Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны - выпуск № 29 от 31.10.11


Налоговые проверки: правила самообороны
Выпуск № 29 от 31 октября 2011 г.
Самые опасные налоговые схемы |Все об однодневках |В помощь руководителям и учредителям |Налоговые проверки


Автор: Марина Пархачева

Налоговые проверки: судиться будет проще. Часть 2.
ВАС РФ определился с некоторыми моментами относительно налоговых споров, связанных с оспариванием результатов налоговых проверок, подготовив проект Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопроса, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» (далее – Проект Постановления Пленума ВАС РФ). Несмотря на то, что позиция ВАС РФ еще не обязательна для судов, как нам стало известно из собственной практики, последние уже знают о ней и руководствуются при принятии решений. Самые интересные и важные моменты мы рассмотрим в рассылках «Налоговые проверки: правила самообороны». В предыдущей рассылке был рассмотрен вопрос об обязанности налогового органа ознакомить налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля. Сегодня поговорим о нюансах предоставления документов по встречным проверкам.

Встречная проверка: предоставлять документы или нет?
Многим налогоплательщикам известна ситуация – внезапно (в отсутствии какой либо проверки) получено требование о представлении документов в порядке ст. 93.1 НК РФ. Это означает, что налоговой проверке подвергнулся один из контрагентов, и налоговики запрашивают документы по взаимоотношениям с ним. Прежде чем безропотно нести документы в инспекцию, рекомендуем внимательно изучить полученный документ. И в первую очередь, следует обратить внимание последнюю перед подписью строчку, в которой указывается основание для истребования документов, т.е. какие мероприятия проводятся в отношении Вашего контрагента.

Основания для «встречки»
Если внимательно прочитать ст. 93.1 НК РФ, выясняется, что есть два основания для обращения к налогоплательщику за информацией относительно деятельности третьих лиц (его контрагентов):
- во-первых, по п. 1 ст. 93.1 НК РФ можно потребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);
- во-вторых, по п. 2 ст. 93.1 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она требуется вне рамок проверки (например, при проведении иных мероприятий налогового контроля).
Намеренно или нет, но налоговые органы отождествляют понятия, указанные в двух разных пунктах ст. 93.1 НК РФ. Они считают, что в любом случае, вне зависимости от того, проводится ли в отношении контрагента налогоплательщика налоговая проверка, им предоставлено право требовать от него любые документы. В частности, такой вывод следует из письма Минфина РФ от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225. В нем говорится, что в случаях, указанных в п. 1 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ «налоговый орган вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При этом указанной статьей документы, которые вправе истребовать налоговые органы, не конкретизированы». Иными словами, по обоим пунктам можно потребовать все что угодно. Однако, это не так.
В первом случае налоговики действительно могут потребовать любые документы, перечислив их в требовании, а во втором – они имеют право только на представление информации о конкретной сделке (которая к тому же должна быть идентифицирована), ни о каких документах здесь речи не идет.
Еще в 2008 году ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14) пояснил, что понятия "информация" и "документ" не являются тождественными; к информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. Да и сами налоговые органы их разграничили, создав разные формы для представления документов и информации. Поэтому в отсутствие налоговой проверки в отношении контрагента налогоплательщика, с него нельзя требовать какие-либо документы, можно – только информацию о конкретной сделке.
Таким образом, для истребования документов относительно контрагентов налогоплательщика, налоговый орган должен в соответствующем требовании четко указать, какие мероприятия проводятся в отношении этого партнера.

Нарушил – получи!
Итак, налоговый орган требует предоставления документов по одному из партнеров в рамках встречной проверке в силу ст. 93.1 НК РФ. Это могут быть договоры и акты, выписки по счетам, накладные и т.п.
Для решения вопроса о том, надо ли их предоставлять, налогоплательщику следует изучить основание для этого, указанное в требовании. Если соответствующая строчка не заполнена, можно смело откреститься от требований налоговиков. Также их можно игнорировать, если документы требуются «в связи с проведением мероприятий налогового контроля» либо иных мероприятий, проводимых вне рамок налоговой проверки. Обязанность представить какие-либо документы возникает только тогда, когда в требовании есть прямое указание на проведение налоговой проверки либо на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
На это же обращает внимание и ВАС РФ. В п. 27 проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопроса, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» указано, что вне рамок проверки контрагента, налоговики могут истребовать только информацию о конкретной сделке, но не сами первичные документы (например, договор, платежные документы), касающиеся этой сделки.
Понятно, что в целях получения нужных документов любым путем инспекторы могут приврать и написать, что они требуются в целях проведения налоговой проверки. Что делать тогда?

Узнайте о проверке партнера больше
Получив «нормальное» требование с указанием на проведение налоговой проверки у контрагента, на всякий случай можно поинтересоваться у него, действительно ли проходит налоговая проверка. При отрицательном ответе, можно не делать ненужной работы и игнорировать требование налоговиков.
Именно так поступил один не слабонервный налогоплательщик (постановление ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 N Ф06-7328/11 по делу N А72-8582/2010). Дело было так.
Налоговый орган 20 апреля 2010 года вручил налогоплательщику требование о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом, указав в качестве основания «проведение налоговой проверки за период с 01.01.2008 по 31.12.2009». Тот не пошел на поводу у инспекторов и не стал сразу же выполнять требование. Он выяснил, что никакая проверка в данный момент у его контрагента не проводится, и отказался исполнять требование, сообщив об этом инспекции в письменном виде. Налоговики не сдались и выставили новое требование, в котором было указано, что документы требуются в связи «с проведением мероприятий налогового контроля». Но и на это они получили отказ, поскольку истребовать документы можно только в связи с проведением налоговой проверки. Обиженные налоговики решили наложить штраф за непредставление документов, что и было оспорено в суде.
Суды всех инстанций встали на защиту налогоплательщика, выяснив, что проверка контрагента началась только в ноябре 2010 года, соответственно, до этого момента не было никаких законных оснований требовать документов с налогоплательщика. Представители налоговой инспекции упирали на то, что они вправе в любом случае (даже если не проводится проверка) истребовать информацию по конкретной сделке в силу п. 2 ст. 93.1. На что суд разъяснил: понятие «документы» (которые можно истребовать в рамках проверки) и «информация» (которую можно истребовать при проведении любых мероприятий налогового контроля) не тождественны. Вне рамок проверки требовать можно только информацию, причем по конкретной сделке, а не вообще любую. Документы в этом случае требовать нельзя.

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.
Подпишитесь на рассылку
"Самые опасные налоговые схемы"

 

_______________________________________________________ ______________
Консалтинговая группа «Экон-Профи» под руководством Пархачевой М.А. - члена Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ. Использование материалов рассылки, охраняемых авторским правом, возможно только с разрешения правообладателя - ЗАО КГ «Экон- Профи».


В избранное