поправок в Кодекс об административных правонарушениях резко увеличились административные штрафы за несообщение в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счета (вклада) в иностранном банке либо об изменении реквизитов такого счета.Читать далее...

Когда заканчивается приостановление налоговой проверки
Как известно, выездная налоговая проверка может быть приостановлена для истребования документов у иных лиц, обладающих информацией о проверяемом налогоплательщике (встречная проверка).Читать далее...

«Однодневки» - хороших новостей нет
В рассылке «Самые опасные налоговые схемы» и на сайте «Экон-Профи» опубликована статья, посвященная последствиям уничтожения или утери первичных документов и непредставления их налоговому органу во время проверки, а также алгоритму исчисления налогов расчетным путем

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.
Подпишитесь на рассылку
"Самые опасные налоговые схемы"

 

_______________________________________________________ ______________
Консалтинговая группа «Экон-Профи» под руководством Пархачевой М.А. - члена Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ. Использование материалов рассылки, охраняемых авторским правом, возможно только с разрешения правообладателя - ЗАО КГ «Экон- Профи».


В избранное