Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эффективная защита налогоплательщиков


Информационный Канал Subscribe.Ru

      

Эффективная защита налогоплательщиков.

 

 

(Выпуск № 58 от 19.07.2004)

 

Здравствуйте, Уважаемые подписчики ! 

Предлагаем Вам новый выпуск рассылки:

 

Новости

Конституционный суд отменил "адвокатскую монополию". 

Теперь защищать интересы организаций и органов власти в арбитражных судах могут теперь не только адвокаты и руководители этих организаций. Конституционный Суд признал противоречащим конституции ч.5 ст.59 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которая не позволяла  организациям нанимать лиц, оказывающих юридическую помощь в арбитражном процессе, кроме  адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций.

Мы поздравляем всех с этой новостью ! И выражаем глубокую благодарность всем тем заявителям, которые смогли доказать свою правоту !!!

Пока мы готовили этот выпуск, в свет вышло новое Определение КС РФ, касающиеся вычетов по НДС при использовании заемных средств (смотрите далее наш выпуск). Не исключено, что "монополия" была отменена и потому, что вскоре защищать в судах будет просто не кого.

ВАС РФ принял ряд интересных решений:

1) ВАС РФ указал, что при применении льготы по налогу на прибыль в виде направления прибыли на погашение убытка, для использования льготы берется налогооблагаемая прибыль.

Хотя это и решение в пользу налогоплательщиков, но ситуация когда высшая судебная инстанция с такой легкостью меняет свою позицию настораживает. Ведь по сути по аналогичной ситуации по льготе по капитальным вложениям ВАС РФ занял совершенно иную позицию. При этом по мнению многих специалистов, решение по капитальным вложениям не основано на законе. Вот только сможет ли ВАС РФ признать свою ошибку.

Скачать и обсудить решение можно здесь

2) ВАС РФ наконец-то разрешил проблему по отнесению в расходы по векселям с оговоркой "по предъявлению, но не ранее...". Скачать и обсудить решение можно здесь

Наиболее интересные темы этой недели форума "Налоговое право":      

      Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной "Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Аналитические материалы     

     Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 200 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков.         

"Нарушение принципа равенства граждан формулировками статей 198, 199 УК РФ, устанавливающих ответственность за совершение налоговых преступлений"  Автор анализирует ст. 198-199 УК РФ и делает вывод о несовершенстве данных норм, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, и необходимости их законодательного изменения./специально для Банкир.ру Д.А. Черепков - адвокат, к.ю.н./

"Налог на имущество и лизинг. Частный взгляд" Из статьи Вы узнаете, как уплачивать налог на имущество в отношении предмета лизинга. Автор делает вывод, что предмет лизинга в определенных случаях не облагается налогом на имущество. /специально для Банкир.ру - Пегов И.Г./ 

Эффективная защита налогоплательщиков:      

 

        1. Сегодняшнюю рассылку мы начнем с очередного творения КС РФ от 8 апреля 2004 года № 169-О. Суть данного решения в том, что налогоплательщик, оплативший товар из заемных средств, не имеет права на вычет по НДС до момента погашения займа. Это, кстати, только лишь один случай, КС РФ напридумывал их множество. Таким образом, самый гуманный суд еще раз нанес удар по налогоплательщикам и показал, что КС РФ может писать, что угодно именно этой инстанции, но никак не то, что соответствует нормам закона и логике. Мы приводим полный текст данного решения с особым мнением судьи Кононова А.Л. Примечательно, что судья, который являлся докладчиком по этому делу, не согласен с выводами КС РФ.

        Обсудить Решение можно здесь

        Сегодня мы не будем размещать анализ данного решения, но постараемся подготовить его в кратчайшие сроки. Комментарий к этому решению Вы найдете во вновь открытой интернет-рассылке "Просто о налогах и правосудии". На новую рассылку Вы можете подписаться, заполнив нижерасположенную форму.

