Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны - выпуск № 28 от 30.09.11


Налоговые проверки: правила самообороны
Выпуск № 28 от 30 сентября 2011 г.
Самые опасные налоговые схемы |Все об однодневках |В помощь руководителям и учредителям |Налоговые проверки


Автор: Марина Пархачева

Налоговые проверки: судиться будет проще. Часть 1.
ВАС РФ определился с некоторыми моментами относительно налоговых споров, связанных с оспариванием результатов налоговых проверок, подготовив проект Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопроса, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» (далее – Проект Постановления Пленума ВАС РФ). Несмотря на то, что позиция ВАС РФ еще не обязательна для судов, как нам стало известно из собственной практики, последние уже знают о ней и руководствуются при принятии решений. Самые интересные и важные моменты мы рассмотрим в рассылках «Налоговые проверки: правила самообороны».

Дополнительная проверка – дополнительные возражения
Все, кто когда-либо подвергался налоговой проверке, знают, что ее окончание, получение соответствующей справки и акта проверки еще не означает, что можно вздохнуть свободно. Ведь инспекторы могут назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, т.е. еще раз перепроверить свои выводы и дособирать недостающие доказательства вины налогоплательщика. Обычно такие мероприятия назначаются, если налогоплательщик представил в налоговый орган серьезные возражения и налоговики опасаются, что в последующих судебных разбирательствах не смогут отстоять свою точку зрения. Проведение допмероприятий стало причиной нескончаемых споров между двумя противоборствующими сторонами. Интересно, почему?

Дополнительные мероприятия как причина споров
Дело в том, что основанием для отмены любого решения налогового органа (вне зависимости от того, какие суммы предъявляются налогоплательщикам и по каким основаниям) является существенное несоблюдение проверяющими процедуры проведения проверки. Безусловным фактом нарушения этой процедуры является отсутствие у налогоплательщика возможности защитить своих интересов в досудебном порядке. Например, если он лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов налоговой проверки и дать по ним свои возражения (п. 14 ст.101 НК РФ). Либо своевременно не ознакомлен с результатами проверки, что также не дает возможности высказать обоснованные возражения на претензии налоговиков.
Наибольшая проблема складывается с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Традиционно налоговые органы считали, что эти материалы – это их личное дело, тем более что доппроверка может и вообще никаких результатов не принести. Максимум на что мог рассчитывать налогоплательщик – это попросить ознакомиться с этими материалами в ходе заседания комиссии, так как в силу п. 4 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа обязан рассмотреть акт, а при необходимости и иные материалы налоговой проверки перед принятием решения. Но налогоплательщики требовали заранее ознакомить их с результатами допмероприятий и ратовали за отмену всего решения, если это не сделано. А также защищали свое право на подачу письменных возражений.
Суды, вынужденные разбирать подобные споры, по-разному относились к этой проблеме, принимая то сторону налоговых органов, то налогоплательщиков. И зачастую полностью отменяли решения, принятые без ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля. Ожесточенность споров понятна, ведь на кону вся недоимка (штрафы, пени), начисленные по итогам проверки.
Следует отметить, что сходились суды лишь в одном: НК РФ не содержит положений, предусматривающих составления какого-либо документа по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля. Тем более, что это подтвердил и ВАС РФ (Определение от 01.04.2009 N ВАС-3494/09), «разрешивший» налоговым органам не составлять отдельный документ по дополнительным мероприятиям налогового контроля, но обязавший их знакомить налогоплательщиков с их результатами.
Формально налоговики исполняли это требование тем, что предоставляли налогоплательщику время непосредственно на заседании комиссии изучить все материалы проверки, в том числе и по дополнительным мероприятиям налогового контроля и высказать свою точку зрения. Получалось так, что пришедший на рассмотрение материалов налоговой проверки директор знакомился с новыми для себя материалами, по которым возражения не готовились! И если он не додумался прихватить с собой высококвалифицированного налогового юриста, способного сходу давать свои возражения по любым вопросам, или хотя бы бухгалтера, который может дать пояснения непосредственно по учету первичных документов, все право налогоплательщика давать пояснения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля по сути сводилось к тому, что он мог просто сказать «Я не согласен». Никакого мотивированного обоснования, конечно, не было.
Теперь ситуация прояснилась. Позиция ВАС РФ сводится к следующему.

