Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговый консультант Московского региона


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

"Налоговый консультант Московского региона"

 

Выпуск №3 (7) апрель 2001

 

Сегодня в номере:

1. Новости

2. Актуальная тема

3. Вопрос-ответ

4. Информация для налогоплательщика


1. Новости

Правительство предлагает индексацию платы за воду в два раза

Правительство России приняло решение обратиться к Государственной думе с предложением провести индексацию ставки платы за воду в 2 раза по сравнению с ныне действующей. Об этом сообщил в пятницу на брифинге в Москве первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов.
Он пояснил, что в последний и единственный раз индексация платы за воду проводилась в 1997 году. С тех пор, по его словам, доля этого налога упала в 4 раза. Правительство же предлагает проиндексировать ставку лишь в 2 раза. По словам заместителя министра, индексация будет "незначительной" и в денежном выражении составит от 3 до 5 копеек. //РИА "Новости"

Арбитражный суд отклонил иск о ликвидации "НТВ плюс"

Московский арбитражный суд отклонил иск налоговой инспекции о ликвидации компании "НТВ плюс".
Инспекция требовала ликвидации компании на том основании, что в последние годы ее чистые активы имеют минусовое значение и это может привести к налоговой недоимке. //РИА "Новости"

Правительство рассмотрит изменения в Налоговый кодекс

На внеочередном заседании правительства России будет рассмотрен комплекс мер в области налоговой политики, направленных на достижение баланса интересов государства и организаций топливно-энергетического комплекса, в том числе по разработке нормативных актов: "О внесении изменений и дополнений в статьи 20, 40 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"; главы Налогового кодекса Российской Федерации, касающейся налогообложения при пользовании недрами; предложений по совершенствованию механизма установления экспортных пошлин на энергоносители. Председательствовать на заседании правительства будет премьер-министр России Михаил Касьянов. //Газета.Ru

В некоторые ГНИ можно сдавать отчеты по E-Mail

Продолжается пилотный проект по внедрению системы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по E-Mail

Возможность принимать отчетность в электронном виде по каналам связи на сегодня имеется в 7 инспекциях УМНС России по г. Москве (N 16, 18, 21, 22, 27, 37 и 40).

Налогоплательщики, изъявившие желание воспользоваться новым способом передачи отчетности в налоговые органы, имеют возможность сдавать в электронном виде основные формы отчетности за 2000 г. и за первый квартал 2001 г., включая новую форму декларации по НДС и справку по авансовым платежам по единому социальному налогу. Число форм отчетности, которые можно сдавать по каналам связи постоянно расширяется. С апреля 2001 г. налогоплательщики, участвующие в пилотном проекте, будут получать из налоговых инспекций по электронной почте информацию об изменении бюджетных счетов, инструктивные и разъяснительные материалы о порядке исчисления и уплаты тех или налогов и сборов, а также информацию об общем состоянии своих расчетов с бюджетами разного уровня.

В УМНС России по г. Москве изучается возможность постепенного подключения большего числа инспекций к системе электронной сдачи отчетности. //Такском

2. Актуальная тема

Национальные особенности применения к организациям налоговых санкций за неуплату налогов

Налоговые санкции за неуплату налогов установлены ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Из формулировки ст. 122 НК РФ следует, что караемая данной статьей неуплата (неполная уплата) налогов организацией должна произойти в следующих случаях:

1) в результате занижения налогооблагаемой базы;

2) в результате неправильного исчисления налога;

3) в результате других неправомерных действий (бездействия).Таким образом, статьей 122 предусмотрен исчерпывающий перечень причин неуплаты налогов. Возникает вопрос: что следует понимать под занижением налогооблагаемой базы? Налоговый кодекс не содержит понятия занижение. В связи с этим интерес представляют определения данного термина, разные специалисты считают по разному. Кто-то считает, что обязательной составляющей занижения является включение недостоверных сведений в документированный расчет налога.

При этом документом, расчет налога может считаться с момента подписания руководителем и главным бухгалтером предприятия-налогоплательщика, а также имеющим печать предприятия. Другие считают, что занижение налогооблагаемой базы имеет место в случае неправильного (в меньшую сторону) определения стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения. В любом случае следует сделать вывод, что занизить налогооблагаемую базу или неправильно исчислить налог можно только в налоговом расчете (налоговой декларации).

Если предприятие не ведет бухучет и не платит налоги

А вот в случае иных неправомерных действий у ГНИ существуют определенные проблемы. Допустим, налоговый орган проверил деятельность организации, которая вообще не вела учет совершаемых хозяйственных операций, не сдавала никаких расчетов по налогам в налоговые органы и не уплачивала налоги.

Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы, в случаях непредставления налоговым органам необходимых для расчета документов, отсутствия учета доходов и расходов, а также учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, могут определить суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. На практике такой способ определения суммы неуплаченного налога называют "условным методом налогообложения".

Однако представляется, что для привлечения организации к ответственности при использовании условного метода налогообложения есть определенные препятствия.

Во-первых, согласно п. 2 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых. Следовательно, вывод о неуплате налога организацией должен быть основан на документах налогоплательщика (которых нет).

Во-вторых, данные по аналогичным организациям-налогоплательщикам не могут свидетельствовать о совершении проверяемой организацией налогового правонарушения. Кстати, невозможность построения доказательств факта налогового правонарушения без документов налогоплательщика нашла свое подтверждение в арбитражной практике. (Постановление Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.97 № 4569/96)

В-третьих, при запущенности учета, полном его отсутствии в организации налоговый орган может воспользоваться таким способом собирания доказательств, как обязать организацию восстановить бухгалтерский учет.

В-четвертых, из презумпции невиновности налогоплательщиков также вытекает недопустимость применения ответственности на основе результатов, полученных от использования условного метода налогообложения. На основании изложенного можно сделать следующий вывод. Для применения к организации ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, налоговым органам следует сделать вывод о неуплаченной сумме налога на основе документов налогоплательщика и (или) действительно существовавших у него объектов налогообложения. Привлечение организации к ответственности за неуплату налога на основе условного метода налогообложения недопустимо. Размер санкции за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, зависит от субъективной стороны правонарушения. Так, п. 1 ст. 122 НК РФ предусматривает, что неуплата (неполная) уплата сумм налога по неосторожности влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. При доказанности умысла штраф составляет 40% от неуплаченной суммы налога.

Правомерность привлечения к налоговой ответственности, много от чего зависит

Арбитражной практикой и законодательством установлено несколько групп особенностей, которые следует учитывать при анализе правомерности налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ.

Во-первых, необходимо установить факт неуплаты налога за отчетный период. В частности, в п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 14.11.97 № 22) определено, что "...в случае неправильного отражения в бухгалтерском учете результатов хозяйственной операции ответственность не применяется, если данное нарушение не повлекло занижения прибыли и недоплату налога в целом по отчетному периоду". Кстати, это обстоятельство имеет огромное значение для применения ответственности за неуплату налога на прибыль организациями, созданными в конце календарного года. Согласно п. 2 ст. 55 НК РФ при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Во-вторых, необходимо установить наличие переплат по налогам. Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку составы налоговых правонарушений, связанных с неуплатой налогов, имеют материальный характер. Это означает, что они считаются совершенными только в том случае, если они повлекли за собой непоступление налога в бюджет.

Налоговый кодекс не содержит положения, согласно которому наличие переплат по налогам является основанием для освобождения от налоговой ответственности. Однако значение переплат по налогам при применении налоговых санкций неоднократно отмечалось в арбитражной практике.

Аналогичная позиция была высказана ВАС РФ и ранее (п. 11 Обзора судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость от 10.12.96 № 9 и постановление от 19.09.97 № 9/97)

Более того, на обязанность судов, рассматривающих дела о взыскании налоговых санкций, среди прочих обстоятельств дела, устанавливать данные о наличии переплат по налогам указывает Президиум ВАС РФ в постановлениях от 29.04.97 № 3495/96, от 29.04.97 № 160/97, от 15.06.97 № 975/97, от 24.02.98 № 3852/97.Интересен также вопрос о том, что следует понимать под переплатой по налогу. Действующее законодательство не содержит определения данного термина. Как уже было отмечено в ст. 78 НК РФ, речь идет о сумме излишне уплаченного налога. Понятие налога содержится в ст. 8 НК РФ "...под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". Однако из п. 6 письма Высшего Арбитражного Суда от 31.05.94 № С1-7/ОП-370 следует, что "…авансовые взносы можно рассматривать как предусмотренный законом способ внесения в бюджет определенных видов налогов, обеспечивающий их равномерное поступление в течение отчетного периода”. Таким образом, оснований не рассматривать переплаты по авансовым платежам в качестве переплат по налогам нет.

В-третьих, необходимо установить наличие льгот по налогам у налогоплательщика. Существование такого факта имеет принципиальное значение в вопросах правомерности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налогов. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством по налогам преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговый кодекс не содержит перечня налоговых льгот. Ранее такой перечень устанавливался ст. 106 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

3. Вопрос-ответ

Вопрос: Какие меры ответственности применяются к физическим лицам, нарушившим правила составления декларации до введения в действие части первой Налогового кодекса, в случае, если указанные нарушения были выявлены налоговым органом после 01.01.99 года?

Ответ: Ответственность в данном случае применяется в соответствии с нормами части первой Налогового кодекса, если она мягче , чем ответственность, предусмотренная в законодательстве о налогах и сборах, действовавшем до 01.01.99 года.

Вопрос: Если физическим лицом получен беспроцентный заем у другого физического лица, не являющегося предпринимателем, будет ли исчисляться материальная выгода?

Ответ: На беспроцентный займа у физического лица, не являющегося предпринимателем, материальная выгода не исчисляется.

Вопрос: Какими обязательными документами должен быть подтвержден переход права собственности на товар?

Ответ: Согласно п. 2 статьи 218 Гражданского Кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной другой сделки об отчуждении этого имущества.

И в соответствии с п. 1 статья 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом это могут быть любые товарно-транспортные документы, но обязательно должен быть договор.

Вопрос: Подлежат ли налогообложению средства, оставшиеся в распоряжении страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, в связи с частичной неоплатой счетов медицинских учреждений (в частности при предъявлении штрафных санкций к медицинскому учреждению)?

Ответ: В соответствии с пунктом 10 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Совета Министров -- Правительства Российской Федерации от 11.10.93, № 1018, финансовый результат страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, определяется путем сопоставления доходов и расходов. Сумма превышения доходов над расходами направляется на пополнение резервов в порядке и размерах, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

В соответствии с пунктом 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 (с учетом изменений и дополнений), присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров включаются в состав внереализационных доходов.

Как указано в пункте 13 этого документа, конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Таким образом, средства, оставшиеся в распоряжении страховой организации в связи с частичной неоплатой счетов медицинских учреждений (в частности при предъявлении штрафных санкций к медицинскому учреждению), включаются в состав доходов страховой организации, учитываемых при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль, и после налогообложения могут направляться в резерв предупредительных мероприятий в порядке и нормах, установленных территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Вопрос: Уменьшается ли налоговая база налога на прибыль на сумму отчислений в резерв предупредительных мероприятий, образованный на основании собственного Положения о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, согласованного со страховым надзором?

Ответ: В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

В соответствии с пунктом 4 раздела II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 491, к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых страховщиками страховых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

Согласно пункту 2 письма Росстрахнадзора от 18.01.95 № 15/1-1р "О порядке представления Положения о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования" (в редакции от 02.08.96) формирование и использование средств резерва предупредительных мероприятий осуществляется страховщиками на основании утвержденного ими Положения, разработанного в соответствии с приведенным в этом письме Примерным положением о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования.

В соответствии с пунктом 5 названного письма в Положении о резерве предупредительных мероприятий должны найти отражение основные направления использования аккумулируемых средств.

Изменения и дополнения, вносимые страховщиком в Положения по сравнению с Примерным положением, подлежат согласованию с Росстрахнадзором.

Учитывая изложенное, страховые организации могут включать в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, отчисления в резерв предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, если порядок формирования и использования этого резерва соответствует Примерному положению о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, приведенному в вышеназванном письме Росстрахнадзора от 18.01.95 № 15/1-1р.

В случае, если порядок формирования и использования резерва предупредительных мероприятий, образованного страховой организацией на основании собственного Положения о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, отличается от Примерного положения, то для учета в налоговой базе налога на прибыль произведенных отчислений в резерв собственное Положение должно быть согласовано с Департаментом страхового надзора Минфина России.

4. Информация для налогоплательщика

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость могут производить в 2001 году централизованную уплату налога

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьей 175 части второй Налогового кодекса Российской Федерации организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог на добавленную стоимость по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. НДС в размере 100 процентов поступает в доход федерального бюджета (статья 9 Федерального закона N 150-ФЗ от 27.12.2000г. "О федеральном бюджете на 2001 год").

В целях упорядочения и упрощения системы уплаты налога на добавленную стоимость организациями, имеющими обособленные подразделения, а также контроля за поступлениями НДС в бюджет указанные организации - налогоплательщики налога на добавленную стоимость могут производить в 2001 году централизованную уплату налога (в целом по организации, включая все обособленные подразделения) по месту нахождения организации.

При этом организации-налогоплательщики в приказе об учетной политике на 2001 год для целей налогообложения должны дополнительно указать, в каком порядке будет уплачиваться налог на добавленную стоимость (централизованно или по месту нахождения каждого обособленного подразделения).

В случае централизованной уплаты налога по месту нахождения организации платежный документ оформляется организацией на полную сумму налога на основании представленной декларации.

При этом по строке 24 декларации по налогу на добавленную стоимость организация ставит прочерк и представляет в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений титульный лист декларации и с отметками "справочно" приложение расчета суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений, и приложение по перечню этих обособленных подразделений.

Основание: письмо МНС России от 12.02.2001 г. NВГ-6-03/130@.

О выдаче патентов индивидуальным предпринимателям

Государственная налоговая инспекция по г.Москве в связи с поступившим письмом из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.99 N 08-2-01/402 сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица.

Учитывая то, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен учет налогоплательщиков по месту осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей и в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации действуют в части, не противоречащей части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, выдача патентов на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальным предпринимателям производится только налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет.

В связи с изложенным патент на право применения упрощенной системы налогообложения индивидуальному предпринимателю, состоящему на налоговом учете по месту жительства в налоговом органе за пределами г.Москвы и осуществляющему предпринимательскую деятельность на территории г. Москвы выдает налоговый орган, поставивший предпринимателя на учет.

 

Подписаться на другие рассылки Аудиторской фирмы "Финкомаудит" можно на нашем сайте

Вы можете задать вопрос, или выразить свою точку зрения по вопросам затронутым в рассылке, на наших форумах Бухучет и Аудит

Авторы рассылки профессиональные аудиторы, консультанты и юристы желают Вам успеха и процветания.

Средства массовой информации заинтересованные в сотрудничестве, могут обращаться по адресу smi@fincomaudit.ru

 

 

Аудиторская фирма «ФИНКОМАУДИТ»
Тел.: (095) 190-13-11, 190-91-99
Офис фирмы расположен по адресу:
123182, г.Москва, Волоколамское шоссе, д.30, офис 308, 309.
Электронная почта: fincom@cityline.ru

 

 

Аудиторская фирма "Финкомаудит"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное