Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эффективная защита налогоплательщиков


Информационный Канал Subscribe.Ru

 Эффективная защита налогоплательщиков

 17 января 2005

Выпуск № 94

Важная информация:

Уважаемые подписчики !!!

Приглашаем Вас поддержать нашу рассылку в интернет-голосовании.

Голосуйте за нас в разделе "Законодательство и бухгалтерский учет"

 

Обращаем Ваше внимание, что в ближайшее время будет рассматриваться законопроект о введение бесспорного порядка взыскания штрафов за налоговые правонарушения. Приглашаем Вас высказаться по данной тематике здесь. Полный текст законопроекта появится у нас на днях.

 

Уважаемые подписчики, приглашаем Вас подписаться на нашу рассылку "Просто о налогах и правосудии". В новом году в рассылке выйдут новые эксклюзивные материалы по налогообложению и проблемам правосудия. Подписывайтесь в нижерасположенной форме:

 

 

 Меню:                   


Форум             
Аналитика       

Обсуждения    


Партнеры       


Семинары new


Налоговые книги


 Рассылки:          

 

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 


 

Интересные дискуссии на форуме "Налоговое право"

 

 Самая горячая тема недели: Инновации ФАС УО по трехлетнему ограничению налоговых проверок

      Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной "Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Аналитика:

 Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 200 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков.   

"О порядке включения в реструктурированную задолженность сумм штрафов"
Автором подробно рассотрена данная проблема. Предлагаются полезные выводы, которые налогоплательщики могут использовать на практике. /специально для Банкир.ру - Аландаренко Михаил, Юрист ООО «Михайлов и партнеры» (г.Москва)/

"Налоги. Презумпция виновности" Автор знакомит нас со своим мнение по поводу политики государства в отношении налогового администрирования. Делается вывод, что основная направленность налоговых органов - это борьба с добросовестными налогоплательщиками /специально для Банкир.ру - Сергей Беляков, заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике/

"Сказ о том, как на Ильинке дьявола изгоняли " В материале подробно рассматривается Определение КС РФ № 69-О от 5 февраля 2004 года. Мы снова видим, что КС РФ готов игнорировать любые нормы законодательства, лишь бы заставить платить незаконные налоги. (специально для Банкир.ру - Дмитрий Костальгин)

Эффективная Защита налогоплательщиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 Меню:                   


Форум             
Аналитика       

Обсуждения    


Партнеры       


Семинары new


Налоговые книги


 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 

 


 

 

 1.  На практике одна и та же организация может выступать, как налогоплательщик и налоговый агент по одному и тому же налогу, например НДС. При этом организация может перечислить весь налог одной платежкой.  Налоговые органы считают такие действия енправомерными и привлекают к ответственности. Насколько правомерен такой подход рассматривали в Постановлении ФАС Восточно-сибирского округа от 14 сентября 2004 г. № А33-1077/04-С3-Ф02-3726/04-С1:

"По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов, таможенных и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства финансов России N БГ-3-10/98/197/22н от 3 марта 2003 года, при заполнении расчетного документа в поле 101 должен быть указан статус плательщика: налогоплательщик ("01") либо налоговый агент ("02"). Платежное поручение от 22 декабря 2003 года оформлено с указанием в поле 101 значения "01", что означает намерение заявителя на уплату сумм налога на добавленную стоимость как налогоплательщиком.

Кроме того, налоговая инспекция указывает также, что недоимкой признается сумма налога или сбора, не перечисленная налоговым агентом в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом из анализа пунктов 2, 3 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодатель не причисляет налог, подлежащий уплате организацией в качестве налогового агента, к общей сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода. Поэтому неверное указание в платежном поручении статуса плательщика ведет к образованию недоимки по налогу на добавленную стоимость у общества как налогового агента, поскольку в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации N БГ-3-10/411 от 05.08.2002, налоговыми органами ведется раздельный учет сумм, уплачиваемых организациями и физическими лицами в качестве налогоплательщиков, и сумм, уплачиваемых в качестве налоговых агентов.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N 70507 от 24.08.2004, телефонограмма N 113 от 13.09.2004), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, 22 декабря 2003 года обществом в налоговый орган представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года, согласно которой сумма налога к уплате по реализации товаров (работ, услуг) составила 1736936 рублей и подлежащая перечислению обществом как налоговым агентом - 10836 рублей. Общая сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, - 1747772 рубля.

Платежным поручением N 3609 от 22 декабря 2003 года общество произвело платеж по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года в размере 1747772 рублей.

5 января 2004 года налоговой инспекцией выставлено требование N 55501 об уплате 10836 рублей, составляющих задолженность по налогу на добавленную стоимость, подлежащему перечислению обществом как налоговым агентом.

Не согласившись с данным требованием налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что обществом как налоговым агентом исполнена обязанность по перечислению в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость.

Статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Пунктом 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Судом правильно установлено, что налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, полностью зачисляемым в федеральный бюджет. Приложением N 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" утверждена классификация доходов бюджетов Российской Федерации, в соответствии с которой код 1020101 "Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации" предназначен для уплаты налога как налогоплательщиками, так и налоговыми агентами.

Налоговой инспекцией факт перечисления обществом налога на добавленную стоимость в размере 1747772 рублей не оспаривался.

При перечислении налога обществом в платежном поручении N 3609 от 22 декабря 2003 года верно указаны вид уплачиваемого налога, его сумма, код бюджетной классификации. Указание в платежном поручении в поле 101 значение статуса "01" - налогоплательщик не влияет на правовую природу уплаченной суммы. Волеизъявление общества на перечисление данным платежным поручением в бюджет налога на добавленную стоимость, в том числе в качестве налогового агента, выражено при подаче налоговой декларации, в которой в разделе II "Расчет суммы налога, подлежащего перечислению налоговым агентом" в графе 150 "Итого сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая перечислению в бюджет за данный налоговый период" указано 10836 рублей.

Материалами дела подтверждается, что спорная сумма налога в бюджет поступила.

Судом кассационной инстанции не принимается довод налоговой инспекции о том, что неверное указание в платежном поручении статуса плательщика ведет к образованию недоимки по налогу на добавленную стоимость у общества как налогового агента, поскольку в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации N БГ-3-10/411 от 05.08.2002, налоговыми органами ведется раздельный учет сумм, уплачиваемых организациями и физическими лицами в качестве налогоплательщиков, и сумм, уплачиваемых в качестве налоговых агентов.

Лицевые счета налогоплательщика, которые ведет налоговая инспекция, являются формой внутреннего учета и контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов, поэтому сведения, отраженные в лицевой карточке налогоплательщика (налогового агента), не могут свидетельствовать о фактическом наличии недоимки по налогу.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Арбитражный суд Красноярского края, полно и всесторонне исследовав фактические обстоятельства дела, пришел к выводу, что обществом как налоговым агентом исполнена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в указанной сумме, и правильно признал требование N 55501 от 5 января 2004 года недействительным. Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов Арбитражного суда Красноярского края.

При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору"

Выводы:

Таким образом,  организация может одной платежкой перечислить налог и как налоговый агент, и как налогоплательщик. 

Налоговый орган не может, на наш взгляд, ссылаться на наличие некого неудобства для него в случае уплаты налога одной платежкой в качестве как налогоплательщика, так и налогового агента. Факт того, что инструкция по ведению лицевых счетов не предусматривает переброску уплаченных сумм по коду 01 (как налогоплательщик) и 02 (как налоговый агент), не может приводить к наличию недоимки. 

Как указывается В Постановлении КС РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов, должен использовать лишь те из них, которые для конкретной правоприменительной ситуации исключают возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод

При наличии предоставленного организацией расчета по исполнению обязанности в качестве налогоплательщика и налогового агента, действия налоговых органов противоречат нормам НК РФ.

 


 

  2.  В пункте 10 статьи 165 НК РФ указывается, что  документы, указанные в статье 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки по НДС  0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Налоговые органы считают, что непредоставление такой декларации влечет ответственность по статье 119 НК РФ. Правомерность такого подхода проверяли в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2004 г. № А33-14796/03-С3-Ф02-2860/04-С1:

"По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО "Радуга плюс" обоснованно было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленные сроки декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 19 апреля 2004 года следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Радуга плюс" бухгалтерской и налоговой отчетности за 9 месяцев 2002 года.

В ходе проверки было выявлено, что декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за 3 квартал 2002 года, подлежащая подаче до 20.10.2002, фактически не представлена.

Решением налоговой инспекции N 93 от 27.05.2003 ООО "Радуга плюс" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 97463 рублей.

В связи с неуплатой ООО "Радуга плюс" сумм налоговых санкций в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении данной части заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (статья 80 Кодекса).

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса).

По операциям реализации товаров (работ, услуг), предусмотренным подпунктами 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация (пункт 6 статьи 164 Кодекса).

Срок подачи данной отдельной налоговой декларации не установлен. Кроме того, в ней не указывается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате за конкретный налоговый период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Кодекса документы, указанные в пунктах 1 - 5 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).

Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы, указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налогов подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса.

Исходя из смысла данных норм, представление в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и документов, подтверждающих обоснованность применения данной налоговой ставки, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Таким образом, отдельная налоговая декларация, предусмотренная пунктом 6 статьи 164 Кодекса, не подпадает под понятие декларации, указанное в статье 80 Кодекса, ответственность за несвоевременное представление которой установлена статьей 119 Кодекса.

В связи с тем, что решение от 19 апреля 2004 года является законным и обоснованным, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы."

Выводы:

Налоговое законодательство не устанавливает срока подачи нулевой декларации, таким образом отсутствует событие налогового правонарушения. что в силу статей 106 и 109 НК РФ является основанием, исключающим привлечение лица к ответственности.

Отдельная налоговая декларация, предусмотренная пунктом 6 статьи 164 НК РФ, не подпадает под понятие декларации, указанное в статье 80 НК РФ, ответственность за несвоевременное представление которой установлена статьей 119 НК РФ.

Таким образом, налоговый орган не имеет права привлекать налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ за непредоставление специальной налоговой декларации для подтверждения права на ставку НДС 0 %. 

 

 

 

 

Уважаемые подписчики, 

Ваши предложения и замечания направляйте автору рассылки.

 Рассылку подготовил и составил

Дмитрий Костальгин

 

Материалы рассылки можно использовать только с письменного разрешения правообладателей

 

 

 Меню:                   


Форум             


Аналитика       


Обсуждения    


Партнеры       


Семинары new


Налоговые книги


 

 

 

 

 

 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 

 


 









 Меню:                   


Форум             
Аналитика       

Обсуждения    


Партнеры       


Семинары new


Налоговые книги


 

 

 

 

 

 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков





 Меню:                   


Форум             
Аналитика        

Обсуждения    


Партнеры       


Семинары new


Налоговые книги


 

 

 

 

 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 

 


 

Партнеры:

Нашим партнером является рассылка "Просто о налогах и правосудии ". В последнее время стране происходят негативные изменения в сфере налогообложения, в частности принятие новых непрозрачных законопроектов. Также обостряются проблемы, связанные со справедливым и независимым рассмотрением налоговых споров в судах.

В рассылке будут публиковаться критические и проблемные материалы, которые касаются реформ и проблем в сфере налогообложения, а также правосудия. Мы также будем публиковать обзоры новых налоговых законопроектов.

Большинство материалов этой рассылки будут уникальными, так как будут создаваться специально для наших подписчиков.

Мы будем стараться публиковать материалы, написанные наиболее понятным языком, чтобы проблема была понятна не только людям, специализирующимся в данной сфере, но и тем, кто мог не обратить внимание на проблему.

Подписаться на рассылку можно в ниже расположенной форме.

 

По вопросам размещения своей рекламы в нашей рассылке обращайтесь сюда. 

 

Книжный магазин:

Эффективная защита налогоплательщика. (Профессиональный комментарий к НК РФ от Банкир.ру) на CD-ROM - цена: 1950.00 руб.

Это уникальное издание, аналогов которому еще не было в России. Уникальность комментария в том, что в нем рассмотрено около 200 спорных вопросов, реально возникающих при налогообложении предприятий. В каждой спорной ситуации Вы найдете решение проблемы, которое подтверждено судебной практикой. Цель данного издания - предоставить налогоплательщикам эффективный и удобный инструмент, который они смогут использовать в своей профессиональной и научной деятельности. Используя данный комментарий, Вы сможете оценить свои налоговые риски, снизить налоговое бремя, предотвратить нарушение своих прав на практике, осуществлять эффективное налоговое планирование

СЕМИНАРЫ

Текущие семинары отсутствуют

 

Если Вы хотите разместить информацию о своем семинаре, присылайте свою заявку сюда.

 

Интернет -рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков"


Рассылки Subscribe.Ru
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика
Подпишите своих друзей и коллег на нашу рассылку !


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tax.taxlawpractice
Отписаться

В избранное