Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговый консультант Московского региона


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

"Налоговый консультант Московского региона"


Выпуск №12 июнь 2001


Сегодня в номере:

1. Новости

2. Актуальная тема

3. Вопрос-ответ

4. Информация для налогоплательщика


1. Новости

Информация о готовящихся ПБУ 
Как сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин, до конца этого года выйдут пять новых ПБУ: по учету финансовых вложений, расходов по налогам, по реорганизации, прекращенным операциям и затратам по займам. 
По словам министра, всего в ближайщие четыре года должно быть подготовлено 17 Положений по бухучету. 
Так, в 2002 году должны выйти следующие Положения по бухучету: 
"Учет и отчетность при слиянии и присоединении организаций", 
"Учет инвестиций в независимые организации", 
"Учет инвестиций в совместную деятельность", 
"Промежуточная бухгалтерская отчетность" и 
"Учет аренды основных средств". 
В 2003 году: 
"Формирование информации в условиях инфляции", 
"Учет влияния изменения цен", 
"Учет обесценения активов", 
"Учет инвестиционной собственности". 
В 2004 году: 
"Учет в добывающей промышленности", 
"Учет в сельском хозяйстве", 
"Учет вознаграждения работникам". 

Утверждены новые Положения о лицензировании разных видов деятельности 
Новые Положения о лицензировании разных видов деятельности утверждены Постановлениями Правительства РФ от 21.05.01: 

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 395 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по огранке и иной обработке драгоценных камней, в том числе огранке алмазов в бриллианты" 

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 396 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке и переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни" 

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 397 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству драгоценных металлов" 

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 398 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и ремонту ювелирных изделий" 

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 399 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по рекуперации драгоценных камней" 

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" 

О лицензировании геодезической и картографической деятельности 
Постановлением Правительства РФ от 08.06.01 № 453 "Об утверждении Положения о лицензировании геодезической и картографической деятельности" определен порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 
Согласно Положению, лицензирование осуществляет Федеральная служба геодезии и картографии России и ее территориальные органы. Исключение составляет лицензирование геодезической и картографической деятельности в составе строительной и проектно-изыскательской деятельности при проведении землеустройства и ведении государственного земельного кадастра,лицензирование которых отнесено к компетенции других федеральных органов исполнительной власти. 
Лицензия выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок. Ранее выданные лицензии действуют до истечения предусмотренного в них срока. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается плата в размере 300 руб., за выдачу лицензии - сбор в размере 1000 руб., за переоформление лицензии и внесение в нее изменений - плата в размере 10 руб., за предоставление информации из реестра - 10 руб. 

О лицензировании кинопоказа 
Вышло новое постановление Правительства РФ от 28.05.01 № 414 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом аудиовизуальных произведений, осуществляемом в кинозале" . 
Соответственно, утратили силу: 
постановление Правительства РФ от 19.09.95 № 941 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов"; 
постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1091 "О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов". 

 

Ставка налога на прибыль для предприятий, работающих в России, могут быть снижены 
Правительство РФ подготовит законопроект о снижении ставки налога на прибыль для предприятий, работающих в России. Об этом сообщил министр экономического развития и торговли Герман Греф. По его словам, снижение налога на прибыль будет стимулировать развитие обрабатывающих отраслей промышленности. Для этих целей в законопроекте предусмотрят ускоренную амортизацию и сохранение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих в собственное производство. 

Госдума приняла в первом чтении главу НК РФ о налоге на добычу полезных ископаемых 
Принятый Госдумой в первом чтении проект главы 27 второй части Налогового кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" предусматривает введение единого налога на добычу полезных ископаемых. Порядок исчисления и уплаты нового налога, обозначенный в данном проекте, основывается на действующем порядке исчисления платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых. 
Согласно проекту, налогоплательщиками данного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие лицензионную и безлицензионную добычу полезных ископаемых. 
В качестве объекта налогообложения признается добыча полезных ископаемых, а налоговой базой признается их стоимость. 
Предполагается, что одновременно с введением новой главы НК РФ будет отменен Федеральный закон "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", а также будут внесены отдельные изменений в другие законодательные акты Российской Федерации.

 

Госдума приняла в первом чтении главу НК РФ "Таможенная пошлина и таможенные сборы" 
Госдума приняла в первом чтении проект главы 26 Налогового кодекса "Таможенная пошлина и таможенные сборы". Согласно проекту, налогоплательщиками таможенной пошлины признаются декларанты - лица, которые перемещают товары через таможенную территорию Российской Федерации, и таможенные брокеры. Объектом налогообложения признается вывоз товара с таможенной территории государства. 
Налоговая база в зависимости от вида товаров определяется как таможенная стоимость товаров, вывозимых с территории страны, и (или) их физическая (объемная) характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем и т. п.). 
Законопроектом предусмотрено, что ставки таможенных пошлин являются едиными и одинаково применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин законопроектом подразделяются на адвалорные (устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров), специфические (в установленном размере за единицу облагаемых товаров), комбинированные (сочетающие оба вида ставок). Определять размер ставок ввозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они применяются, будет Правительство РФ.

 

Принят в первом чтении законопроект "Об электронной цифровой подписи" 
Государственная дума приняла в первом чтении внесенный правительством законопроект "Об электронной цифровой подписи". Данным проектом планируется сделать юридически равнозначными электронную цифровую подпись в электронном документе и собственноручную подпись человека в документе на бумажном носителе. 
Для налоговых органов и налогоплательщиков данный законопроект имеет немаловажное значение. Принятие этого документа позволит ввести электронную систему передачи данных и обмена информацией с налогоплательщиками по открытым каналам связи, с использованием криптографических средств и электронной подписи. 

 

С 1 июля 2001 года вводится в действие новый Общероссийский классификатор валют 
В "Общероссийском классификаторе валют", утвержденным постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 № 405-ст, систематизируются национальные валюты - денежные единицы стран и территорий в порядке возрастания их цифровых кодов. В Классификатор включены также два приложения: перечень стран в алфавитном порядке с указанием соответствующих наименований и кодов валют, а также перечень наименований валют в алфавитном порядке с указанием кодов этих валют, а также наименований стран и территорий.

 

Изменен закон "О валютном регулировании и валютном контроле" 
Федеральным Законом от 31.05.01 № 72-ФЗ внесены 
изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 09.10.92 года № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". 
Поправки затронули, прежде всего, статью 1, определяющую основные понятия, используемые в данном законе. Так, уточнено и расширено определение ценных бумаг, значительно расширен список переводов неторгового характера в Россию и из России. Также введено определение "свободно конвертируемой валюты". Установлено, что для целей настоящего Закона отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации. 
Много дополнений и уточнений внесено в статьи, касающиеся счетов резидентов в иностранной валюте, а также валютных операций резидентов в Российской Федерации. 
Исчерпывающий перечень иностранных государств и их валют, в которых резиденты могут открывать счета, поручено подготовить Центральному банку Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

Внесены поправки в закон "О налоге на операции с ценными бумагами" 
Внесены изменения и дополнения в Закон РФ от 12.12.91 № 2023-1 
"О налоге на операции с ценными бумагами" (в редакции Федерального закона от 18.10.95 № 158-ФЗ). 
Поправки коснулись, прежде всего, статьи 2 Закона № 2023-1, определяющей объект налогообложения данным налогом и льготы по указанному налогу, а также статьи 5, устанавливающей порядок и срок уплаты налога. 
Так, значительно расширен перечень льгот по налогу на операции с ценными бумагами. Например, установлено, что не является объектом налогообложения номинальная сумма выпуска облигаций, эмитируемых Центральным Банком России в целях реализации денежно - кредитной политики в соответствии с действующим законодательством. 
Кроме того, разъяснен порядок и срок уплаты налога на операции с ценными бумагами акционерными обществами, нарушившими условия реструктуризации задолженности перед бюджетами всех уровней. 
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Парламентской газете", № 99, 01.06.01).

