Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эффективная защита налогоплательщиков


Информационный Канал Subscribe.Ru

 Эффективная защита налогоплательщиков

20 сентября 2004

Выпуск № 71

Важная информация:

 

Уважаемые подписчики, приглашаем Вас подписаться на новую рассылку "Просто о налогах и правосудии". В рассылке Вы всегда найдете эксклюзивные материалы по налогообложению и проблемах правосудия. Уже сейчас доступен новый материал "Позорное решение ВАС РФ". Подписывайтесь в нижерасположенной форме:

 

Рассылки Subscribe.Ru

Просто о налогах и правосудии

 

 

 Меню:                   


Форум             
Аналитика       

Обсуждения    


Партнеры       


 


 Рассылки:          

 

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 


 

Интересные дискуссии на форуме "Налоговое право"

      Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной "Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Аналитика:

 Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 200 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков.   

"И это все о нем..." Для большинства налогоплательщиков Определение КС РФ # 169-О от 08.04.2004 уже практически стало именем нарицательным. Мы предлагаем ознакомиться с комментарием к этому Определению. Это уникальный по глубине проработки и анализу материал. Автор четко отметил все нарушения, которые допустил КС РФ при принятии данного решения. Вы обязательно должны ознакомиться с этим материалом !

"Правосудие по русски..." В выпуске анализируется несколько десятков решений судов по налоговым спорам. Из материалов видно, что действующая судебная система не является независимой и с легкостью принимает "нужные" решения.

"Конституционно-правовой смысл теории относительности" Комментарий к Постановлению Конституционного суда РФ от 16 июля 2004 года. КС РФ разрешил бесконечно проводить выездные проверки налоговым органам. В Постановлении Вы найдете прямое нарушение норм НК РФ, манипулирование основными принципами и т.п. 

Эффективная Защита налогоплательщиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 Меню:                   


Форум             
Аналитика       

Обсуждения    


Партнеры       


 


 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 

 


 

 

  1.   Сегодняшний выпуск мы полностью посвятим отнесению в расходы по налогу на прибыль представительских расходов. Многие налогоплательщики проводят встречи (переговоры) со своими контрагентами не в офисе, а в иных местах, которые могут квалифицироваться как места отдыха и развлечения. В таком случае налоговые органы однозначно считают, что такие расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль, так как являются расходами на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2004 года № А05-14160/03-13:

"В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда по эпизоду, связанному с занижением Обществом налогооблагаемой прибыли за 2002 год на 6480 руб. - сумму расходов, неправомерно, по мнению налогового органа, в нарушение пункта 4 статьи 264 и пункта 1 статьи 252 НК РФ, включенных Обществом в состав представительских расходов.

Кассационная инстанция считает законным и обоснованным решение суда по этому эпизоду.

Как указано в решении налогового органа, налогоплательщиком неправомерно включены в сумму представительских расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль 2002 года, расходы по организации в октябре 2002 года поездки представителей делегации ОАО "Роспродукт", прибывших для ведения переговоров о путях взаимного сотрудничества в области предпринимательской деятельности и возможности заключения взаимовыгодных договоров, к месту проведения переговоров - на остров Соловки.

Налоговый орган считает проведение переговоров на острове Соловки, являющемся местом туризма, невозможным и, следовательно, понесенные Обществом расходы в сумме 6480 руб. необоснованными и экономически неоправданными для целей исчисления налога на прибыль, относящимися к расходам на организацию развлечений и отдыха, которые, в соответствии с пунктом 2 статьи 264 НК РФ, не относятся к представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.

Эта позиция налогового органа не основана на положениях норм главы 25 НК РФ и материалах дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включаются представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других делегаций, участвующих в переговорах с целью установления и поддержания сотрудничества.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (пункт 2 статьи 264 НК РФ).

К представительским расходам, как указано в пункте 2 статьи 264 НК РФ, отнесены расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, независимо от места проведения указанных мероприятий; расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно; буфетное обслуживание во время переговоров и др.

В пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации особо указано на то, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений и отдыха.

Судом первой инстанции установлено, что в период с 23 по 26 июня 2002 года (в рабочие дни - со вторника по пятницу) на острове Соловки состоялись переговоры между представителями налогоплательщика и ОАО "Роспродукт" по вопросам поставки сырья для производства хлебобулочных изделий. Транспортные расходы по обеспечению доставки прибывших на переговоры лиц к месту проведения мероприятия и обратно составили 6480 руб. и подтверждаются соответствующими первичными документами. В результате переговоров заключен договор от 27.09.2002 о поставке масла растительного.

Налоговым органом не представлены суду доказательства того, что спорные расходы связаны с организацией развлечений и отдыха. В материалах дела таких доказательств нет.

При таких обстоятельствах, а также с учетом заявления Общества об отсутствии у организации помещений, пригодных для приема делегаций потенциальных контрагентов, ведения переговоров и заключения сделок, не опровергнутого налоговым органом, суд первой инстанции законно и обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции о доначислении за 2002 год налога на прибыль и пеней по эпизоду, связанному со спорными представительскими расходами."

Выводы:

Таким образом,  факт того, что встреча с представителями других организаций проводилась  в месте, являющимся местом туризма. не является безусловным основанием для исключения таких затрат из состава представительских расходов. В пункте 2 статьи 264 НК РФ прямо и недвусмысленно указано, что расходы относятся к представительским независимо от места проведения встречи. В данном случае налоговый орган обязан предоставить доказательства того, что указанные расходы являются расходами на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Налогоплательщикам в данном случае необходимо внимательнее относится к оформлению документов, подтверждающих представительские расходы, то есть иметь необходимый набор документов, подтверждающий деловой характер встречи, в частности  это может быть отчет о проведенной встрече, заключенный договор и т.п.

