Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны выпуск № 2 от февраля 2009 г.


«Налоговые проверки: правила самообороны»

рассылка от «Экон-Профи» № 2 от февраля 2009 г.

 

Не подашь жалобу - не пойдешь в суд. 1

Виды жалоб и сроки подачи. 1

Куда подаются жалобы.. 2

Форма и содержание жалобы.. 3

Отзыв жалобы.. 3

Сроки рассмотрения жалобы.. 3

Принятие решения по жалобе. 4

Последствия принятия решения по жалобе. 4

А суд сказал…... 5

При проведении налоговой проверки обязательно нужно анализировать «первичку»! 5

При камеральной проверке декларации налоговики обязаны потребовать объяснения «подозреваемого»  5

Если «камералка» проводится в отсутствие налоговой декларации…... 6

 

Не подашь жалобу - не пойдешь в суд

Судиться с налоговыми органами не так-то просто, и не все на это решаются. А с 2009 года ситуация еще более усложнилась. Поговорим о главном изменении, касающемся проведения налоговых проверок.

С 1 января 2009 года вступил в силу пункт 5 статьи 101.2 НК РФ, введенный Федеральным законом от 27 июля 2006 № 137-ФЗ. Согласно ему решение, вынесенное по итогам проведенной проверки, может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Это означает, что налогоплательщик, не согласный с решением налогового органа, вынесенного по итогам налоговой проверки, и желающий подать иск в суд, должен обязательно соблюсти досудебный порядок обжалования этого решения, обратившись в вышестоящий налоговый орган. Иными словами, прежде чем идти в суд, надо обязательно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Более того, после принятия решения по жалобе у налогоплательщиков есть всего три месяца на обращение в суд (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Рассмотрим подробнее некоторые вопросы, связанные с подачей жалобы на налоговый орган.

Виды жалоб и сроки подачи

По общему правилу, принятое по итогам проверки решение о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности вступает в силу в течение 10 дней с момента вручения налогоплательщику копии соответствующего решения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Именно его налогоплательщики и могут обжаловать (как в досудебном, так и в судебном порядке).

Обжаловать решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, в вышестоящем налоговом органе можно двумя способами:

- путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ);

- через обжалование вступившего в силу решения налогового органа (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган, пока не вступило в силу решение налоговой инспекции, то есть в течение 10 дней с момента вручения налогоплательщику копии этого решения. Ее преимущество в том, что подача апелляционной жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения и с налогоплательщика не могут принудительно взыскать недоимку (пени, штрафы) до того момента, пока вышестоящий налоговый орган не вынесет свое решение.

Если пропущен десятидневный срок для подачи апелляционной жалобы, обжаловать вступившее в силу решение налоговой инспекции можно в вышестоящем налоговом органе в течение года со дня вынесения данного решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Соответственно подача жалобы на вступившее в силу решение уже не приостанавливает запущенного механизма принудительного взыскания налога. Если налогоплательщик пропустит срок подачи жалобы, то получит отказ в ее принятии налоговым органом. При этом он лишается возможности и на судебную защиту. Правда, у него останется право ходатайствовать о восстановлении срока, если на это имеются уважительные причины.

Куда подаются жалобы

Жалобы адресуются вышестоящему налоговому органу по отношению к территориальной налоговой инспекции. Им является соответствующее региональное управление ФНС России. Конкретный орган, куда следует жаловаться, указывается в вынесенном налоговой инспекции решении о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности.

Обратите внимание, что жалобы на вступившие и не вступившие в силу решения инспекции подаются в разные налоговые органы. Это очень важно, поскольку подача жалобы в «неправильный» налоговый орган приведет к отказу в ее принятии, а значит, может быть упущено драгоценное время. Итак:

- апелляционная жалоба подается в вынесшую решение о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности территориальную налоговую инспекцию, которая самостоятельно передает жалобу в свой вышестоящий налоговый орган;

- жалоба на вступившее в силу решение налогового органа подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС России).

Заметим, что до 1 января 2009 года налоговые органы иногда сквозь пальцы смотрели на подачу жалобы «неправильному» адресату, давая возможность налогоплательщикам привыкнуть к недавно установленному порядку ее передачи. Но в дальнейшем таких послаблений может и не быть, и жалобу, поданную не в тот налоговый орган, не примут.

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается в произвольной форме, но, по мнению Минфина России, обязательно должна содержать:

- наименование вышестоящего налогового органа, в который подается жалоба, а также налоговой инспекции, решение которой обжалуется;

- наименование налогоплательщика, подающего жалобу, и адрес его места нахождения;

- указание на предмет обжалования, то есть реквизиты обжалуемого решения (название, номер, дата принятия);

- права и законные интересы, которые, по мнению лица, подающего жалобу, нарушаются;

- требование изменить или отменить обжалуемое решение;

- обоснование заявленных требований.

Жалобу подписывает руководитель организации либо его уполномоченный представитель, наделенный соответствующими правами. Если жалобу подписывает представитель, к ней должна быть приложена доверенность.

Заметим, что налоговые органы не примут жалобу, отправленную по факсу, или принесенную лично ксерокопию документа. Также налогоплательщик получит отказ в приеме жалобы, если она неправильно оформлена или не подписана. После устранения неточностей жалобу можно подать вновь, но в этом случае есть риск пропустить срок для подачи апелляционной жалобы. Напомним, что после подачи апелляционной жалобы и до вынесения решения вышестоящего органа с налогоплательщика не могут принудительно взыскать недоимку и пени.

