Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Налоговый консультант Московского региона
"Налоговый консультант Московского региона"
Выпуск №2 (6) апрель 2001
Сегодня в номере:
Перемирие в борьбе за налог на прибыль между правительством и депутатами Состоялось пленарное заседание Госдумы, на котором на суд депутатов был выставлен новый вариант главы 25 Налогового кодекса "Налог на прибыль предприятий и организаций". Данный законопроект был принят в среду Госдумой в первом чтении. На этом, как считает корреспондент, перемирие в борьбе за налог на прибыль между правительством и депутатами, можно считать, заканчивается. В четверг Кабинет министров обсудит свои поправки в законопроект, который до этого момента считался согласованным. //Время новостей Депутаты российской Госдумы предлагают освободить от налога доходы тех, кому повезло в лотерею. Причем речь идет о о выигрышах как в денежной, так и в натуральной форме Проект внесла на рассмотрение целя группа депутатов, среди которых Станислав Говорухин, Николай Губенко, Борис Немцов, Александр Шохин и другие. По их мнению, действующая сейчас 35-процентная налоговая ставка на выигрыши привела к тому, что малоимущее население практически потеряло интерес к участию в лотереях. Стало известно так же, что Госдума потребовала от министра культуры Михаила Швыдкого разъяснений по поводу того, на каком основании это ведомство выделило 250 тысяч долларов на съемку украинского фильма "Мазепа". Представитель фракции "Единство" Сергей Апатенко заявил Интерфаксу, что российский налогоплательщик не обязан оплачивать фильм об исторической фигуре, которая всегда являлась символом предательства. Кроме того, отметил депутат, у российской кинопромышленности и без того скудный бюджет. //Тезис.ru Налоги снизились, собираемость повысилась В первом квартале текущего года рост таможенных поступлений в бюджет составил 66%, а налоговых - 152%. Как сообщил пресс-секретарь президента России Алексей Громов, министр экономического развития и торговли Герман Греф доложил Владимиру Путину во время встречи в Кремле. Министр отметил, что самый высокий прирост дали подоходный и социальный налоги, которые были радикально снижены в прошлом году. //РИА «Новости» Неправомерно наказывать дважды за одно налоговое правонарушение Конституционный Суд Российской Федерации определением от 18.01.2001 № 6-О (далее Определение № 6-О) регламентировал порядок наложения налоговых санкций, предусмотренных пунктами 1 и 3 ст. 120 и п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с принципами равенства и верховенства закона. В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет наложение штрафа в размере пяти тысяч рублей, а если эти деяния повлекли занижение налоговой базы - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, рассматривавший иск по делу Государственной налоговой инспекции по Уярскому району Красноярского края, обратился в Конституционный Суд. По его заявлению юридическая конструкция пунктов 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации такова, что позволяет неоднократно привлекать налогоплательщика к ответственности за одно и то же неправомерное действие (бездействие). За одно деяние - три санкции… или одна? Чтобы понять суть возникшей проблемы, обратимся к условному примеру. Допустим, налогоплательщик включил в себестоимость, учитываемую при налогообложении прибыли, затраты, не подтвержденные первичными документами, что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль и соответственно неполной уплате сумм налога на прибыль. И в результате было совершено одно неправомерное деяние: включение в себестоимость, учитываемую при налогообложении прибыли, затрат, не подтвержденные первичными документами. Однако это деяние могло повлечь одновременное наложение трех налоговых санкций: по п. 1 ст. 120 НК РФ (5 тыс. руб.); по п. 3 ст. 120 НК РФ (10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.); по п. 1 ст. 122 НК РФ (20% от неуплаченной суммы налога). В то же время при определении меры взыскания за это деяние могла применяться и любая одна из перечисленных санкций. Таким образом, эта законодательная неопределенность влекла произвольное усмотрение со стороны правоприменителей (как налоговых органов, так и судов). Конституционный Суд отметил, что в данном случае имеет место несоответствие указанных норм общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы. Этот критерий вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в правовых позициях КС РФ, изложенных в постановлениях от 25.04.95 № 3-П, от 08.10.97 № 13-П. Кроме того, Конституционный Суд в постановлении от 15.07.95 № 11-П указал на необходимость четкого разграничения составов налоговых правонарушений для однозначного их толкования. В результате Конституционный Суд Российской Федерации Определением № 6-О установил, что санкции по пунктам 1 и 2 ст. 120 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ не могут применяться одновременно как мера ответственности за одно неправомерное деяние. В то же время указанные санкции могут применяться по отдельности с учетом фактических обстоятельств конкретного дела. Юридические последствия определения, принятого Конституционным Судом Необходимо учитывать последствия рассмотрения этого дела, вытекающие из особенностей конституционного судопроизводства. В соответствии с пп. 12 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее Закон о Конституционном Суде) в решении Конституционного Суда в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может быть определен специальный порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения. Поскольку в Определении № 6-О указанных специальных норм не содержится, то действует общий порядок исполнения решения Конституционного Суда, установленный ст. 79 Закона о Конституционном Суде. В соответствии со ст. 79 Закона о Конституционном Суде юридическим последствием Определения № 6-О является невозможность одновременного применения (с момента вступления Определения № 6-О в силу, то есть момента его провозглашения 18 января 2001 г.) за одно деяние санкций по п. 1 и п. 3 ст. 120 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ. Если бы автором обращения в КС РФ являлось физическое или юридическое лицо, права которых были нарушены оспариваемыми нормами, то Определению № 6-О придавалась бы обратная сила и решение налогового органа или суда об одновременном взыскании с него санкций во всяком случае подлежало бы пересмотру (часть 2 ст. 100 Закона о Конституционном Суде). Однако автором обращения, по которому было вынесено Определение № 6-О, является арбитражный суд, поэтому Определение № 6-О обратной силы не имеет. Какую выгоду для себя смогут извлечь налогоплательщики? Неисполненные решения судов (предусматривающие одновременное взыскание указанных санкций) не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в соответствии с частью 3 ст. 79 Закона о Конституционном Суде). В то же время для лиц, права которых были ущемлены одновременным наложением
санкций по ст. 120 и ст. 122 НК РФ, существует возможность восстановить
свои нарушенные права, в соответствии с правовой позицией Конституционного
Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.01.99 № 4-О и
определении от 04.12.2000 № 4-О, которая заключается в следующем:
При этом следует учитывать, что при подаче заявления о принесении протеста возможность рассмотрения дела зависит от прокурора или председателя вышестоящего суда, которым подается протест (иными словами, они могут отказать в принесении протеста и дело даже не будет рассматриваться судом). Однако при подаче заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам дело обязательно будет рассмотрено судом, при условии соблюдения требований, изложенных в статьях 192-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такое заявление должно быть подано не позднее одного месяца со дня открытия обстоятельств, служащих основанием для пересмотра судебного акта. Таким обстоятельством является вынесение Определения № 6-О. При этом следует учитывать, что месячный срок должен исчисляться с момента опубликования Определения № 6-О (в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 05.03.2001, № 10), когда оно стало общеизвестным, то есть с 5 марта 2001 г. Если месячный срок пропущен, то заявление в суд о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам должно содержать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Д.И. Черкаев кандидат юридических наук
В каких случаях разрешается применение льгот по налогу на прибыль у открытого акционерного общества по средствам, перечисленным в качестве благотворительной помощи? В соответствие со ст.1 Федерального закона РФ от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Цели благотворительной деятельности перечислены в ст.2 вышеуказанного Закона. Применение льготы по налогу на прибыль, предусмотренной п.4.1.3 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль" является правомерным, в случае, если организация, которой были перечислены средства, зарегистрирована в государственной регистрационной палате как действующая на основании Устава или иных учредительных документов некоммерческая организация. (Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ) Старший государственный налоговый инспектор
Налоговый инспектор при зачете входного НДС нашему предприятию экспортеру отказывается зачесть налог и ссылается на какой то документ Департамента методологии косвенных налогов из Москвы. (г. Екатеринбург) В соответствии с Приказом МНС России от 27.12.2000 № БГ-3-03/461 с 1 января 2001 года изменен порядок рассмотрения вопроса о возмещении входного НДС экспортерам. Теперь решение о возмещении суммы до 5 млн. рублей, а также вне зависимости от суммы, если налогоплательщик является так называемым традиционным экспортером, принимает налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика-экспортера. Если налогоплательщик не причислен к традиционным экспортерам и сумма к возмещению больше 5 млн. рублей, то решение теперь должны принимать не как раньше в Москве в министерстве, а соответствующие управления МНС России по субъектам Российской Федерации. Кроме того, документы, поступившие в министерство для рассмотрения возможности возмещения НДС, но не рассмотренные до 31.12.2000, должны быть направлены в те региональные управления МНС России, в которых состоят на налоговом учете налогоплательщики-экспортеры. Таким образом, приказ лишил Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж, права принимать решение, кому возвращать НДС, а кому нет. 4. Информация для налогоплательщика Утверждена форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса) которая ведется по каждому физическому лицу В соответствии с пунктом 4 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения учета налогоплательщиками-работодателями сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм единого социального налога (взноса), относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, Приказом МНС России N БГ-3-07/63 от 27.02.2001 утверждены форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса), и порядок ее заполнения. Данная форма рекомендована к применению налогоплательщиками в практической работе. Управление МНС России по г. Москве дополнительно сообщает, что порядок формирования граф с 3 по 8 индивидуальной карточки может быть изменен налогоплательщиками в зависимости от специфики деятельности.
Информация для предприятий имеющими обособленные подразделения, переходящих на централизованную уплату налога на добавленную стоимость Письмо МНС России от 19 марта 2001 г. N ВГ-6-03/216 "Об отдельных вопросах осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.08.2000 N 118-03" В соответствии с письмом МНС России от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130@ в случае перехода организациями, имеющими обособленные подразделения, на централизованную уплату налога на добавленную стоимость налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений необходимо произвести закрытие лицевых счетов и передачу в налоговый орган по месту нахождения организации сальдо расчетов с бюджетом обособленных подразделений, самостоятельно уплачивавших налог на добавленную стоимость до 01.01.2001. Организации, имеющие обособленные подразделения и принявшие решение о переходе на централизованную уплату налога на добавленную стоимость, сообщают в налоговый орган по месту своего нахождения о принятом решении с представлением реестра своих обособленных подразделений с указанием ИНН, КПП, адреса места нахождения, наименования налогового органа, в котором они состоят на учете. Налоговый орган по месту нахождения организации, получивший вышеуказанное уведомление, сообщает в 3-дневный срок в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений о принятом решении организации. В связи с этим лицевые счета по обособленным подразделениям организаций на 2001 год по налогу на добавленную стоимость должны быть в двухнедельный срок закрыты налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений в порядке согласно приложению к настоящему письму. В целях обеспечения полноты поступления платежей в бюджет необходимо проверить соответствие показателей консолидированной отчетности организации и отчетности ее обособленных подразделений. Для этого налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений одновременно с копией Решения о закрытии лицевого счета обособленного подразделения пересылают в налоговый орган по месту постановки на учет организации копию бухгалтерского баланса этого обособленного подразделения за 2000 год. Налоговый орган по месту постановки на учет организации осуществляет сверку налоговых деклараций налога на добавленную стоимость, представленных организацией за 2000 год, в ходе которой проверяет соответствие показателей консолидированной отчетности организации в целом и отчетности обособленных подразделений, самостоятельно уплачивавших налог на добавленную стоимость до 2001 года. В случае выявления несоответствия указанных показателей необходимо потребовать от организации объяснения причин этого и при необходимости организовать выездную налоговую проверку организации одновременно с проверкой ее обособленных подразделений. Также необходимо учитывать, что организации, принявшие решение о переходе на централизованную уплату налога на добавленную стоимость, до момента закрытия лицевых счетов налоговыми органами по данному виду налога по месту нахождения обособленных подразделений представляют в указанные налоговые органы титульный лист декларации и с отметками "справочно" приложение расчета суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений, и приложение по перечню этих обособленных подразделений. После закрытия лицевого счета по месту нахождения обособленного подразделения возмещение (возврат, зачет) налога производится налоговым органом по месту нахождения организации. Заявленные суммы налога, не подтвержденные налоговым органом, исключаются из налоговой отчетности по месту нахождения обособленного подразделения. После закрытия лицевого счета налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения с передачей сальдо для отражения в лицевом счете организации в налоговый орган по месту нахождения организации контроль за обоснованностью возмещения сумм налога на добавленную стоимость осуществляет налоговый орган по месту нахождения организации. При проведении проверок привлекаются налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, как для проверки обоснованности возмещения сумм налога, числившихся как переплата в остатках по лицевому счету в момент его закрытия налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения, так и по вновь заявленным требованиям налогоплательщиков. В случае, если ранее налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений подтвердили обоснованность возмещения (зачета, возврата) из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, то осуществляется возмещение (зачет, возврат) соответствующих сумм налога и после этого данные о состоянии расчетов с бюджетом передаются в налоговый орган по месту нахождения организации. В случае, если по заявленным налогоплательщиком в декларации суммам налога на добавленную стоимость к возмещению (зачету, возврату) проверка обоснованности их возмещения (зачета, возврата) на дату передачи лицевых счетов обособленных подразделений не завершена, то все имеющиеся материалы и сведения передаются в налоговый орган, в котором состоит на учете организация, при передаче лицевого счета обособленных подразделений для рассмотрения вопроса о возмещении (зачете, возврате) сумм налога в установленные сроки. Налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений в кратчайшие сроки обязаны проводить проверки и сообщать об их результатах в налоговый орган по месту нахождения организации. Первый заместитель министра РФ по налогам и сборам,
|
Подписаться на другие рассылки Аудиторской фирмы "Финкомаудит" можно на нашем сайте Вы можете задать вопрос, или выразить свою точку зрения по вопросам затронутым в рассылке, на наших форумах Бухучет и Аудит Авторы рассылки профессиональные аудиторы, консультанты и юристы желают Вам успеха и процветания. Средства массовой информации заинтересованные в сотрудничестве, могут обращаться по адресу smi@fincomaudit.ru |
Аудиторская фирма «ФИНКОМАУДИТ»
|
Аудиторская фирма "Финкомаудит"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||