Зачастую налогоплательщикам приходится сталкиваться с ситуацией, когда
во время проведения выездной налоговой проверки налоговый орган вручает
требование о предоставлении документов и, не дожидаясь исполнения такого
требования, принимает решение о приостановлении налоговой проверки. Как
тут быть? Надо ли исполнять такое требование и стоит ли бояться
ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ за непредставление или
несвоевременное представление документов по требованию налогового
органа?
Посмотрим, что по такому случаю говорят Налоговый кодекс и суды.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица
необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его
представителю) требования о представлении документов.
Срок для исполнения требования о предоставлении документов ограничен 10
рабочими днями со дня получения требования представителем
налогоплательщика. При нарушении указанного срока и при отсутствии
мотивированного ходатайства со стороны налогоплательщика о продлении
срока для предоставления документов, налогоплательщик может быть
привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.
Однако подпунктом 9 ст. 89 НК РФ установлено, что на период действия
срока приостановления проведения выездной налоговой проверки
приостанавливаются действия налогового органа по истребованию
документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются
все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением
документов, полученных в ходе проведения выемки, а также
приостанавливаются действия налогового органа на территории (в
помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст.
89 НК РФ).
Как правило, налоговые органы данную норму толкуют в свою пользу. Они
считают, что указание закона на приостановление действий по истребованию
документов означает невозможность выставлять налогоплательщику новые
требования о представлении документов, а «старые» требования,
полученные налогоплательщиком до приостановления проверки, должны быть
выполнены четко в десятидневный срок, включающий в себя и время
приостановления.
При этом в практике встречаются случаи, когда налоговый орган вручает
требование о предоставление документов в 12 часов дня, а решение о
приостановлении выездной налоговой проверки принимает в 16 часов этого
же дня. И считает требование подлежащим исполнению, поскольку оно
вручено раньше, чем принято решение. Такой номер в суде не проходит.
Так, ФАС Московского округа в постановлении от 22.03.2010 № КА-А40/989-
10 по делу № А40-94715/09-99-710, разбирая такой случай, пришел к выводу
о том, что действия налогового органа по истребованию документов
являются незаконными, поскольку решение о приостановлении проверки и
требование о представлении документов вручены налогоплательщику в один
день.
Минфин России, несмотря на многократные попытки налогоплательщиков
получить ответ на этот животрепещущий вопрос, уклоняется от прямого
ответа. Так, например, в письмах от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, от
05.02.2009 г. № 03-02-07/1-47 и др. Минфина России просто цитирует
Налоговый кодекс, ссылаясь на то, что действия по истребованию
документов должны быть приостановлены, не указывая, что делать с
требованиями, которые были вручены налогоплательщику ранее.
Хотя в более ранних своих ответах Минфин России ссылался на отсутствие
оснований для приостановления срока для исполнения налогоплательщиком
требования налогового органа о представлении документов, полученного до
приостановления выездной налоговой проверки, поскольку такой механизм не
предусмотрен ст. 93 НК РФ (см. письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03
-02-07/1-246).
К счастью для налогоплательщика суды занимают в данном вопросе твердую
позицию и считают, что норма закона о приостановлении действий по
истребованию документов должна распространяться не только на требования,
предъявляемые налогоплательщику в период приостановлении налоговой
проверки, но и на те требования, которые были получены
налогоплательщиком до такого приостановления. А срок для
представления документов по требованию на время приостановления
налоговой проверки также приостанавливается и возобновляется только
вместе с возобновлением самой налоговой проверки.
В частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 21.01.2010 № Ф09-
11059/09-С3 по делу № А50-10627/2009 суды сделали вывод, что у
налогоплательщика отсутствует обязанность исполнить требование о
предоставлении документов, если в предусмотренный для исполнения
требования срок выездная проверка приостановлена.
ФАС Московского округа в постановлении от 20.01.2011 N КА-А40/16654-10
по делу № А40-41584/09-20-214-399 также указал, что нарушение срока для
предоставления документов отсутствует, если налогоплательщик представил
документы своевременно с учетом времени приостановления проверки и ее
возобновления. Привлечение налогоплательщика к ответственности по ст.
126 НК РФ в данном случае недопустимо.
Интересно, что сам налогоплательщик, не дожидаясь решения о привлечении
к ответственности за непредставление документов по ст. 126 НК РФ, вправе
сам обратиться в суд с заявлением об обязании инспекции продлить срок
для предоставления документов по требованию на весь срок приостановления
выездной налоговой проверки. В практике такие случаи встречаются. В
частности, постановлением ФАС Московского округа от 23.05.2011 № Ф05-
3449/11 по делу № А40-53850/2010 суды обязали инспекцию в порядке ч. 4
ст. 201 АПК РФ в качестве устранения допущенных нарушений прав и
законных интересов налогоплательщика продлить срок представления
документов до даты возобновления налоговой проверки.
В тоже время, налогоплательщику не стоит надеяться на то, что нарушение
налоговым органом правил выставления требований смогут помочь ему в
признании решения по результатам налоговой проверки незаконным (по п. 14
ст. 101 НК РФ в связи с существенным нарушением процедуры проведения
налоговой проверки). Такое нарушение не признается судами существенным.
Более того, если налогоплательщик не обращается в суд для признания
действия налогового органа по истребованию документов в момент
приостановления проверки незаконными и исполняет такие требования, ему
не удастся в последствии доказать нарушение его прав (см., например,
постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.02.2010 по делу № А11-
1942/2009).
Итак, если налоговый орган выставил требование до приостановления
выездной налоговой проверки и срок для исполнения к этому моменту не
истек, такой срок приостанавливается и возобновляется с даты
возобновления самой проверки. Привлечь налогоплательщика, который не
представил документы в период приостановления проверки, к
ответственности за несвоевременное предоставление документов в данном
случае нельзя.
Однако не забывайте, что срок просто продляется, но обязанность
представить документы не исчезает. И наоборот, если требование о
предоставлении документов выставлено налоговым органом в период
приостановления выездной налоговой проверки, налогоплательщик может
смело идти в суд и признавать действия налогового органа по истребованию
документов по такому требованию незаконными.
Уважаемые подписчики!
Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые
опасные налоговые схемы»:
Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения
налоговых схем
Свежие новости из арбитражной практики по спорам о
недобросовестности
Персональные советы руководителям и учредителям, которые
помогают защититься от ответственности
Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками
налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое
другое!
Ознакомиться с примерным выпуском
этой рассылки можно здесь.