Знакомить с материалами доппроверки надо
Налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля до принятия решения. Это прямо следует из п. 2 ст. 101 НК РФ, согласно которой налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела о налоговом правонарушении, включая и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом законодатель исходит из того, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются составной частью материалов налоговой проверки, а потому для соблюдения порядка досудебного урегулирования спора проверяемое лицо должно знать все доводы и выводы, сделанные инспекторами во время проверки.
Данная позиция поддержана и Минфином России, который в своем письме от 18.02.2011 № 03-02-07/1-58 прямо сказал, что «налоговым органом должно быть обеспечено до вынесения соответствующего решения ознакомление лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля».
Стоит отметить, что Минфин России лишь в начале 2011 года открыто высказал свое мнение по данному вопросу, однако, налоговые органы уже давно были в курсе. И где-то в недрах налоговой службы был разработан документ (официально не опубликованный), который вместе с материалами проведенной проверки предоставляли обратившиеся к нам за защитой налогоплательщики (причем, из разных регионов). Называется он «Протокол об ознакомлении проверяемого лица с результатами проведения дополнительных мероприятий налогового контроля». Этот протокол оформляется после окончания допмероприятий и вызова налогоплательщика в налоговый орган специально для ознакомления с их результатами. Его наличие неоспоримо доказывает, что налогоплательщик был ознакомлен со всеми материалами проверки, и является своеобразной страховкой в возможных последующих судебных разбирательствах.
Другой вопрос, когда следует ознакомить налогоплательщика с материалами доппроверки? Может, достаточно предъявить их в непосредственно на заседании, по итогам которого принимается решение? Или необходимо это сделать заранее?

Дайте право на возражения!
Налоговый орган должен дать право налогоплательщику ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля заранее, чтобы он смог представить свои письменные возражения. Долгое время налоговая служба не желала предоставлять налогоплательщикам права на «дополнительные» возражения, ссылаясь на то, что НК РФ не предусматривает ни порядка, ни срока направления лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, а также не устанавливает срока для направления данным лицом возражений на такие материалы.
Президиум ВАС РФ считает, что такие отговорки недопустимы и в данном случае должен применяться тот же порядок, который предусмотрен для вручения акта и представления возражений по нему. И пояснил, что налоговые органы обязаны:
во-первых, направить налогоплательщику материалы дополнительных мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном для передачи акта по итогам проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ). Напомним, что акт передается в течение 5 рабочих дней со дня его составления, представляется, что вручение материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, следует представить в течение 5 рабочих дней с даты их окончания;
во-вторых, предоставить налогоплательщику право на дачу письменных возражений в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 100 НК РФ, т.е. предоставить 15 рабочих дней для изучения материалов допроверки и представления возражений;
в-третьих, соблюдать срок принятия решения, установленный в ст. 101 НК РФ (не позднее 10 дней со дня истечения 15-ти дневного срока для подачи проверяемым лицом возражений).
Иными словами, Высший арбитражный суд фактически приравнял результаты дополнительных мероприятий налогового контроля к акту выездной налоговой проверки. А это означает, что в силу п. 3.1 ст. 100 НК РФ налоговый орган обязан прикладывать к результатам допконтроля документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, а также соблюдать процедуру их рассмотрения точно также, как при «стандартной» проверке. В противном случае суды смогут отменять принятые решения как незаконные.

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.
Подпишитесь на рассылку
"Самые опасные налоговые схемы"

 

_______________________________________________________ ______________
Консалтинговая группа «Экон-Профи» под руководством Пархачевой М.А. - члена Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ. Использование материалов рассылки, охраняемых авторским правом, возможно только с разрешения правообладателя - ЗАО КГ «Экон- Профи».


В избранное