Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны - выпуск № 27 от 29.07.11


Налоговые проверки: правила самообороны
Выпуск № 27 от 29 июля 2011 г.
Самые опасные налоговые схемы |Все об однодневках |В помощь руководителям и учредителям |Налоговые проверки

Автор раздела: Пархачева М.А.

Проверка приостановлена – истребовать документы нельзя

Зачастую налогоплательщикам приходится сталкиваться с ситуацией, когда во время проведения выездной налоговой проверки налоговый орган вручает требование о предоставлении документов и, не дожидаясь исполнения такого требования, принимает решение о приостановлении налоговой проверки. Как тут быть? Надо ли исполнять такое требование и стоит ли бояться ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ за непредставление или несвоевременное представление документов по требованию налогового органа?
Посмотрим, что по такому случаю говорят Налоговый кодекс и суды.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Срок для исполнения требования о предоставлении документов ограничен 10 рабочими днями со дня получения требования представителем налогоплательщика. При нарушении указанного срока и при отсутствии мотивированного ходатайства со стороны налогоплательщика о продлении срока для предоставления документов, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.
Однако подпунктом 9 ст. 89 НК РФ установлено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Как правило, налоговые органы данную норму толкуют в свою пользу. Они считают, что указание закона на приостановление действий по истребованию документов означает невозможность выставлять налогоплательщику новые требования о представлении документов, а «старые» требования, полученные налогоплательщиком до приостановления проверки, должны быть выполнены четко в десятидневный срок, включающий в себя и время приостановления.
При этом в практике встречаются случаи, когда налоговый орган вручает требование о предоставление документов в 12 часов дня, а решение о приостановлении выездной налоговой проверки принимает в 16 часов этого же дня. И считает требование подлежащим исполнению, поскольку оно вручено раньше, чем принято решение. Такой номер в суде не проходит. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 22.03.2010 № КА-А40/989- 10 по делу № А40-94715/09-99-710, разбирая такой случай, пришел к выводу о том, что действия налогового органа по истребованию документов являются незаконными, поскольку решение о приостановлении проверки и требование о представлении документов вручены налогоплательщику в один день.
Минфин России, несмотря на многократные попытки налогоплательщиков получить ответ на этот животрепещущий вопрос, уклоняется от прямого ответа. Так, например, в письмах от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, от 05.02.2009 г. № 03-02-07/1-47 и др. Минфина России просто цитирует Налоговый кодекс, ссылаясь на то, что действия по истребованию документов должны быть приостановлены, не указывая, что делать с требованиями, которые были вручены налогоплательщику ранее.
Хотя в более ранних своих ответах Минфин России ссылался на отсутствие оснований для приостановления срока для исполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, полученного до приостановления выездной налоговой проверки, поскольку такой механизм не предусмотрен ст. 93 НК РФ (см. письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03 -02-07/1-246).
К счастью для налогоплательщика суды занимают в данном вопросе твердую позицию и считают, что норма закона о приостановлении действий по истребованию документов должна распространяться не только на требования, предъявляемые налогоплательщику в период приостановлении налоговой проверки, но и на те требования, которые были получены налогоплательщиком до такого приостановления. А срок для представления документов по требованию на время приостановления налоговой проверки также приостанавливается и возобновляется только вместе с возобновлением самой налоговой проверки.
В частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 21.01.2010 № Ф09- 11059/09-С3 по делу № А50-10627/2009 суды сделали вывод, что у налогоплательщика отсутствует обязанность исполнить требование о предоставлении документов, если в предусмотренный для исполнения требования срок выездная проверка приостановлена.
ФАС Московского округа в постановлении от 20.01.2011 N КА-А40/16654-10 по делу № А40-41584/09-20-214-399 также указал, что нарушение срока для предоставления документов отсутствует, если налогоплательщик представил документы своевременно с учетом времени приостановления проверки и ее возобновления. Привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ в данном случае недопустимо.
Интересно, что сам налогоплательщик, не дожидаясь решения о привлечении к ответственности за непредставление документов по ст. 126 НК РФ, вправе сам обратиться в суд с заявлением об обязании инспекции продлить срок для предоставления документов по требованию на весь срок приостановления выездной налоговой проверки. В практике такие случаи встречаются. В частности, постановлением ФАС Московского округа от 23.05.2011 № Ф05- 3449/11 по делу № А40-53850/2010 суды обязали инспекцию в порядке ч. 4 ст. 201 АПК РФ в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов налогоплательщика продлить срок представления документов до даты возобновления налоговой проверки.
В тоже время, налогоплательщику не стоит надеяться на то, что нарушение налоговым органом правил выставления требований смогут помочь ему в признании решения по результатам налоговой проверки незаконным (по п. 14 ст. 101 НК РФ в связи с существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки). Такое нарушение не признается судами существенным.
Более того, если налогоплательщик не обращается в суд для признания действия налогового органа по истребованию документов в момент приостановления проверки незаконными и исполняет такие требования, ему не удастся в последствии доказать нарушение его прав (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.02.2010 по делу № А11- 1942/2009).
Итак, если налоговый орган выставил требование до приостановления выездной налоговой проверки и срок для исполнения к этому моменту не истек, такой срок приостанавливается и возобновляется с даты возобновления самой проверки. Привлечь налогоплательщика, который не представил документы в период приостановления проверки, к ответственности за несвоевременное предоставление документов в данном случае нельзя.
Однако не забывайте, что срок просто продляется, но обязанность представить документы не исчезает. И наоборот, если требование о предоставлении документов выставлено налоговым органом в период приостановления выездной налоговой проверки, налогоплательщик может смело идти в суд и признавать действия налогового органа по истребованию документов по такому требованию незаконными.

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.

В избранное