Отзыв жалобы

Иногда налогоплательщики могут второпях подать апелляционную жалобу, а потом спохватиться, что привели не все аргументы. Хотя в Налоговом кодексе закреплено право на отзыв жалобы (п. 4 ст. 139 НК РФ), в данном случае им пользоваться не советуем. Это связано с тем, что отозванная жалоба не может быть подана вновь по тем же основаниям в тот же налоговый орган (об этом также говорится в пункте 4 статьи 139 НК РФ). Фактически речь идет о том, что подача повторной жалобы по тем же основаниям недопустима. Так что рекомендуем внимательно подходить к оформлению жалобы и включать в нее все необходимые доводы.

Сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц. Он может быть продлен руководителем налогового органа (его заместителем) с соответствующим извещением налогоплательщика, но не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Обратите внимание: если по истечении месячного срока жалоба рассмотрена не будет, налогоплательщику не стоит дожидаться решения вышестоящего налогового органа, а сразу обращаться в суд. Это связано с тем, что по истечении установленного срока для рассмотрения жалобы, начинает отсчитываться трехмесячный срок для обращения в суд. И если налогоплательщик будет дожидаться решения вышестоящего органа, он рискует опоздать. В этом случае ему придется подавать в суд с ходатайство о восстановлении срока. При получении отказа он потеряет право на судебную защиту своих интересов.

Принятие решения по жалобе

Рассмотрев апелляционную жалобу, вышестоящий налоговый орган вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или частично и принять по делу новое решение;

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

О принятом по жалобе решении заявителю должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

По итогам рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение вышестоящий налоговый орган вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

Последствия принятия решения по жалобе

После того как налогоплательщик получает «на руки» документ, удостоверяющий результаты досудебного обжалования соответствующего решения налогового органа, он вправе обратиться в суд за обжалованием.

Кроме того, закон не запрещает налогоплательщику еще раз обжаловать принятое по его жалобе решение в административном порядке. Для этого ему придется обращаться непосредственно в ФНС России.

М.А. Пархачева, член Научно-экспертного совета при Палате налоговых консультантов России, руководитель Консалтинговой группы «Экон-Профи».

Статья была опубликована в журнале «Упрощенка» № 2, 2009.

 

А суд сказал…

При проведении налоговой проверки обязательно нужно анализировать «первичку»!

Проводя выездную проверку деятельности налогоплательщика, налоговики пришли к выводу о занижении им налоговой базы по НДС. Этот вывод они сделали, потому что были обнаружены расхождения между данными налоговых деклараций и данными налогового и бухгалтерского учета. В результате, в принятом решении налоговики потребовали уплатить суммы недоимки, штрафов и пени.

Между тем суд установил, что налоговики не исследовали первичные документы, на основании которых формировалась налоговая база по НДС: ссылки на данные первичных документов отсутствовали как в акте налоговой проверки, так и в решении налогового органа. Суд объяснил, что только посредством изучения «первички» налоговый орган мог установить, какая информации – содержащаяся в декларациях, либо в бухгалтерском учете – не соответствует действительности. Поскольку этого сделано не было, нельзя признать правильным расчет размера доначисленных налоговых платежей – поэтому решение налогового органа признали недействительным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 июня 2008 г. № А26-4219/2007).

Источник: «Экон-Профи»

 

При камеральной проверке декларации налоговики обязаны потребовать объяснения «подозреваемого»

Производя камеральную проверку представленной декларации по НДС, налоговый орган пришел к выводу о наличии у налогоплательщика недоимки по данному налогу, а также о совершении им налогового правонарушения. Налоговики вынесли решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.

В свою очередь, суд напомнил налоговому органу, что его полномочия носят публично-правовой характер, поэтому при обнаружении налоговых правонарушений он обязан затребовать объяснения, дополнительные документы и сведения, подтверждающие правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов. Поскольку в данном случае при обнаружении «противоречивых» сведений в декларации налоговый орган не предложил налогоплательщику внести соответствующие изменения, либо предоставить объяснения по этому поводу, были нарушены права налогоплательщика – на этом основании решение, принятое налоговой инспекцией, было признано недействительным (постановление ФАС Центрального округа от 9 июня 2008 г. № А64-6659/07-11).

Источник: «Экон-Профи»

 

Если «камералка» проводится в отсутствие налоговой декларации…

Налоговый орган произвел камеральную проверку налогоплательщика по налогу на имущество в отсутствие предоставленной налоговой декларации: это было сделано на основании писем налогоплательщика о невозможности представить отчетность за соответствующий период времени, а также прочей документации, содержащей сведения о хозяйственной деятельности фирмы. Принимая решение по результатам такой «проверки», налоговый орган потребовал от налогоплательщика уплатить в бюджет сумму недоимки по налогу на имущество, а также попытался привлечь его к ответственности, в том числе, за непредставление налоговой декларации.

Однако суд признал состоявшееся решение недействительным, обосновав это тем, что обязательным условием проведения камеральной налоговой проверки является представление налоговой декларации за соответствующий налоговый период  (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 июля 2008 г. № А82-11768/2007-20).

Источник: «Экон-Профи»

 

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.
Подпишитесь на рассылку
"Самые опасные налоговые схемы"




В избранное