Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны - выпуск № 14 от марта 2010 г.


Налоговые проверки: правила самообороны
Выпуск № 1
4 от марта 2010 г.
Самые опасные налоговые схемы |Все об однодневках |В помощь руководителям и учредителям |Налоговые проверки


1. Дополнительные мероприятия налогового контроля: внимание к процедуре

Прежде всего, напомним налогоплательщикам, что по итогам проведения выездной налоговой проверки, проверяющими составляется соответствующий акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия налогового контроля, оговоренные в НК РФ, и их результаты. При этом налогоплательщику предоставлено право ознакомиться с ними и дать свои возражения. Только рассмотрев эти возражения, налоговый орган может принять окончательное решение по итогам проверки.
Вместе с тем, до принятия решения у инспекции есть право провести дополнительные мероприятия налогового контроля, направленные на получение дополнительных доказательств по факту выявленного правонарушения. Их результаты должны быть закреплены в решении о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности (письмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14).
К сожалению, в НК РФ не содержится каких-либо специальных норм, объясняющих, каким образом закрепить результаты дополнительных мероприятий налогового контроля в решении, выносимом по итогам выездной проверки. В некоторой степени пробелы законодательства попытался восполнить Минфин России. Так, в его письме от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321 указывается, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность представления, в том числе в письменной форме, возражений по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (письмо Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-02-08/82).
Фактически речь идет о том, что после проведения допмероприятий налоговым органам следует придерживаться тех же правил, что и после проведения выездной налоговой проверки. Возникает вопрос: надо ли тогда составлять отдельный документ по итогам проведения материалов дополнительного контроля? Решение этой проблемы осталось на усмотрение арбитражных судов, которые до сих пор не пришли к единому мнению.
Так, некоторые суды считают, что налоговики обязаны составлять отдельный документ по итогам дополнительных мероприятий, поскольку его отсутствие лишит налогоплательщика права ознакомиться с результатами проведенных действий и обжаловать их.
Например, ФАС Северо-Кавказского округа прямо указывает на необходимость составления справки по результатам дополнительных мероприятий, поскольку ее отсутствие свидетельствует о невозможности представления возражений (постановление от 9 февраля 2010 г. № А53-12505/2009). ФАС Уральского округа пошел еще дальше, указав на обязательную фиксацию результатов дополнительных мероприятий путем составления определенного документа (акта) и отметив, что процедура рассмотрения итогов дополнительно проведенных контрольных мероприятий, соответственно, является аналогичной процедуре рассмотрения акта выездной налоговой проверки (постановление от 3 сентября 2008 г. № Ф09-6220/08-С3).
Другие суды исходят из буквального толкования закона, не предусматривающего для налоговых органов таких обязанностей как составление отдельного документа по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. В частности, по мнению ФАС Центрального округа, составление акта по итогам проведенных мероприятий дополнительного контроля и вручение полученных материалов налогоплательщику действующим законодательством не предусмотрено (постановление ФАС Центрального округа от 12 января 2010 г. № А09-3130/2009).
Тем не менее, все суды сходятся во мнении, что в любом случае налогоплательщик должен быть ознакомлен со сведениями, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (вне зависимости от того, составлен или нет отдельный документ). Также он должен иметь возможность предоставить свои возражения. В противном случае решение, вынесенное по итогам выездной налоговой проверки, может быть признанно незаконным.

 

2. А суд сказал…
Внимание! С текстами нижеприведенных дел, а также многих других арбитражных дел по вопросам применения налоговых схем всегда можно ознакомиться на сайте www.econ-profi.ru.

Документы после окончания «камералки» истребовать нельзя!
Налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по НДС, где соответствующая сумма налога была заявлена к возмещению. В течение трех месяцев, отведенных для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не сообщил налогоплательщику, что им обнаружены какие-либо неточности в декларации, поэтому налогоплательщик полагал, что у инспекции нет сомнений в правомерности применения заявленных им налоговых вычетов. Однако спустя 11 месяцев налоговики спохватились и попытались истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на налоговый вычет, но получили отказ в связи с окончанием срока проведения налоговой проверки. Соответственно, налогоплательщику было отказано в возмещении НДС.
Суды трех инстанций сочли, что срок для проведения «камералки» не является пресекательным, а потому налогоплательщик обязан исполнить требование инспекции. Однако Президиум ВАС РФ указал, что проведение камеральной проверки в трехмесячный срок является обязанностью налоговых органов и по истечении этого срока проверка считается законченной, что не позволяет требовать у налогоплательщика каких-либо документов (постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).
Источник: «Экон-Профи»

Как посчитать срок проверки с приостановлениями
После окончания выездной налоговой проверки налогоплательщик посчитал, что налоговая инспекция нарушила двухмесячный срок проведения проверки, поскольку с учетом приостановлений она длилась 62 дня, то есть, по мнению налогоплательщика, более двух месяцев. Ситуация осложнялась тем, что проверка дважды приостанавливалась.
Суд следующим образом подошел к интерпретации правила о двухмесячном сроке проверки: сначала нужно посчитать, сколько бы дней длилась проверка, если бы она не приостанавливалась. Для этого необходимо воспользоваться п. 5 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Иными словами, если решение о проведении проверки вынесено 5 декабря (срок начнет течь со следующего дня согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ), то последним днем срока будет 5 февраля следующего года. Поскольку в декабре и январе 31 день, то общий срок проверки будет составлять 62 дня, а значит, срок проверки не нарушен (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 декабря 2009 г. № А42-5562/2008).
Источник: «Экон-Профи»

Выемка должна быть мотивированной
В ходе налоговой проверки налоговая инспекция произвела выемку документов. В обосновании данных действий налоговики ссылались на наличие оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, не уточняя в постановлении о производстве выемки конкретное основание. Налогоплательщик посчитал, что данные действия нарушают его права.
В судебном разбирательстве было установлено, налоговый орган не ссылался на недостаточность копий предоставленных документов, не указывал на невозможность ознакомления его должностных лиц с подлинниками истребованных в ходе проверки документов на территории налогоплательщика. Также отсутствовали и ссылки на то, какие действия налоговый орган счел достаточными для вывода о необходимости проведения выемки подлинных документов. Суд посчитал, что формальное указание на наличие законных оснований не свидетельствует об их наличии и признал проведение выемки незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2010 г. № Ф07-422/2010).
Источник: «Экон-Профи»

Индивидуальных предпринимателей могут проверить после прекращения деятельности
Индивидуальный предприниматель решил прекратить деятельность и снялся с учета в налоговой инспекции. Почти через год инспекция провела выездную налоговую проверку его как физического лица, в том числе и по налогам, которые он уплачивал в период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. По результатам проверки было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, которое бывший предприниматель попытался обжаловать в суд. По его мнению, после снятия с учета налоговики не могут проверять его деятельность, которая осуществлялась в рамках статуса индивидуального предпринимателя.
Суд не поддержал данные доводы налогоплательщика, указав на то, что снятие с учета лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по налоговым обязательствам. По мнению суда, налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 ноября 2009 г. № А52-1130/2009). Аналогичной позиции поддерживается и Конституционный суд (определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2007 г. № 95-О-О).
Источник: «Экон-Профи»

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.
Подпишитесь на рассылку
"Самые опасные налоговые схемы"

 

_____________________________________________________________________
© Консалтинговая группа «Экон-Профи» под руководством Пархачевой М.А. - члена Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ. Использование материалов рассылки, охраняемых авторским правом, возможно только с разрешения правообладателя - ЗАО КГ «Экон-Профи».


 



В избранное