Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны


«Налоговые проверки: правила самообороны»

рассылка от «Экон-Профи» № 6 от июня 2009 г.

 

Как «заработать» на налоговом органе?. 1

Несвоевременное возмещение НДС налогоплательщику…выгодно!. 1

Если нет претензий – налог должен быть возмещен. 2

Если претензии есть – налог возмещается после их разрешения. 3

А суд сказал….... 4

Контролеры должны сами истребовать документы, подтверждающие право на налоговый вычет…... 4

Уведомление о рассмотрении материалов проверки: «лично в руки»!. 5

Камеральная проверка – не препятствие для выездной.. 5

Нет требования о предоставлении определенных документов – нет ответственности…... 6

 

Как «заработать» на налоговом органе?

Наверняка, почти все налогоплательщики, хотя бы когда-нибудь заявлявшие право на возмещение НДС из бюджета, сталкивались с крайним нежеланием налогового органа производить возмещение (зачет, возврат) налога. Причем зачастую налоговики затягивают сроки принятия решения о возмещении налога, инициируют заведомо проигрышные для них судебные споры по смехотворным основаниям и т. д.

В результате налогоплательщики вынуждены страдать от произвола чиновников. При этом мало кто знает, что на самом деле затягивание сроков принятия решения о возмещении НДС может сыграть на пользу налогоплательщику.

Несвоевременное возмещение НДС налогоплательщику…выгодно!

Все дело в том, что в соответствии с действующим законодательством на сумму невозмещенного своевременно НДС можно начислить проценты: как сказано в п. 10 ст. 176 НК РФ, при нарушении установленных сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Таким образом, благодаря задержке, связанной с принятием решения о возмещении НДС, налогоплательщик может поиметь своеобразный доход. Однако сразу же обратим внимание читателей, что начисление процентов происходит только при соблюдении определенных условий:

- во-первых, как было указано выше, проценты на сумму НДС начисляются только в случае несвоевременного возврата этого налога (т.е. при возмещении в форме зачета проценты не начисляются);

- во-вторых, согласно п. 6 ст. 176 НК РФ возврат НДС осуществляется только на основании письменного заявления налогоплательщика;

- в-третьих, возврат НДС может быть осуществлен только при отсутствии у налогоплательщика недоимок по иным федеральным налогам (а также штрафов и пени по ним) (п. 6 ст. 176).

Следовательно, для того чтобы механизм начисления процентов на сумму несвоевременно возмещенного НДС запустился, необходимо чтобы налогоплательщик, у которого отсутствуют недоимки по иным федеральным налогам, до момента принятия решения о возмещении налога подал в налоговый орган заявление о его возврате с указанием реквизитов банковского счета, на который должна быть перечислена соответствующая сумма. Между тем, порядок возмещения налога различается от того, будут ли налоговым органом заявлены претензии к обоснованности принятия налога к вычету.

Если нет претензий – налог должен быть возмещен

В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ обоснованность заявленной к возмещению суммы НДС проверяется налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки соответствующей декларации, на которую отводится три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом в п. 2 ст. 176 НК РФ сказано, что если по окончании «камералки» не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговому органу отводится семь дней для принятия решения о возмещении соответствующих сумм НДС.

Как было указано выше, проценты на сумму несвоевременно возвращенного НДС начинают начисляться с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении.

Однако на практике налоговый орган может долго не принимать никакого решения по поводу возмещения сумм НДС – должны ли в данном случае начисляться проценты на сумму налога, указанную в заявлении о его возврате? Ответ на этот вопрос можно почерпнуть в постановлении Президиума ВАС РФ 27 февраля 2007 г. № 13584/06. Как было отмечено в данном постановлении, проценты начисляются на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда эта сумма должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о ее возврате.

Следовательно, если налоговый орган не принимает никакого решения по поводу возмещения налогоплательщику НДС в нарушение установленных законом сроков, проценты на эту сумму все равно начинают начисляться. То же самое подтверждают и суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2008 г. № А44-3144/2007).

Далее посмотрим, какова будет процедура начисления процентов на сумму несвоевременно возвращенного НДС, если налоговый орган обнаружит ошибки (несоответствия) в соответствующей декларации.

Если претензии есть – налог возмещается после их разрешения

В соответствии с правилами, установленными п. 3 ст. 176 НК РФ, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения «камералки» должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ (на это налоговому органу отводится 10 дней с момента окончания «камералки»). После этого акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, а также представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со ст. 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

- решение о возмещении суммы НДС в полном объеме;

- решение об отказе в возмещении суммы НДС в полном объеме;

- решение о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.

Таким образом, в случае, если налоговый орган придет к выводу о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, ему может быть отказано в возмещении НДС. Однако впоследствии такой отказ может быть признан неправомерным со стороны вышестоящего налогового органа или суда – тогда получится, что налоговый орган в нарушение норм права своевременно не возместил налог. Можно ли в этом случае взыскать проценты за несвоевременный возврат НДС?

Разъяснения на этот счет содержатся в определении ВАС РФ от 5 февраля 2009 г. № 425/09 (данным судебном актом была подтверждена обоснованность выводов ФАС Центрального округа, сделанных им в постановлении от 13 октября 2008 г. № А48-750/08-6). Судом было разъяснено, что в случае, если отказ в возмещении НДС будет признан неправомерным, проценты на суму несвоевременно возмещенного налога должны начисляться в том же порядке, как если бы в ходе камеральной налоговой проверки никакие правонарушения выявлены не были (то есть, после истечения срока «три месяца + 12 дней»).

Обратите внимание: в указанном определении ВАС РФ признал неправомерной позицию налогового органа о том, что в случае, если по окончании «камералки» налоговым органом будет начата процедура привлечения налогоплательщика к ответственности в порядке п. 3 ст. 176 НК РФ, то срок, с которого на сумму невозмещенного НДС начинают начисляться проценты, «отодвигается» на период, необходимый для составления акта налоговой проверки, рассмотрения ее материалов и принятия решения по ним.

Как разъяснили судьи, проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика в связи с несвоевременным возвратом из бюджета причитающихся ему денежных средств в случае, если налоговым органом нарушается срок возврата налога, предусмотренный ст. 176 НК РФ. При этом под установленным сроком возврата налога понимается совокупность процедурных сроков, установленных НК РФ для проведения камеральной проверки, принятия решения о возврате налога и выставлении в кредитное учреждение платежного документа на возврат налога.

Таким образом, если отказ в возмещении НДС будет признан неправомерным, налогоплательщик получит право взыскать с него проценты за весь период, начиная с 13-го дня после окончания камеральной проверки.

В заключение хотелось бы сообщить подписчикам: если налоговый орган затягивает сроки возмещения НДС, либо если отказ в возмещении не имеет обоснованной мотивации – это ваш шанс заработать на налоговом органе. Обращайтесь в Консалтинговую группу «Экон-Профи», и мы поможем вам восстановить нарушенные права, а также наказать несговорчивую инспекцию рублем!

 

А суд сказал…

Внимание! С текстами нижеприведенных дел, а также многих других арбитражных дел по вопросам применения налоговых схем всегда можно ознакомиться на сайте www.econ-profi.ru.

Контролеры должны сами истребовать документы, подтверждающие право на налоговый вычет…

Налоговый орган в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой было заявлено право на возмещение этого налога, направил налогоплательщику требование о предоставлении документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов. Не получив в ответ от налогоплательщика затребованных документов, налоговики отказали ему в вычетах по НДС, а также в возмещении налога. Между тем, налогоплательщик заявил, что никаких требований от налоговой инспекции он не получал, а потому счел свои права нарушенными и обжаловал отказ в вычетах по НДС в суде.

Разрешая спор, суд, прежде всего, убедился в том, что у налогового органа отсутствовали доказательства вручения налогоплательщику требования о предоставлении документов для целей «камералки». При этом суд указал: налогоплательщик не обязан по собственной инициативе прикладывать к налоговой декларации по НДС никакие документы, подтверждающие обоснованность заявленных им вычетов. Обязанность по представлению таких документов возникает только после получения соответствующего требования от налоговиков. Исходя из изложенного, суд счел отказ налогового органа в праве на налоговые вычеты необоснованным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. № А56-18262/2008).

Источник: «Экон-Профи»

 

Уведомление о рассмотрении материалов проверки: «лично в руки»!

Налоговый орган по результатам осуществления выездной налоговой проверки деятельности организации составил акт, а также по почте выслал в адрес налогоплательщика уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проведенной проверки. Между тем, согласно полученным из почтового отделения сведениям, почтовое отправление с вложенным в него уведомлением было получено не руководителем организации, а гражданином с иными паспортными данными, т.е. неуполномоченным лицом. На этом основании налогоплательщик заявил о том, что он не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Рассматривая спор, суд, прежде всего, подтвердил: налоговый орган не смог опровергнуть, что уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки было получено именно руководителем налогоплательщика. При этом налоговики не смогли также доказать тот факт, что почтовое отправление было уполномоченным представителем налогоплательщика по доверенности. В результате дело было отправлено на новое рассмотрение, причем суд предписал разобраться, какое отношение к налогоплательщику имеет лицо, получившее на руки злосчастное уведомление (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2009 г. № А69-2399/08-Ф02-1146/2009).

Источник: «Экон-Профи»

 

Камеральная проверка – не препятствие для выездной

В отношении налогоплательщика была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой он был привлечен к ответственности за неполную уплату нескольких налогов. При этом негодование со стороны налогоплательщика было вызвано тем обстоятельством, что в течение проверенного периода времени он исправно сдавал декларации по соответствующим налогам, а инспекция проводила их камеральные проверки и никаких правонарушений не выявляла. В результате налогоплательщик решил, что обнаружение суммы недоимки «со второго раза» не соответствует закону и исключает его вину в совершении вменяемого нарушения.

Суд с налогоплательщиком не согласился. Он напомнил, что камеральная и выездная налоговые проверки – это два самостоятельных мероприятия налогового контроля. При этом в рамках проведения выездной проверки налоговый орган обладает большим набором инструментов для контроля за уплатой налогов, чем в рамках камеральной. Поэтому даже если проведенные камеральные проверки не выявили никаких правонарушений со стороны налогоплательщика, он может быть привлечен к ответственности за их совершения после проведения выездной проверки (постановление ФАС Центрального округа от 27 мая 2008 г. № А08-10126/06-20).

Источник: «Экон-Профи»

 

Нет требования о предоставлении определенных документов – нет ответственности…

Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки выставил налогоплательщику требование о предоставлении документов, которые были необходимы ему для целей налогового контроля. Между тем, данное требование не содержало в себе конкретного перечня документов, позволяющего поштучно идентифицировать каждый запрашиваемый контролерами документ. Как следствие – налогоплательщик не пошел «на поводу» у налоговиков, не стал самостоятельно определять перечень необходимых им документов, и полученное требование проигнорировал. За это проверяющие попытались привлечь его к ответственности, доначислив штраф за непредставление 265 документов по требованию.

Оценивая правомерность доначисления указанного щтрафа, суд напомнил, что налогоплательщик, не предоставивший налоговому органу документы по требованию, может быть привлечен к ответственности только если из выставленного требования усматривается, какое количество конкретных документов он обязан был предоставить. Если количество затребованных документов устанавливается налоговиками расчетным путем только при решении вопроса о наложении штрафа, то наложение этого штрафа незаконно (постановление ФАС Поволжского округа от 29 января 2009 г. № А65-4857/2008).

Источник: «Экон-Профи»

 

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.
Подпишитесь на рассылку
"Самые опасные налоговые схемы"

 


 


В избранное