Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны Выпуск № 1


«Налоговые проверки: правила самообороны»

рассылка от «Экон-Профи» № 1 от 24.12.08

Накануне нового года наибольший интерес налогоплательщиков, конечно, вызывают грядущие изменения законодательства. Поэтому в Таблице «Изменения в порядке проведения налоговых проверок» мы приводим обзор новшеств, связанных с проведением налоговых проверок, которые вступают в силу с 1 января 2009 г.

При этом несомненно, что главное событие нового года, относящееся к порядку проведения налоговых проверок, связано с вступлением в силу п. 5 ст. 101.2 НК РФ, согласно которому решение, вынесенное по итогам проведенной проверки, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Это новшество также прокомментировано в сегодняшней рассылке.

Изменения в порядке проведения налоговых проверок с 1 января 2009 г. 1

В суд только после жалобы! 2

Виды жалоб и сроки подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган. 3

Куда подаются жалобы на решение налогового органа. 3

Форма и содержание жалобы в вышестоящий налоговый орган. 4

Отзыв жалобы.. 4

Основания для отказа в принятии жалобы к рассмотрению.. 5

Сроки рассмотрения жалобы и принятие решения по ней. 5

А суд сказал…... 6

Выполнение письменных разъяснений налоговых органов освобождает от ответственности  6

Нарушение сроков выездной проверки не влечет безусловной отмены решения! 7

Нет акта – нет наказания. 7

 

Изменения в порядке проведения налоговых проверок с 1 января 2009 г.

Норма, под-вергшаяся изменению

Суть изменений

Комментарий

п. 2 ст. 88 НК РФ

 

Изменен порядок исчисления трехмесячного срока на проведение камеральной проверки

Ранее срок на проведение камеральной налоговой проверки исчислялся со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к ней. Теперь этот срок течет с даты представления только декларации.

П. 9.1 ст. 88 НК РФ

 

Уточнен порядок проведения камеральной проверки в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации

В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ

 

Установлен срок передачи акта налоговой проверки лицу, в отношении которого проводилась эта проверка

Акт налоговой проверки должен быть передан лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти дней с даты его принятия

абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ

 

Раскрыт перечень доказательств, которые могут исследоваться налоговым органом при проведении налоговой проверки

Закреплено, что к числу доказательств, которые исследуются при проведении налоговой проверки, в частности, относятся документы, ранее истребованные у налогоплательщика, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа

абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ

 

Закреплен обязательный срок извещения налогоплательщика о решении, вынесенном по результатам налоговой проверки

Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти дней после дня его вынесения

п. 5 ст. 101.2 НК РФ

 

Вступает в силу обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов

До 1 января 2009 г. любое решение налогового органа можно было обжаловать как в вышестоящем органе, так и напрямую в суд. Теперь обязательным условием для обращения в суд будет являться предварительное обжалование решения в вышестоящем налоговом органе

абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ, п. 4 ст. 101 НК РФ

 

Специально закреплено правило о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением НК РФ, а также оговорено изъятие из него

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, однако если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то полученные налоговым органом документы (информация) все-таки не будут считаться полученными с нарушением НК РФ

 

В суд только после жалобы!

Итак, налогоплательщик, не согласный с решением налогового органа, вынесенного по итогам налоговой проверки, и желающий защитить свои права в судебном порядке, должен обязательно соблюсти досудебный порядок обжалования этого решения, обратившись с жалобой в вышестоящий налоговый орган. В противном случае, начиная с 2009 года, он не сможет обратиться в суд.

В связи со сказанным напомним, какие бывают жалобы в вышестоящий налоговый орган и как правильно их подать. 

 

Виды жалоб и сроки подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган

По общему правилу принятое решение о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности вступает в силу в  течение 10 дней с момента вручения налогоплательщику копии соответствующего решения.

Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, в вышестоящий налоговый орган может производиться в двух формах:

- либо путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ);

- либо путем подачи жалобы на вступившее в силу решение налогового органа (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается на не вступившее в силу решение налогового органа, т.е. в течение 10 дней с момента вручения налогоплательщику копии соответствующего решения. Ее преимущество – подача апелляционной жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения и налоговый орган не сможет начать процедуру принудительного взыскания недоимки (пени, штрафов) до того момента, пока вышестоящий налоговый орган не вынесет свое решение.