Рассылки Subscribe.Ru
Просто о налогах и правосудии

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2004 г. N 169-О


ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"ПРОМ ЛАЙН" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПОЛОЖЕНИЕМ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 171 НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ООО "Пром Лайн",

установил:

1. Решением инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Владимирской области от 10 декабря 2002 года ООО "Пром Лайн" привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость, поскольку, по мнению налогового органа, обществом неправомерно рассматривались в виде налоговых вычетов суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику путем зачета встречных требований. Арбитражный суд Владимирской области решением от 13 марта 2003 года, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июля 2003 года, отказал ООО "Пром Лайн" в признании незаконным решения налогового органа. При этом суд установил, что право требования долга от поставщика, участвовавшее в проведении зачета встречных требований, было уступлено обществу другой организацией - кредитором, которая была связана с поставщиком договором займа, однако к моменту проведения с поставщиком зачета встречных требований и принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету ООО "Пром Лайн" (новый кредитор) полученное право требования организации - первоначальному кредитору не оплатило, т.е. встречный платеж за уступленное право требования не осуществило, а значит, не произвело реальные затраты на оплату начисленных ему поставщиком сумм налога, что исключает возможность принятия обществом этих сумм налога к вычету.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Пром Лайн" просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 34, 35 и 57, положение пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Заявитель полагает, что оспариваемое положение - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком при проведении зачета встречных требований с поставщиком путем предъявления к поставщику права требования, не оплаченного налогоплательщиком предыдущему кредитору, что приводит к неравному налогообложению лиц, находящихся в равном экономическом положении, нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, а также неправомерно ограничивает свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности.

2. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги. Раскрывая и конкретизируя понятие законно установленного налога, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что для признания налога законно установленным необходимо сформировать в законе его полноценную структуру путем определения всех существенных элементов налогообложения, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе всех существенных элементов налогообложения (Постановления от 18 февраля 1997 года по делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и от 28 марта 2000 года по делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"). Полноценная с точки зрения экономико-правового содержания, четко сформированная структура налога обеспечивает работоспособность и эффективность налогового механизма, позволяя налогоплательщикам правильно исчислить и своевременно уплатить сумму налога, а налоговым органам - провести соответствующий контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет.

Реализуя конституционные принципы в сфере налогообложения, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги (пункт 1 статьи 3), и вводит перечень подлежащих обязательному установлению и раскрытию в законе элементов налогообложения (пункт 1 статьи 17). Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога параметры его элементов, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, а также порядок исчисления налога, обеспечивающий расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Устанавливая в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость и закрепляя - с учетом его экономической природы - правила исчисления данного налога, в том числе особенности механизма исчисления итоговой суммы налога, федеральный законодатель определил, что положительная разница между суммами, получаемыми налогоплательщиками от покупателей, и суммами налога, фактически уплачиваемыми налогоплательщиками поставщикам товаров (работ, услуг), подлежит уплате налогоплательщиком в бюджет по результатам налогового периода, а отрицательная - возврату (зачету) налогоплательщику из бюджета.

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса, на установленные законом налоговые вычеты (пункт 1); вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2). При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и обеспечения экономической обоснованности принимаемых к вычету сумм налога налогоплательщик вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам. Тем самым обеспечиваются условия для движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного - от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого - к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета.

Таким образом, пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющий при расчете итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате налогоплательщиком в бюджет, принимать к вычету лишь фактически уплаченные поставщикам суммы налога, сам по себе не ограничивает конституционные права и свободы граждан. Содержащаяся в нем норма, закрепляя требование, необходимое для исчисления разницы между суммами налога, полученными от покупателей, и суммами налога, уплаченными поставщикам, и обусловленное официально принятым методом выделения облагаемой величины добавленной стоимости, обеспечивает реализацию экономического предназначения налога на добавленную стоимость.

3. Неконституционность пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель усматривает в том, что содержащаяся в нем норма не позволяет принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщику при зачете взаимных требований в условиях, когда предъявляемое поставщику право требования налогоплательщиком не оплачено предыдущему кредитору, т.е., по сути, требования заявителя сводятся к более полному раскрытию и уточнению понятия фактически уплаченных сумм налога при формах расчетов, не влекущих движение денежных средств.

Конституционный Суд Российской Федерации уже обращался к вопросу об использовании налогоплательщиками различных форм расчетов (как влекущих движение денежных средств, так и являющихся неденежными). В Постановлении от 20 февраля 2001 года по делу о проверке конституционности положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает плату как лишь один из возможных способов исполнения возмездного договора: в соответствии с пунктом 1 статьи 423 возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, а в соответствии со статьей 410 обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования; это, однако, не означает, что положение абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" о фактически уплаченных поставщикам суммах налога должно пониматься только как уплата непосредственно в виде денежной суммы и что уплатой не может быть признан зачет встречных требований, осуществляемый на основании статьи 410 ГК Российской Федерации.

Как отмечается в названном Постановлении, правоприменительная практика государственных налоговых органов свидетельствует о том, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), расчеты за которые налогоплательщики производят без фактического движения денежных средств (путем проведения зачета встречных требований, уступки права требования или совершения меновых (бартерных) сделок), принимаются к зачету на общих основаниях; при этом - исходя из природы налога на добавленную стоимость и в целях соблюдения принципа равенства налогообложения - при использовании зачета встречных требований в бюджет должны вноситься такие же суммы налога, как и при использовании возмездного договора, плату за исполнение своих обязанностей по которому сторона получает непосредственно денежными средствами.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, подтвердив равноправие различных форм расчетов для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вместе с тем признал, что проведение между контрагентами по сделке расчета в форме, не влекущей движения денежных средств (при неденежной форме расчетов), не освобождает налогоплательщиков от обязанности по внесению в бюджет такой же суммы налогов, как если бы расчет совершался в денежной форме.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, а также буквальное толкование пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 2 его статьи 167, согласно которому оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение обязательства зачетом, позволяют сделать вывод, что оспариваемая норма не препятствует принятию к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при проведении зачета встречных требований, а следовательно, отсутствует неопределенность в вопросе о ее соответствии Конституции Российской Федерации, что в силу статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению.

4. В Постановлении от 20 февраля 2001 года Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя составные элементы механизма расчета итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, подчеркнул, что под фактически уплаченными поставщикам суммами налога на добавленную стоимость подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога. Поэтому для признания тех или иных сумм налога на добавленную стоимость фактически уплаченными поставщикам в целях принятия их к вычету при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, требуется установление не только факта осуществления налогоплательщиком расходов на оплату начисленных ему сумм налога, но и характера произведенных налогоплательщиком затрат, а именно являются ли расходы на оплату начисленных ему сумм налога реальными затратами налогоплательщика.

В связи с этим необходимо исследовать вопрос, что представляют собой те средства (денежные средства или иное имущество), которые направляются налогоплательщиком в оплату начисленных ему сумм налога на добавленную стоимость. Если произведенные налогоплательщиком расходы на оплату начисленных сумм налога не обладают характером реальных затрат, не возникают и объективные условия для признания таких сумм фактически уплаченными поставщикам, поскольку, не осуществив реальные затраты на оплату начисленных сумм налога, налогоплательщик не может обладать правом уменьшать общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на сумму налога, начисленную ему поставщиками.

Обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств.

При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В случае если имущество, приобретенное налогоплательщиком по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщикам в счет оплаты начисленных сумм налога и принятия этих сумм к вычету налогоплательщиком не оплачено или оплачено не полностью, то принимаемая к вычету сумма налога - в силу требования о необходимости реальных затрат на оплату начисленных сумм налога - должна исчисляться соответственно той доле, в какой налогоплательщиком оплачено переданное имущество.

Из этого следует, что предъявление поставщику при проведении зачета встречных требований права требования, не оплаченного налогоплательщиком предыдущему кредитору, не может приводить к признанию начисленных поставщиком сумм налога фактически оплаченными налогоплательщиком, поскольку такой зачет встречных требований не имеет в своем основании реальных затрат налогоплательщика на оплату начисленных ему сумм налога. Только при выполнении налогоплательщиком такого обязательного условия, как оплата предыдущему кредитору полученного от него права требования к поставщику, проведенный зачет встречных требований может признаваться влекущим реальные затраты налогоплательщика на оплату начисленных ему сумм налога, а сами начисленные суммы налога - фактически оплаченными налогоплательщиком и, следовательно, подлежащими вычету.

Передача поставщику за приобретенные товары (работы, услуги) имущества, ранее полученного налогоплательщиком безвозмездно, также не порождает у налогоплательщика права на налоговый вычет, поскольку такая форма оплаты не отвечает требованию о необходимости реальных затрат налогоплательщика на оплату начисленных поставщиком сумм налога. Аналогичным образом передача собственных денежных средств приобретает характер реальных затрат в том случае, если эти денежные средства ранее были получены налогоплательщиком в счет оплаты реализованных (проданных) им товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иного собственного имущества, ценных бумаг и имущественных прав.

Что касается оплаты начисленных поставщиками сумм налога с помощью имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг), полученного налогоплательщиком по договору займа, то, несмотря на факт отчуждения налогоплательщиком-заемщиком в оплату начисленных поставщиками сумм налога заемного имущества (в том числе заемных денежных средств и заемных ценных бумаг), в этом случае передача имущества начинает отвечать второму, более важному обязательному признаку, позволяющему принимать начисленные суммы налога к вычету, а именно признаку реальности затрат, только в момент исполнения налогоплательщиком своей обязанности по возврату суммы займа. Арбитражными судами в решениях по делу ООО "Пром Лайн" установлено, что налогоплательщик не осуществил реальных затрат на оплату начисленных ему сумм налога на добавленную стоимость. Между тем проверка законности и обоснованности судебных решений, связанная с оценкой фактических обстоятельств дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пром Лайн", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

 

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

судьи Конституционного Суда Российской Федерации

А.Л. Кононова

по делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

г. Москва 8 апреля 2004 г.

В своей жалобе в Конституционный Суд заявитель фактически ставит вопрос о неконституционности оспариваемых положений Налогового кодекса, поскольку законодатель не установил с достаточной определенностью, что следует понимать под «фактически уплаченными суммами налога» при расчетах с поставщиками. Эта неопределенность вызывает противоречивое толкование на практике и нарушает права заявителя в конкретном деле.

Предлагаемое решение Конституционного Суда не только не устраняет эту неопределенность, но отсылает разрешение этого вопроса к той же противоречивой практике арбитражных судов, которую обжалует заявитель. Попытки толкования спорного понятия на деле сводятся к тавтологическим повторам одних и тех же выражений, который как раз и требуют разъяснения – «фактически уплаченные суммы», «факт осуществления реальных затрат», «фактическая оплата» и т.д., которые не подвергаются сомнению лишь в одном случае – оплаты денежными средствами, что по сути делает бессмысленной саму постановку вопроса заявителем.

Между тем оспариваемые положения Налогового кодекса, примененные в абсолютно аналогичной правовой ситуации уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда в Постановлении от 20.02.2001 года по жалобе ЗАО «Востокнефтересурс». В этом деле суд признал такую же форму расчетов путем уступки права требования дебиторской задолженности от третьего лица правомерной и подлежащей применению в налоговых отношениях при расчетах налогового вычета при уплате налога на добавленную стоимость. При этом Конституционный Суд следующим образом аргументировал свою позицию.

«В соответствии с Налоговым кодексом РФ используемые в нем институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 1 статьи 11). Гражданский кодекс РФ рассматривает плату лишь как один из возможных способов исполнения возмездного договора: в соответствии с пунктом 1 статьи 423 возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, а в соответствии со статьей 410 обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Это, однако, не означает, что положение о фактически уплаченных поставщикам суммах налога должно пониматься только как уплата непосредственно в виде денежной суммы и что уплатой не может быть признан зачет встречных требований, осуществляемый на основании статьи 410 ГК РФ. Из взаимосвязанных положений закона, определяющих природу налога на добавленную стоимость, предназначение и порядок его уплаты вытекает, что исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы налога не зависит от форм расчетов между продавцом и покупателем, поскольку оно основано на общем правиле определения добавленной стоимости как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию, не обусловленном какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами. Этот единый порядок исчисления налога на добавленную стоимость при использовании налогоплательщиком любых законных форм реализации товаров (работ, услуг), в том числе путем обмена одних товаров на другие, при уступке требования и т.п., будучи одним из существенных элементов налогообложения, обеспечивает единообразное понимание положения о фактически уплаченных поставщиком суммах налога. Ограничительное толкование данного положения (как оплата только денежными средствами поставленных товаров и в составе их цены – предъявленной суммы налога) привело бы к его противоречию с правилом определения добавленной стоимости и создало бы правовую неопределенность, что недопустимо.

Таким образом, при расчетах путем зачета встречных требований суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю, в соответствии с Налоговым кодексом РФ считаются уплаченными и подлежат вычету на общих основаниях. В этом смысле оспариваемое положение не может рассматриваться как препятствующее – при соблюдении установленного порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость – использованию всех законных гражданско-правовых способов реализации товаров (в частности, посредством прекращения обязательств зачетом) и обусловленных этими способами форм фактической уплаты поставщикам сумм налога (денежными средствами или в результате взаимозачета), а также права на возмещение уплаченного налога за счет средств федерального бюджета.
Истолкование положения о фактически уплаченных поставщиком суммах налога как подразумевающего уплату только денежными средствами означало бы придание данному положению смысла, противоречащего его аутентичному смыслу и цели, а также сути основанных на нем правоотношений, что недопустимо с точки зрения юридической логики. Это привело бы к неправомерному перенесению публично-правового метода регулирования, применяемого в налоговых отношениях, основанных на властном подчинении одной стороны другой, на гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве участников, поскольку указанное положение относится не к суммам, уплачиваемым в бюджет, а к суммам, уплачиваемым поставщикам, то есть непосредственно связано со способами (формами) расчетов между сторонами в договоре».

Следует отметить, что аналогичный смысл оспариваемой нормы и в частности термина «сумма налога, фактическая уплаченная поставщикам» имел в виду и законодатель, внося изменения в статью 167 Налогового кодекса, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 которой оплатой товаров (работ, услуг) в частности признается прекращение обязательства зачетом. Согласно письма Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы в Конституционный Суд РФ по делу ЗАО «Востокнефтересурс» под суммой налога, фактически уплаченной поставщикам следует подразумевать не только денежные средства, но и величины, исчисляемые по данным бухгалтерского учета. Зачетный механизм, определяющий порядок исчисления подлежащей взносу в бюджет суммы налога не может зависеть от формы расчетов между продавцом и покупателем, поскольку принцип определения добавленной стоимости не обуславливается какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами. Таким образом, в ситуации, описанной заявителем, при расчетах путем зачета встречных требований суммы налога, предъявленные покупателю, считаются уплаченными исходя из указанной нормы статьи 167 НК РФ и подлежат вычету на общих основаниях.

Сходную позицию о признании в налоговых отношениях документов гражданско-правового оборота выразил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2003 г. № 12-П, указав, что установленный Налоговым кодексом (статья 165) перечень документов, представляемых целях налогообложения для подтверждения фактического экспорта товаров, не может рассматриваться как формальное ограничение прав налогоплательщиков, поскольку не исключает в общей системе правового регулирования представленья и иных, содержащих такую же информацию документальных доказательств, допускаемых при рассмотрении гражданско-правовых споров.

Из смысла пункта 3 статьи 423 ГК РФ вытекает, что договор уступки требования дебиторской задолженности между коммерческими организациями как в настоящем деле с участием заявителя носит возмездный характер, поскольку иное не вытекает из закона, иных правовых актов или из содержания и существа договора. Эта расчетная операция не противоречит сути гражданско-правовых отношений и аналогична форме расчетов с использованием зачета встречных требований, признанных правомерными при налоговых зачетах в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.02.2001 года.

В соответствии с правилами бухгалтерского учета имущественное право – в данном случае право требования дебиторской задолженности представляет актив юридического лица, отражающий определенную балансовую стоимость. При передаче (отчуждении) этого права другому лицу фактические затраты (расходы) отражаются в балансе как выбытие активов и именуются оплатой, при этом обязательства перед продавцом (поставщиком) юридически прекращается.

Пункт 2 статьи 167 НК РФ прямо предусматривает, что в целях настоящей главы оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретения указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком. Налоговое законодательство не содержит какой-либо обусловленности возникновения права на налоговые вычеты с моментом погашения налогоплательщикам кредита перед третьими лицами, включая расчеты по дебиторской задолженности с первоначальным кредитором.

При оценке противоречия в правоприменении оспариваемой заявителем нормы следует исходить также из общеправовой и конституционной презумпции добросовестных участников гражданского оборота (статья 10 ГК РФ) и положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

Таким образом, в системе действующего законодательства с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ под суммой налога, подлежащей вычет на основании ч. 2 статьи 171 НК РФ как предъявленной налогоплательщику и уплаченной им при приобретении товаров (работ, услуг) следует понимать и затраты на оплату налога, произведенные путем передачи имущества (включая имущественные права, в том числе уступки требования), принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, то есть путем выбытия актива.


 

        2.  Многие игровые заведения выставляют в качестве выигрышей дорогие автомобили. Налоговые органы в данном случае считают, что расходы по приобретению таких призов образуют объект налогообложения по налогу на рекламу. Правомерность такого подхода рассматривали в Постановлении ФАС Московского округа от 14 мая 2004 г. № КА-А40/3655-04:

"Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, в том числе в оспариваемой части, в связи с неуплатой налога на рекламу на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.

Основанием для данного вывода Инспекции послужило утверждение о том, что расходы на приобретение автомобилей, разыгрываемых в качестве призов, осуществлялись с целью привлечения клиентов в игровое заведение. А поскольку эти расходы соответствуют определению рекламы, приведенному в ст. 2 Закона РФ "О рекламе", налогоплательщик, в нарушение ст. ст. 2, 4 Закона г. Москвы "О налоге на рекламу", не доплатил налог на рекламу.

Данный вывод налогового органа не основан на законодательстве и противоречит материалам дела.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы "О налоге на рекламу" объектом налогообложения признаются:

- приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью (в интересах экономической деятельности рекламодателя) информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг (работ);

- рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе, с привлечением рекламопроизводителя.

Деятельность заявителя по организации и эксплуатации казино, бара, игровых автоматов осуществляется в соответствии с главой 58 ГК РФ. В п. 4 ст. 1063 ГК РФ установлено, что лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан - не позднее десяти дней с момента определения результатов игр (п. 4 ст. 1063 ГК РФ - в редакции от 26.01.1996, действовавшей в проверяемый период).

Из условий п. 3 ст. 1063 ГК РФ и правил проведения игры, установленных в игровом заведении, следует, что определение призового фонда в денежной или вещевой форме до начала игры является обязательным предварительным условием игры и особенностью деятельности заявителя. В связи с этим ООО "Корус Менеджмент" был обязан довести до участников игры условия предоставления выигрышей.

Фактически материалами дела подтверждается, что в игре "Рулетка удачи" автомобиль выступает в качестве выигрыша (вещевого приза) для выигравших игроков. Затраты на его приобретение, как и весь выигрышный фонд заявителя, формируются за счет его собственных средств.

Таким образом, судебными инстанциями обоснованно указано, что призовой фонд не отвечает признакам, позволяющим его отнести к объекту налогообложения налогом на рекламу.

Довод кассационной жалобы о наличии объекта налогообложения налогом на рекламу в связи с тем, что информация об автомобилях, выступающих в качестве призов, была публично распространена среди неопределенного круга лиц, противоречит материалам дела.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О рекламе" под рекламой понимается распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В п. 2 ст. 4 Закона г. Москвы "О налоге на рекламу" установлено, что распространением информации в целях настоящего Закона признается ее продвижение (информационное воздействие) при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка) или при помощи других рекламных носителей. При этом распространением информации признается, в частности, распространение объявлений, извещений или сообщений.

Как установлено судебными инстанциями, автомобили хранились на охраняемой автостоянке и не выставлялись на специально отведенных местах для обозрения неопределенного круга лиц с надписями рекламного характера, а сведения о выигрышах доводились до участников игры.

Налоговым органом не доказано, что информация об автомобилях распространялась в том виде, как это предусмотрено в законодательстве РФ и г. Москвы.

Таким образом, судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что решение налогового органа в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку он неправомерно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ."

Выводы:

        Таким образом, если  автомобиль выступает в качестве выигрыша (вещевого приза) для выигравших игроков, то затраты на его приобретение, не образуют объект по налогу на рекламу.

        Следует также отметить, что объектом по налогу на рекламу в г. Москве является:

- приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью (в интересах экономической деятельности рекламодателя) информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг (работ);

- рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе, с привлечением рекламопроизводителя.

Поэтому приобретение имущества в данном случае не попадает под определение объекта налогообложения.

Требования налоговых органов в данном случае не основаны на нормах законодательства от налогах и сборах.


        3.  В силу статей 93 и 88 НК РФ налоговые органы могут затребовать у налогоплательщика необходимые документы. За непредоставление документов может наступить ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ. При этом налоговый орган обязан надлежащим образом вручить налогоплательщику требование о предоставлении документов. Какие последствия наступают в следствие ненадлежащего направления требования, рассматривали в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 января 2004 года № А42-3530/03-29:

"Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения налогового законодательства предпринимателем Сильвановичем О.А. при представлении декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2002 года. По результатам проверки вынесено решение от 16.01.03 N 15/2 о привлечении Сильвановича О.А. к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налога на добавленную стоимость и пеней.

В решении налоговой инспекции указано, что Сильванович О.А. не представил копию книги покупок, в связи с чем налоговая инспекция посчитала неправомерным предъявление к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам. В связи с изложенным налоговая инспекция доначислила Сильвановичу О.А. налог на добавленную стоимость с соответствующими пенями и привлекла его к ответственности за неполную уплату налога.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять счета-фактуры и вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса; а также в иных случаях, определенных в установленном порядке.

При этом нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают таких последствий отсутствия ведения книг покупок и книг продаж, как невозможность предъявления к вычету налога на добавленную стоимость.

Налоговая инспекция не выявила каких-либо иных нарушений со стороны предпринимателя при предъявлении к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам.

Таким образом, у налоговой инспекции не было оснований для доначисления налога на добавленную стоимость и привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также неправомерно налоговая инспекция привлекла Сильвановича О.А. к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Согласно пункту 2 этой же нормы отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Тем самым законодатель сформулировал самостоятельный состав налогового правонарушения, санкция за совершение которого определяется в соответствии со статьей 126 кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Статьей 110 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Из материалов дела видно, что налоговая инспекция направила Сильвановичу О.А. требование от 25.11.02 о предоставлении ряда документов. Однако указанное требование было возвращено в налоговую инспекцию не врученным с пометкой "Адресата нет дома".

Следовательно, поскольку требование о представлении документов предпринимателю не было вручено, то его нельзя признать виновным в непредставлении запрошенных документов.

Согласно статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет."

Выводы:

       Таким образом, если налоговый орган не вручил налогоплательщику требование о предоставлении документов, то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по статье 126 НК РФ. В данном случае отсутствует вина налогоплательщика. Следует также отметить, что, на наш взгляд, обязанность по доказыванию о надлежащем вручении требования лежит на налоговом органе в силу статьи 108 НК РФ.

        Обращаем также внимание, что суд отметил, что наличие или отсутствие книги покупок и (или) книги продаж не влияет на право принятия к вычету сумм НДС. Если налоговые органы отказывают в праве на вычет именно по такому основанию, то их требования уплатить НДС  являются незаконными и в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ не подлежат исполнению. 


        4. Статьей 101 НК РФ предусматривается, что материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а по результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимают одно из решений, предусмотренных пунктом 2 статьи 101 НК РФ. Какие последствия наступят, если Решение подпишет иное лицо, рассматривали в Постановлении ФАС Уральского округа от 11 мая 2004 года № Ф09-1776/04-АК:

"Как следует из материалов дела, поводом для обращения Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Пермской области и Коми-Пермяцкому АО с настоящим заявлением в суд послужил факт неисполнения предпринимателем Полуяновым А.М. требований от 09.10.2003 NN 82073/298 и 82074/299 о добровольной уплате налоговых санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 452 руб. и по п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 291 руб.

Основанием для предъявления вышеуказанных требований явились решения от 09.10.2003 NN 11-04/231 и 11-04/232, принятые по материалам камеральных налоговых проверок, согласно которым предприниматель Полуянов А.М. предоставил в налоговый орган декларации по НДС за 1 квартал 2003 г. 22.07.2003 при сроке ее предоставления 21.04.2003, за II квартал 2003 г. 22.07.2003 при сроке ее предоставления 21.07.2003, а также предприниматель не уплатил НДС за 1 квартал 2003 г. в сумме 1130 руб. и за II квартал 2003 г. в сумме 953 руб.

Разрешив спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления, т.к. решения налогового органа, положенные в основание заявленных требований, были подписаны должностным лицом, которое не рассматривало материалы проверки.

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Поскольку решения налогового органа, положенные в основание заявленных требований, подписаны лицом, которое не рассматривало материалов налоговых проверок и не устанавливало фактов налоговых правонарушений, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления является правильным.

Ссылка налогового органа на п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 является в данном случае несостоятельной, т.к. указанное нарушение, по оценке суда, могло привести к принятию неправильных решений и нарушению охраняемых законом прав и интересов предпринимателя.

В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Коми-Пермяцкого АО является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется."

Выводы:

        Таким образом, если решение по результатам проверки подписано лицом, которое не рассматривало материалы проверки в соответствии со статьей 101 НК РФ, то такое решение является недействительным.

        Тем не менее, при существующей судебной системе налогоплательщик может запросто получить вопрос о том, как такая ситуация нарушает его права. В данном случае аргументация налогоплательщика, на наш взгляд, может быть следующей:

        В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности (пункт 3 статьи 101 НК РФ).

        Очевидно, что лицо, не присутствующее на рассмотрении материалов проверки не может надлежащим образом отразить в решении все обстоятельства и принять объективное решение в отношении налогоплательщика.

        К примеру, одним из оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции также является подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении (подпункт 5 пункта 4 статьи 270 АПК РФ)

 


Подписаться на эту рассылку и другие рассылки Вы сможете здесь


 

 

 

Уважаемые подписчики, 

Ваши предложения и замечания направляйте автору рассылки.

 Рассылку подготовил и составил: Дмитрий Костальгин

 

(c) 2004 Дмитрий Костальгин. Использование материалов рассылки возможно только с письменного разрешения правообладателей.


Рассылки Subscribe.Ru
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика
Подпишите своих друзей и коллег на нашу рассылку !


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное