Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Налоговый консультант Московского региона
"Налоговый консультант Московского региона"
Выпуск №12 июнь 2001
Сегодня в номере:
3. Вопрос-ответ
4. Информация для налогоплательщика Информация о готовящихся ПБУ Утверждены новые Положения о лицензировании разных видов деятельности О лицензировании геодезической и картографической деятельности О лицензировании кинопоказа
Ставка налога на прибыль для предприятий, работающих в России, могут быть снижены Госдума приняла в первом чтении главу НК РФ о налоге на добычу полезных ископаемых
Госдума приняла в первом чтении главу НК РФ "Таможенная пошлина и таможенные сборы"
Принят в первом чтении законопроект "Об электронной цифровой подписи"
С 1 июля 2001 года вводится в действие новый Общероссийский классификатор валют
Изменен закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Внесены поправки в закон "О налоге на операции с ценными бумагами"
Налоговых агентов будут штрафовать за задержку в предоставлении сведений о доходах физических лиц
Новое в налогообложении доходов физических лиц
Увеличен норматив расходов на оплату стоимости путевок за счет средств
социального страхования
НДС при предоплате. Для того, чтобы правомерно производить возмещение НДС, надо разобраться, что такое предоплата и расходы будущих периодов. Предоплата - это способ осуществления расчетов за товары (работы, услуги). Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Выплаченный аванс нельзя признать расходами до тех пор, пока контрагент не выполнит своих обязательств по полученному авансовому платежу. При оплате арендной платы или подписки на периодические издания на несколько месяцев вперед, расходы у предприятия еще не появляются. В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 выбытие активов: в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей (работ, услуг), в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей (работ, услуг) расходами не признается. Расходы возникнут только тогда, когда услуга будет оказана, до этого момента они считаются дебиторской задолженностью в виде авансового платежа. А что же считать расходами будущих периодов? По новому плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов". В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др. Так, например, к расходам будущих периодов можно отнести рекламу в каком-нибудь издании или справочнике, где по договору с издателями в них будет помещена реклама организации. Издание вышло в печать или поступило в продажу, в этом случае обязательство издателей перед рекламодателем выполнено и это будет расходами независимо от того, оплатили мы эту услугу или имеется кредиторская задолженность. Кроме того, можно полагать, что размещенная реклама будет иметь эффект в течение продолжительного периода времени. Поэтому это не просто расходы, а расходы будущих периодов, которые следует списывать на счета учета издержек производства и обращения в течение года. Так как в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Сам факт оплаты не является свидетельством наличия расходов, а дебиторская задолженность, в отличие от затрат по незавершенному производству или расходам будущих периодов, не является объектом обложения налогом на имущество предприятий. Так что правильное понимание этого вопроса имеет значение и при расчетах по налогу на имущество. Теперь, что касается НДС. Анализ ответов налоговых органов, данных на частные запросы, показал, что мнение налоговых органов о том, что НДС по расходам будущих периодов принимается к зачету по мере включения в себестоимость произведенных расходов. Однако, с 1 января 2001 года при решении вопросов, связанных с порядком исчисления НДС, налогоплательщикам следует руководствоваться положениями главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения. С учетом статьи 169 «Счет-фактура» НК РФ, условиями для применения вычета НДС в 2001 году являются: фактическое оказание услуги (приобретение товара), подтвержденное документально; цель приобретения - производственная деятельность; оплата поставщику; наличие счет - фактуры. Условие о вычете НДС, при фактическом включении в себестоимость материальных ресурсов (работ, услуг) к моменту вычета отсутствует. На основании вышеизложенного, по нашему мнению, НДС по расходам будущих периодов можно принимать к зачету при соблюдении данных условий, единовременно. В бухгалтерском учете при принятии к учету выполненных работ (оказанных услуг), относящихся к последующим отчетным периодам, в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности, данные расходы следует отражать на счете 97 "Расходы будущих периодов" без НДС:
А принятие к возмещению НДС по произведенным предоплатам до момента оказания услуг (приобретения товара) - неправомерно. Аудитор-консультант Аудиторской фирмы "Финкомаудит" Флоров В.В.
Вопрос: Относятся ли к социальным нуждам инвалидов при применении льготы, установленной п.6 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", расходы по приобретению страховых полисов, по которым инвалиды могут получать медицинскую помощь? Ответ: Перечень расходов, которые следует относить к социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, учитываемых при применение льготы, приведен в пункте 4.6 Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". В этот перечень, в частности, включено оказание медицинской помощи. Приобретение страховых полисов, по которым инвалиды могут получать медицинскую помощь, не может рассматриваться как оказание медицинской помощи. Расходы по добровольному медицинскому страхованию работников предприятия согласно подпункту "р" Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (с изменениями и дополнениями), включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), следовательно, оснований для отнесения этих расходов к социальным нуждам инвалидов не имеется. Вопрос: Какими нормативно-правовыми актами установлены критерии отнесения бюджетных организаций (учреждений) к категории ранее переведенных на новые условия хозяйствования и в соответствии с какими нормативными актами исчисляется налогооблагаемая прибыль по бюджетным учреждениям с 1 января 2000 года? Ответ: Всеми бюджетными организациями (учреждениями) бухгалтерский учет ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н (перевод на новый План счетов должен быть осуществлен по состоянию на 1 апреля 2000 года, на 1 января 2000 года в книге "Журнал -- главная" отражаются вступительные остатки по новому Плану счетов), с учетом внесенных в него изменений и дополнений Приказом Минфина России от 10.07.2000 № 65н. Гражданский кодекс Российской Федерации и действующее законодательство не предполагают продолжения функционирования бюджетных организаций (учреждений) в так называемых "новых условиях хозяйствования". В связи с этим с 1 января 2000 года пункты 10 и 11 Инструкции Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы", которыми был определен порядок исчисления налогооблагаемой прибыли по бюджетным организациям (учреждениям), ранее переведенным на новые условия хозяйствования, не применяются. Налогооблагаемая база с 1 января 2000 года всеми бюджетными организациями (учреждениями), основная деятельность которых финансируется полностью или частично за счет средств бюджетов на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы), ведущими бухгалтерский учет в порядке, установленном для бюджетных организаций, подлежит исчислению в порядке, определенном пунктом 8 указанной выше Инструкции № 48. Вопрос: Медицинские учреждения, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в оплату медицинской помощи гражданам в объеме и на условиях, соответствующих программам об обязательном медицинском страховании, получают средства от страховых медицинских организаций из средств фондов обязательного медицинского страхования. В то же время указанные учреждения оказывают дополнительные услуги сверх установленных программами обязательного страхования. В каком порядке определяется налогооблагаемая прибыль, полученная указанными учреждениями? Ответ: Согласно пункту 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Исчисление налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетными организациями (учреждениями) производится в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" с учетом внесенных в нее изменений и дополнений (зарегистрирована в Минюсте России 15.09.98, регистрационный номер 1609), в соответствии с которой в составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций (учреждений), поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств. К целевым средствам бюджетных организаций (учреждений) относятся также и средства, полученные на содержание бюджетных организаций (учреждений), т. е. на осуществление их основной (бюджетной) деятельности, из фондов обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 5 Инструкции доходы бюджетных организаций (учреждений), получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности, и сумма превышения доходов над расходами от этой деятельности облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Согласно Закону Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 01.07.94) медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Свою деятельность медицинские учреждения строят на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Оплату услуг медицинских учреждений страховые организации производят в порядке и сроки, предусмотренные в заключенных между ними договорах. Медицинские учреждения, созданные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в оплату медицинской помощи гражданам в объеме и на условиях, соответствующих программам об обязательном медицинском страховании, получают средства от страховых медицинских организаций из средств фондов обязательного медицинского страхования. Указанные средства являются для них целевыми отчислениями, полученными для осуществления основной (бюджетной) деятельности. При оказании гражданам дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования, т. е. услуг в рамках добровольного медицинского страхования, полученные за оказанные услуги средства являются доходом от предпринимательской деятельности медицинского учреждения и облагаются налогом на прибыль в порядке, установленном указанными выше Законом и Инструкцией. Вопрос: Подлежит ли налогообложению прибыль, полученная коммерческими организациями за оказание медицинских услуг в рамках исполнения программ обязательного медицинского страхования? Ответ: Исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль организациями независимо от их организационно-правовых форм производится в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и определенном Инструкцией МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Средства, полученные коммерческими организациями за оказанные медицинские услуги, в том числе в рамках исполнения программ обязательного медицинского страхования, является выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и учитывается в составе доходов от обычных видов деятельности. Полученная прибыль облагается налогом на прибыль в установленном порядке. Вопросы налогообложения финансово-кредитных организаций и операций с ценными бумагами. Вопрос: Облагаются ли налогом на доход выплаченные при проведении новации держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонные проценты за период с 14 мая 1999 года по 14 ноября 1999 года? По какой ставке следует облагать проценты по купону по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, полученным в результате новации? Ответ: В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.99 № 1306 "О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии" новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии осуществляется путем их обмена на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года в соотношении 1:1 либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США, рассчитанному как среднее арифметическое курсов, установленных Центральным банком Российской Федерации на первую рабочую неделю ноября 1999 г. Установлено, что при проведении новации осуществляется выплата держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонных процентов в долларах США за период с 14 мая по 14 ноября 1999 г. исходя из ставки 3 процента годовых. В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившем в силу с 21.01.97, с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления взимаются налоги по ставке 15 процентов. Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что положения подпункта 1 пункта 5 статьи 1 не распространяются на доходы в виде процентов, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным до вступления в силу этого Федерального закона. В связи с тем, что облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии выпущены в обращение до 21.01.97, выплаченные держателям этих облигаций купонные проценты за время с 14 мая по 14 ноября 1999 года не подлежат налогообложению. Что касается налогообложения процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, полученным в результате новации, то следует иметь в виду следующее. Согласно пункту 5 Условий эмиссии и обращения облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года, утвержденных приказом Минфина России от 28.01.2000 № 13н и зарегистрированных в Минюсте России от 31.01.2000 № 2067, датой эмиссии облигаций является 1 февраля 2000 года. Таким образом, купонный доход по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года подлежит налогообложению по ставке 15 процентов в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Одновременно сообщаем, что подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которому купонный доход по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года не подлежит обложению налогом с даты проведения новации. Вопрос: Может ли быть уменьшена в целях налогообложения сумма прибыли, полученная в 2000 году от реализации ценных бумаг соответствующей категории, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, на сумму убытка, полученного в 1999 году от операций с аналогичными ценными бумагами, при условии отсутствия доходов по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг в 1999 году? Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации). Таким образом, для покрытия убытков по операциям с ценными бумагами предусмотрен специальный порядок, приведенный в Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (приложения № 4; 5; 6). На основании изложенного, а также учитывая, что налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом в течение года и Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусмотрен перенос убытка, полученного по операциям с ценными бумагами, на следующий финансовый год, то непокрытый убыток по операциям с ценными бумагами, сложившийся на конец 1999 года, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 1999 год и не подлежит переносу на 2000 год. Вопрос: Относятся ли суммы, уплачиваемые за услуги по хранению и депозитарному обслуживанию ценных бумаг, к расходам банка, связанным с приобретением и реализацией ценных бумаг для целей расчета финансового результата от реализации ценных бумаг? Ответ: Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. В пункте 2.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" указано, что к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг. Таким образом, суммы, уплачиваемые специализированным организациям-регистраторам и банкам за депозитарные услуги по оформлению перехода прав собственности на ценные бумаги согласно требованиям Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", относятся к указанным выше расходам. Что касается расходов по хранению ценных бумаг, ведению счета депо и прочим регистрационным услугам, то данные расходы относятся на себестоимость банковских услуг и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с пунктом 28 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490. Вопрос: Каким образом организации, применяющие установленный Минфином России план счетов бухгалтерского учета, рассчитывают прибыль (убыток) от реализации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV серии в целях налогообложения? Ответ: В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н, краткосрочные ценные бумаги, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа, учитываемые на счете 06 "Долгосрочные финансовые вложения" (с 2001 г. -- счет 58 "Финансовые вложения"), не подлежат переоценке. Прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены которых устанавливаются в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг. Убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг, а именно, процентных государственных облигаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигаций органов местного самоуправления. Информация, подтверждающая допуск указанных ценных бумаг к обращению организатором торговли, имеющим соответствующую лицензию, предоставляется налогоплательщиком. В связи с тем, что облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа IV серии были выпущены до вступления в силу Федерального закона от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", доходы по ним в виде процентов не подлежат налогообложению. Вопрос: Распространяются ли нормы статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации на деятельность кредитных организаций, в частности по привлечению (размещению) денежных средств? Ответ: В соответствии с подгруппой 6512 "Деятельность коммерческих банков" раздела J "Финансовое посредничество" части IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 осуществление операций по разрешенным банкам видам деятельности рассматривается как предоставление услуг. Пунктом 1 статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту -- Кодекс) определено, что если иное не предусмотрено названной статьей, то для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Согласно пункту 2 этой статьи налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен, в частности, при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного времени. Деятельность банка по предоставлению банковских услуг соответствует понятию услуги, установленному законодательством Российской Федерации. Согласно статье 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случае предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу -- на безвозмездной основе. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными названной статьей. При этом валовая прибыль представляет сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Учитывая изложенное, нормы статьи 40 Кодекса распространяются на деятельность кредитных организаций при осуществлении банковских операций, в том числе по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению названных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Вопрос: Правомерно ли кредитной организации относить в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, уплаченные проценты по привлеченному субординированному кредиту (займу)? Ответ: В соответствии с пунктом 25 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490, к расходам, учитываемым при расчете налоговой базы, относятся начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, включая целевые централизованные кредиты и овердрафт. Что касается субординированного кредита (займа, депозита), то данное понятие введено Банком России в целях Положения о методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций от 01.06.98 № 31-П, с учетом последующих изменений и дополнений (далее -- Положение Банка России № 31-П), согласно пункту 3.5.1 которого субординированным кредитом (займом, депозитом) называется привлеченный кредитной организацией кредит (заем, депозит), договор о предоставлении которого отвечает определенным условиям, установленным этим Положением. Как следует из Положения Банка России № 31-П субординированный кредит (заем, депозит) может быть предоставлен кредитной организации-заемщику как другой кредитной организацией, так и юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями. В тоже время в соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору денежные средства (кредит) предоставляются заемщику по кредитному договору только банком или иной кредитной организацией, тогда как согласно статье 807 этого Кодекса по договору займа заимодавцем может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо, не являющееся банком или иной кредитной организацией. Учитывая изложенное, затраты на выплату процентов по договору субординированного кредита принимаются при налогообложении, если кредитором является банк или иная кредитная организация. Если же субординированный займ предоставлен юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, то начисленные и уплаченные проценты по договору не могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли, т.к. это не предусмотрено пунктом 25 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490. Вопрос: В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) в перечне плательщиков налога указаны кредитные организации. При этом особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490. В какой части правомерно применять при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями нормы Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552? Ответ: При определении состава расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями, нормы Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, учитываются по операциям, не относящимся к банковским операциям, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
4. Информация для налогоплательщика Изменения в федеральном законодательстве:
Изменения в московском законодательстве: |
Аудиторская фирма «ФИНКОМАУДИТ» |
Аудиторская фирма "Финкомаудит"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Рейтингуется SpyLog
В избранное | ||