 

Налоговых агентов будут штрафовать за задержку в предоставлении сведений о доходах физических лиц 
МНС России письмом от 11.05.01 № БГ-6-18/377@ разъяснило вопросы применения к налоговым агентам ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Согласно пунктам 1 и 2 ст. 230 кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде. Сведения об этих доходах, а также суммах начисленных и удержанных налогов агенты должны представлять в налоговый орган по месту своего учета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. 
Подавать указанные сведения можно на магнитных, бумажных носителях или с использованием средств телекоммуникаций. 
Налоговые агенты, не представившие сведения в срок, подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. При этом нужно учитывать, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

 

Новое в налогообложении доходов физических лиц 
Внесены изменения и дополнения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации. Поправки коснулись доходов, получаемых физическими лицами по операциям с ценными бумагами, а также процентов по срочным пенсионным вкладам. Кроме того, изменился порядок налогообложения выигрышей, выплачиваемых организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр. 

 

Увеличен норматив расходов на оплату стоимости путевок за счет средств социального страхования 
Федеральным законом от 28.05.01 № 63-ФЗ внесены изменения в статью 10 Федерального закона от 12.02.01 № 7-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год". В новом законе установлено, в частности, что за счет средств обязательного социального страхования в 2001 году производятся расходы на оплату стоимости путевок из расчета в пределах 350 рублей на одного человека в сутки не более чем за 24 дня пребывания в санаторно-курортном учреждении. Раньше эта сумма составляла 265 рублей в сутки. 

 

2. Актуальная тема

НДС при предоплате.

Для того, чтобы правомерно производить возмещение НДС, надо разобраться, что такое предоплата и расходы будущих периодов.

Предоплата - это способ осуществления расчетов за товары (работы, услуги).

Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

Выплаченный аванс нельзя признать расходами до тех пор, пока контрагент не выполнит своих обязательств по полученному авансовому платежу.

При оплате арендной платы или подписки на периодические издания на несколько месяцев вперед, расходы у предприятия еще не появляются.

В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 выбытие активов: в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей (работ, услуг), в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей (работ, услуг) расходами не признается.

Расходы возникнут только тогда, когда услуга будет оказана, до этого момента они считаются дебиторской задолженностью в виде авансового платежа.

А что же считать расходами будущих периодов?

По новому плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов". В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.

Так, например, к расходам будущих периодов можно отнести рекламу в каком-нибудь издании или справочнике, где по договору с издателями в них будет помещена реклама организации.

Издание вышло в печать или поступило в продажу, в этом случае обязательство издателей перед рекламодателем выполнено и это будет расходами независимо от того, оплатили мы эту услугу или имеется кредиторская задолженность.

Кроме того, можно полагать, что размещенная реклама будет иметь эффект в течение продолжительного периода времени.

Поэтому это не просто расходы, а расходы будущих периодов, которые следует списывать на счета учета издержек производства и обращения в течение года.

Так как в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Сам факт оплаты не является свидетельством наличия расходов, а дебиторская задолженность, в отличие от затрат по незавершенному производству или расходам будущих периодов, не является объектом обложения налогом на имущество предприятий.

Так что правильное понимание этого вопроса имеет значение и при расчетах по налогу на имущество.

Теперь, что касается НДС.

Анализ ответов налоговых органов, данных на частные запросы, показал, что мнение налоговых органов о том, что НДС по расходам будущих периодов принимается к зачету по мере включения в себестоимость произведенных расходов.

Однако, с 1 января 2001 года при решении вопросов, связанных с порядком исчисления НДС, налогоплательщикам следует руководствоваться положениями главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость".

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.

С учетом статьи 169 «Счет-фактура» НК РФ, условиями для применения вычета НДС в 2001 году являются:

фактическое оказание услуги (приобретение товара), подтвержденное документально;

цель приобретения - производственная деятельность;

оплата поставщику;

наличие счет - фактуры.

Условие о вычете НДС, при фактическом включении в себестоимость материальных ресурсов (работ, услуг) к моменту вычета отсутствует.

На основании вышеизложенного, по нашему мнению, НДС по расходам будущих периодов можно принимать к зачету при соблюдении данных условий, единовременно.

В бухгалтерском учете при принятии к учету выполненных работ (оказанных услуг), относящихся к последующим отчетным периодам, в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности, данные расходы следует отражать на счете 97 "Расходы будущих периодов" без НДС:

 

Д-т 97

К-т 61 (60,71,76 и др.)