Позиция налоговых органов в данном случае не основана на нормах НК РФ.


 

  2.  В Письме УМНС по г. Санкт Петербургу от 7 марта 2003 г. № 02-05/4803 указывается, что затраты на алкогольную продукцию при проведении официального приема представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, не относятся к представительским расходам, поскольку они не предусмотрены исчерпывающим перечнем расходов на представительские цели согласно п. 2 ст. 264 НК РФ. Насколько правомерна такая позиция, рассматривали в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 года № А56-34683/03:

"Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, отраженных в акте от 22.08.2003 N 45. По результатам проверки налоговый орган принял решение от 25.09.2003 N 13-33/384 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислении налога на прибыль за 2001 и 2002 годы и пеней.

В ходе проверки установлено, что заявитель включил в себестоимость продукции (работ, услуг) в качестве представительских расходов стоимость алкогольных напитков, приобретенных в ресторане "Шаровня на Аптекарском" во время ужина 26.04.2001, организованного для участников общего годового собрания акционеров Общества. В результате этого заявителем занижена налогооблагаемая прибыль для исчисления налога на прибыль в 2001 году.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль), действовавшего в 2001 году, объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными указанной статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Состав затрат, включаемых в себестоимость оказываемых кредитными организациями услуг, установлен Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490.

Согласно пункту 36 этого Положения к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых кредитными организациями услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся затраты в соответствии со сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка, в пределах установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов: представительские расходы, включая расходы по проведению собраний акционеров (пайщиков), заседаний правления (совета) банка, ревизионной комиссии банка, при наличии подтверждающих документов.

Такие нормативы установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения".

Согласно пункту 2 совместного приказа Министерства финансов Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Банка России от 19.12.2000 "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость оказываемых банками и другими кредитными организациями услуг" кредитным организациям при определении норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость оказываемых банками услуг для целей налогообложения и порядка их применения, рекомендовано руководствоваться Нормами и нормативами на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.2000 N 26н (далее - Приказ N 26н).

Согласно пункту 1 Приказа N 26н включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.

Суд, оценив имеющиеся в материалах дела документы, пришел к выводу о том, что Общество обоснованно отнесло указанные затраты к представительским расходам и правомерно включило их в себестоимость продукции (работ, услуг).

В ходе проверки также установлено, что Общество занизило налоговую базу для исчисления налога на прибыль в связи с тем, что отнесло на представительские расходы затраты на приобретение алкогольных напитков при проведении банкета 28.05.2002 в ресторане "Старая Таможня". По мнению Инспекции, указанные затраты не относятся к представительским расходам, поскольку они не предусмотрены исчерпывающим перечнем расходов, содержащимся в пункте 2 статьи 264 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 этой статьи.

Согласно пункту 2 статьи 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Как следует из приведенных норм, в состав представительских расходов могут включаться затраты, которые осуществляются налогоплательщиком при проведении указанных в подпункте "и" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат), и в статье 264 НК РФ мероприятий. Законодатель, определяя в подпункте "и" пункта 2 Положения о составе затрат и в пункте 2 статьи 264 НК РФ расходы налогоплательщика, которые относятся к представительским, не дает перечня таких затрат. При этом в названных нормах не детализируется перечень затрат, которые относятся к представительским расходам. Кроме того, нет в них указания и на то, что к представительским расходам не относится стоимость продуктов питания или напитков. Следовательно, ни подпункт "и" пункта 2 Положения о составе затрат, ни пункт 2 статьи 264 НК РФ не определяют перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов.

В данном случае Инспекция не оспаривает, что налогоплательщиком оплачена алкогольная продукция, приобретенная во время ужина 26.01.2001, во время банкета 28.05.2002, и при этом не превышен установленный норматив представительских расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) Общества и в состав прочих расходов. Не оспаривается налоговым органом и связь расходов с проведением Обществом годовых собраний акционеров, что подтверждается материалами дела (листы дела 27 и 28).

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что налогоплательщиком обоснованно включены в себестоимость услуг в 2001 году представительские расходы, а в 2002 году в состав прочих расходов - расходы на приобретение алкогольной продукции при проведении годовых собраний акционеров Общества."

Выводы:

Таким образом,  затраты на приобретение алкогольной продукции могут быть отнесены в состав представительских расходов.

Следует отметить, что к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), то есть расходы, связанные с приемом пищи. Пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки (статья 1 Федерального Закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").

НК РФ не ограничивает состав представительских расходов строго определенным перечнем пищевых продуктов, таким образом к представительским расходам, на наш взгляд, относятся все пищевые продукты.

Позиция налоговых органов в данном случае не основана на нормах НК РФ.

 

Уважаемые подписчики, 

Ваши предложения и замечания направляйте автору рассылки.

 Рассылку подготовил и составил

Дмитрий Костальгин

 

Материалы рассылки можно использовать только с письменного разрешения правообладателей

 

 

 Меню:                   


Форум             


Аналитика       


Обсуждения    


Партнеры       


 

 

 

 

 

 

 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 

 


 


















 

 

 

 Меню:                   


Форум             
Аналитика       

Обсуждения    


Партнеры       


 

 

 

 

 

 

 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков












 

 

 

 

 

 Меню:                   


Форум             
Аналитика        

Обсуждения    


Партнеры       


 

 

 

 

 

 

 Рассылки:          

Просто о налогах и правосудии
Эффективная защита налогоплательщиков

 

 


 

Интернет -рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков"


Рассылки Subscribe.Ru
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика
Подпишите своих друзей и коллег на нашу рассылку !


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tax.taxlawpractice
Отписаться

В избранное