Жалоба на вступившее в силу решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган в течение года со дня вынесения такого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ), если пропущен десятидневный срок для подачи апелляционной жалобы. Соответственно подача такой жалобы не приостанавливает запущенного механизма принудительного взыскания налога.

 

Куда подаются жалобы на решение налогового органа

Жалобы адресуются вышестоящему налоговому органу по отношению к территориальной налоговой инспекции, которым является соответствующее региональное Управление ФНС России, для которого и предназначена жалоба. Конкретный орган, куда следует жаловаться, указывается в вынесенном налоговой инспекции решении о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности

Внимание: жалобы на вступившее и не вступившее в силу решение инспекции подаются в разные налоговые органы. Это очень важно, поскольку подача жалобы «не в тот» налоговый орган приведет к отказу в ее приеме. Итак:

- апелляционная жалоба подается в вынесшую решение о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности территориальную налоговую инспекцию, которая самостоятельно передает жалобу в свой вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России;

- жалоба на вступившее в силу решение налогового органа подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС России).

Заметим: до 1 января 2009 года налоговые органы сквозь пальцы смотрели на подачу жалобы «неправильному» адресату, давая возможность налогоплательщикам привыкнуть к установленному НК РФ порядку ее передачи. Но грозят в дальнейшем отказывать в приеме жалоб, поданных неуполномоченному лицу.

 

Форма и содержание жалобы в вышестоящий налоговый орган

Жалоба подается в произвольной форме, но, по мнению Минфина России, обязательно должна содержать:

- наименование вышестоящего налогового органа либо вышестоящего должностного лица, в который подается жалоба, а также налогового органа, который принял обжалуемый акт;

- наименование налогоплательщика, подающего жалобу и его местонахождение;

- указание на предмет обжалования, т.е. ссылку на реквизиты обжалуемого решения (название, номер, дата принятия);

- права и законные интересы, которые, по мнению лица, подающего жалобу, нарушаются, а также – требование изменить или отменить обжалуемое решение;

- обоснование заявленных требований.

Жалоба подписывается руководителем организации либо его уполномоченным представителем, наделенным соответствующими полномочиями. Тогда к жалобе обязательно прилагается доверенность, подтверждающая полномочия на ее подписание.

При подаче жалобы на вступившее в силу решение налогового органа непосредственно в Управление ФНС России налоговики требуют приложения к ней копии обжалуемого акта.

Обратите внимание: налоговые органы не примут ксерокопию жалобы или ее вариант, отправленный по факсу. Также налогоплательщик получит отказ в приеме жалобы, если она неправильно оформлена или не подписана.

 

Отзыв жалобы

Некоторые налогоплательщики НК РФ предоставляет налогоплательщикам право отозвать поданную жалобу на основании письменного заявления, но при этом устанавливает следующее правило: отозванная жалоба не может быть подана вновь по тем же основаниям в тот же налоговый орган. В связи с чем предлагаем быть осторожными с отзывом жалобы и не подходить небрежно к этому вопросу.

 

Основания для отказа в принятии жалобы к рассмотрению

Если налогоплательщик не хочет, чтобы налоговый орган отказал в принятии жалобы, ему надо соблюсти следующие правила:

- подавать жалобу в уполномоченный орган;

- правильно оформлять жалобу (обратите внимание: налоговые органы не примут ксерокопию жалобы или ее вариант, отправленный по факсу);

- указывать предмет обжалования и обосновывать заявленные требования;

- обратить внимание на подпись: если ее подписывает представитель, он обязательно должен быть наделен соответствующими полномочиями. Тогда к жалобе обязательно прилагается доверенность (через доверенность, прилагаемую к жалобе).

При нарушении указанных требований налогоплательщик получит отказ в принятии жалобы и для соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора ему придется обращаться с жалобой повторно, исправив все отмеченные недочеты.

Также налогоплательщику будет отказано в жалобе при пропуске срока ее подачи жалобы. Тогда остается только ходатайствовать о восстановлении срока, если основанием к этому послужили уважительные причины.

Если налогоплательщик подаст новую жалобу взамен отозванной ранее (по тем же основаниям в тот же налоговый орган), он также получит отказ в ее принятии, поскольку НК РФ прямо предусматривает это как основание для отказа.

 

Сроки рассмотрения жалобы и принятие решения по ней

Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц. Он может быть продлен руководителем налогового органа (его заместителем) с соответствующим извещением налогоплательщика, но не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Внимание: если по истечении месячного срока жалоба рассмотрена не будет, налогоплательщику не стоит дожидаться решения вышестоящего налогового органа, а сразу обращаться в суд.

Это связано с тем, что по истечении установленного срока для рассмотрения жалобы, начинает течь трехмесячный срок для обращения в суд. Если налогоплательщик будет дожидаться решения вышестоящего органа и пропустит срок обращения в суд, ему придется обращаться в суд с ходатайством о восстановлении срока. Если он получит отказ, то потеряет право на судебную защиту интересов.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

О принятом по жалобе решении заявителю должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней.

После того, как налогоплательщик получает «на руки» документ, удостоверяющий результаты досудебного обжалования соответствующего решения налогового органа, он вправе обратиться в суд за обжалованием данного ненормативного правового акта.

Кроме того, закон не запрещает налогоплательщику обжаловать принятое по его жалобе решение в административном порядке – для этого нужно обращаться непосредственно в ФНС России.

 

А суд сказал…

Выполнение письменных разъяснений налоговых органов освобождает от ответственности

Налоговый орган выяснил, что налогоплательщик, который в течение длительного времени применял упрощенную систему налогообложения, фактически не имея права этого делать (80% его уставного капитала принадлежало другому юридическому лицу). На этом основании ему были доначислены налоги по общей системе налогообложения, а также применены меры ответственности (штрафы). Но самое интересное: в свое время этот же самый налогоплательщик получил от налогового органа уведомление о возможности применения «упрощенки».

Суды всех трех инстанций, конечно, признали, что доначисление налогоплательщику налогов по общей системе налогообложения являлось правомерным: основной спор разгорелся по поводу правомерности взыскания штрафов с «горе-упрощенца», которому в свое время «разрешили» применять УСН. И, хотя суд апелляционной инстанции хотел взыскать с налогоплательщика штрафы, в кассации было решено, что его вина в совершении вменяемого правонарушения отсутствует. Суд разъяснил, что поскольку при подаче заявления о переходе на УСН налогоплательщик не скрывал от налоговиков никакой информации, штрафовать его не за что (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2008 г. № Ф04-2498/2008(8652-А81-29)).

Источник: «Экон-Профи»

 

Нарушение сроков выездной проверки не влечет безусловной отмены решения!

Судом был рассмотрен спор по поводу правомерности решения налоговой инспекции, которое было вынесено по результатам выездной налоговой проверки, проведенной с нарушением срока - 63 дня вместо установленных законом 2 месяцев.

По мнению суда, нарушение налоговым органом сроков проведения налоговой проверки не является безусловным основанием для отмены вынесенного по ее результатам решения. Он подошел к позиции налогоплательщика скептически, приняв во внимание, что нарушение срока проведения проверки было незначительным (3 дня). В результате был сделан вывод о том, что допущенное налоговиками нарушение сроков «не является существенным», поэтому на данном основании нельзя признать вынесенное решение незаконным (постановление ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3).

Источник: «Экон-Профи»

 

Нет акта – нет наказания

Если у налогового органа нет в наличии акта налоговой проверки (например, он утерян), наказать налогоплательщика по результатам проверки не удастся. По мнению судов, если по завершении налоговой проверки акт налоговой проверки не составлен, то считается, что проверка состоялась и правонарушения не обнаружены. Поэтому при отсутствии акта выездной налоговой проверки решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требование об уплате недоимки, пеней и штрафов должны рассматриваться как вынесенные без наличия законных оснований (постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2008 г. № А56-3141/2007).

Источник: «Экон-Профи»

 

 

 

В избранное