учтены произведенные расходы

Д-т 19

К-т 61 (60,71,76 и др.)

принят к учету НДС

Д-т 68

К-т 19

НДС отнесен на расчеты с бюджетом (принят к возмещению)

 

А принятие к возмещению НДС по произведенным предоплатам до момента оказания услуг (приобретения товара) - неправомерно.

Аудитор-консультант Аудиторской фирмы "Финкомаудит" Флоров В.В.

 

3. Вопрос-ответ

Вопрос: Относятся ли к социальным нуждам инвалидов при применении льготы, установленной п.6 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", расходы по приобретению страховых полисов, по которым инвалиды могут получать медицинскую помощь?

Ответ: Перечень расходов, которые следует относить к социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, учитываемых при применение льготы, приведен в пункте 4.6 Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". В этот перечень, в частности, включено оказание медицинской помощи. Приобретение страховых полисов, по которым инвалиды могут получать медицинскую помощь, не может рассматриваться как оказание медицинской помощи. Расходы по добровольному медицинскому страхованию работников предприятия согласно подпункту "р" Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (с изменениями и дополнениями), включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), следовательно, оснований для отнесения этих расходов к социальным нуждам инвалидов не имеется.

Вопрос: Какими нормативно-правовыми актами установлены критерии отнесения бюджетных организаций (учреждений) к категории ранее переведенных на новые условия хозяйствования и в соответствии с какими нормативными актами исчисляется налогооблагаемая прибыль по бюджетным учреждениям с 1 января 2000 года?

Ответ: Всеми бюджетными организациями (учреждениями) бухгалтерский учет ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н (перевод на новый План счетов должен быть осуществлен по состоянию на 1 апреля 2000 года, на 1 января 2000 года в книге "Журнал -- главная" отражаются вступительные остатки по новому Плану счетов), с учетом внесенных в него изменений и дополнений Приказом Минфина России от 10.07.2000 № 65н. Гражданский кодекс Российской Федерации и действующее законодательство не предполагают продолжения функционирования бюджетных организаций (учреждений) в так называемых "новых условиях хозяйствования". В связи с этим с 1 января 2000 года пункты 10 и 11 Инструкции Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы", которыми был определен порядок исчисления налогооблагаемой прибыли по бюджетным организациям (учреждениям), ранее переведенным на новые условия хозяйствования, не применяются. Налогооблагаемая база с 1 января 2000 года всеми бюджетными организациями (учреждениями), основная деятельность которых финансируется полностью или частично за счет средств бюджетов на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы), ведущими бухгалтерский учет в порядке, установленном для бюджетных организаций, подлежит исчислению в порядке, определенном пунктом 8 указанной выше Инструкции № 48.

Вопрос: Медицинские учреждения, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в оплату медицинской помощи гражданам в объеме и на условиях, соответствующих программам об обязательном медицинском страховании, получают средства от страховых медицинских организаций из средств фондов обязательного медицинского страхования. В то же время указанные учреждения оказывают дополнительные услуги сверх установленных программами обязательного страхования. В каком порядке определяется налогооблагаемая прибыль, полученная указанными учреждениями? 

Ответ: Согласно пункту 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Исчисление налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетными организациями (учреждениями) производится в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" с учетом внесенных в нее изменений и дополнений (зарегистрирована в Минюсте России 15.09.98, регистрационный номер 1609), в соответствии с которой в составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций (учреждений), поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств. К целевым средствам бюджетных организаций (учреждений) относятся также и средства, полученные на содержание бюджетных организаций (учреждений), т. е. на осуществление их основной (бюджетной) деятельности, из фондов обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 5 Инструкции доходы бюджетных организаций (учреждений), получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности, и сумма превышения доходов над расходами от этой деятельности облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Согласно Закону Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 01.07.94) медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Свою деятельность медицинские учреждения строят на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Оплату услуг медицинских учреждений страховые организации производят в порядке и сроки, предусмотренные в заключенных между ними договорах. Медицинские учреждения, созданные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в оплату медицинской помощи гражданам в объеме и на условиях, соответствующих программам об обязательном медицинском страховании, получают средства от страховых медицинских организаций из средств фондов обязательного медицинского страхования. Указанные средства являются для них целевыми отчислениями, полученными для осуществления основной (бюджетной) деятельности. При оказании гражданам дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования, т. е. услуг в рамках добровольного медицинского страхования, полученные за оказанные услуги средства являются доходом от предпринимательской деятельности медицинского учреждения и облагаются налогом на прибыль в порядке, установленном указанными выше Законом и Инструкцией.

Вопрос: Подлежит ли налогообложению прибыль, полученная коммерческими организациями за оказание медицинских услуг в рамках исполнения программ обязательного медицинского страхования?

Ответ: Исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль организациями независимо от их организационно-правовых форм производится в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и определенном Инструкцией МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Средства, полученные коммерческими организациями за оказанные медицинские услуги, в том числе в рамках исполнения программ обязательного медицинского страхования, является выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и учитывается в составе доходов от обычных видов деятельности. Полученная прибыль облагается налогом на прибыль в установленном порядке. Вопросы налогообложения финансово-кредитных организаций и операций с ценными бумагами.

Вопрос: Облагаются ли налогом на доход выплаченные при проведении новации держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонные проценты за период с 14 мая 1999 года по 14 ноября 1999 года? По какой ставке следует облагать проценты по купону по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, полученным в результате новации?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.99 № 1306 "О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии" новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии осуществляется путем их обмена на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года в соотношении 1:1 либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США, рассчитанному как среднее арифметическое курсов, установленных Центральным банком Российской Федерации на первую рабочую неделю ноября 1999 г. Установлено, что при проведении новации осуществляется выплата держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонных процентов в долларах США за период с 14 мая по 14 ноября 1999 г. исходя из ставки 3 процента годовых. В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившем в силу с 21.01.97, с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления взимаются налоги по ставке 15 процентов. Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что положения подпункта 1 пункта 5 статьи 1 не распространяются на доходы в виде процентов, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным до вступления в силу этого Федерального закона. В связи с тем, что облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии выпущены в обращение до 21.01.97, выплаченные держателям этих облигаций купонные проценты за время с 14 мая по 14 ноября 1999 года не подлежат налогообложению. Что касается налогообложения процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, полученным в результате новации, то следует иметь в виду следующее. Согласно пункту 5 Условий эмиссии и обращения облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года, утвержденных приказом Минфина России от 28.01.2000 № 13н и зарегистрированных в Минюсте России от 31.01.2000 № 2067, датой эмиссии облигаций является 1 февраля 2000 года. Таким образом, купонный доход по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года подлежит налогообложению по ставке 15 процентов в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Одновременно сообщаем, что подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которому купонный доход по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года не подлежит обложению налогом с даты проведения новации.

Вопрос: Может ли быть уменьшена в целях налогообложения сумма прибыли, полученная в 2000 году от реализации ценных бумаг соответствующей категории, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, на сумму убытка, полученного в 1999 году от операций с аналогичными ценными бумагами, при условии отсутствия доходов по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг в 1999 году?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации). Таким образом, для покрытия убытков по операциям с ценными бумагами предусмотрен специальный порядок, приведенный в Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (приложения № 4; 5; 6). На основании изложенного, а также учитывая, что налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом в течение года и Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусмотрен перенос убытка, полученного по операциям с ценными бумагами, на следующий финансовый год, то непокрытый убыток по операциям с ценными бумагами, сложившийся на конец 1999 года, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 1999 год и не подлежит переносу на 2000 год.

Вопрос: Относятся ли суммы, уплачиваемые за услуги по хранению и депозитарному обслуживанию ценных бумаг, к расходам банка, связанным с приобретением и реализацией ценных бумаг для целей расчета финансового результата от реализации ценных бумаг?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. В пункте 2.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" указано, что к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг. Таким образом, суммы, уплачиваемые специализированным организациям-регистраторам и банкам за депозитарные услуги по оформлению перехода прав собственности на ценные бумаги согласно требованиям Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", относятся к указанным выше расходам. Что касается расходов по хранению ценных бумаг, ведению счета депо и прочим регистрационным услугам, то данные расходы относятся на себестоимость банковских услуг и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с пунктом 28 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490.

Вопрос: Каким образом организации, применяющие установленный Минфином России план счетов бухгалтерского учета, рассчитывают прибыль (убыток) от реализации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV серии в целях налогообложения?

Ответ: В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н, краткосрочные ценные бумаги, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа, учитываемые на счете 06 "Долгосрочные финансовые вложения" (с 2001 г. -- счет 58 "Финансовые вложения"), не подлежат переоценке. Прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены которых устанавливаются в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг. Убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг, а именно, процентных государственных облигаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигаций органов местного самоуправления. Информация, подтверждающая допуск указанных ценных бумаг к обращению организатором торговли, имеющим соответствующую лицензию, предоставляется налогоплательщиком. В связи с тем, что облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа IV серии были выпущены до вступления в силу Федерального закона от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", доходы по ним в виде процентов не подлежат налогообложению.

Вопрос: Распространяются ли нормы статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации на деятельность кредитных организаций, в частности по привлечению (размещению) денежных средств?

Ответ: В соответствии с подгруппой 6512 "Деятельность коммерческих банков" раздела J "Финансовое посредничество" части IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 осуществление операций по разрешенным банкам видам деятельности рассматривается как предоставление услуг. Пунктом 1 статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту -- Кодекс) определено, что если иное не предусмотрено названной статьей, то для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Согласно пункту 2 этой статьи налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен, в частности, при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного времени. Деятельность банка по предоставлению банковских услуг соответствует понятию услуги, установленному законодательством Российской Федерации. Согласно статье 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случае предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу -- на безвозмездной основе. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными названной статьей. При этом валовая прибыль представляет сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Учитывая изложенное, нормы статьи 40 Кодекса распространяются на деятельность кредитных организаций при осуществлении банковских операций, в том числе по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению названных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

Вопрос: Правомерно ли кредитной организации относить в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, уплаченные проценты по привлеченному субординированному кредиту (займу)?

Ответ: В соответствии с пунктом 25 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490, к расходам, учитываемым при расчете налоговой базы, относятся начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, включая целевые централизованные кредиты и овердрафт. Что касается субординированного кредита (займа, депозита), то данное понятие введено Банком России в целях Положения о методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций от 01.06.98 № 31-П, с учетом последующих изменений и дополнений (далее -- Положение Банка России № 31-П), согласно пункту 3.5.1 которого субординированным кредитом (займом, депозитом) называется привлеченный кредитной организацией кредит (заем, депозит), договор о предоставлении которого отвечает определенным условиям, установленным этим Положением. Как следует из Положения Банка России № 31-П субординированный кредит (заем, депозит) может быть предоставлен кредитной организации-заемщику как другой кредитной организацией, так и юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями. В тоже время в соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору денежные средства (кредит) предоставляются заемщику по кредитному договору только банком или иной кредитной организацией, тогда как согласно статье 807 этого Кодекса по договору займа заимодавцем может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо, не являющееся банком или иной кредитной организацией. Учитывая изложенное, затраты на выплату процентов по договору субординированного кредита принимаются при налогообложении, если кредитором является банк или иная кредитная организация. Если же субординированный займ предоставлен юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, то начисленные и уплаченные проценты по договору не могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли, т.к. это не предусмотрено пунктом 25 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490.

Вопрос: В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) в перечне плательщиков налога указаны кредитные организации. При этом особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490. В какой части правомерно применять при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями нормы Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552?

Ответ: При определении состава расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями, нормы Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, учитываются по операциям, не относящимся к банковским операциям, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

 

4. Информация для налогоплательщика

Изменения в федеральном законодательстве:

05.06.2001

09.06.2001

 

Изменения в московском законодательстве:

21.05.2001

28.05.2001

09.06.2001

 

    

Аудиторская фирма «ФИНКОМАУДИТ»
Тел.: (095) 190-13-11, 190-91-99
Офис фирмы расположен по адресу:
123182, г.Москва, Волоколамское шоссе, д.30, офис 308, 309.
Электронная почта:
fincom@cityline.ru

 www.fincomaudit.ru

 

Аудиторская фирма "Финкомаудит"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное