Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. О раскрытии бенефициарных владельцев по требованию банка


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. На этот раз мы расскажем вам о новейших тенденциях в сфере раскрытия бенефициарных собственников компаний: теперь это входит в ключевые обязанности банкиров.

2. Уже с 14 по 16 ноября в Екатеринбурге на площадке центра taxCOACH по просьбам наших слушателей состоится новый Бизнес-курс "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса". Подробная информация

3. Также на нашем сайте вы сможете найти информацию и зарегистрироваться на другие ближашие семинары и бизнес-курсы Центра taxCOACH, в том числе на наши мероприятия в Риме и в Омске.   

 


 

О раскрытии бенефициарных владельцев по требованию банка
или «Я - Спартак!»

Как мы писали ранее, нашумевший Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013г. №134-ФЗ обязал банки самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиентов – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. 

При этом, под бенефициарным владельцем,  согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом [банка] - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Несмотря на то, что определение бенефициарного владельца и требования к его идентификации сформулированы нечетко (по этому поводу Ассоциация российских банков направило письмо Директору Федеральной службы по финансовому мониторингу Чиханчину Ю. А. Исх. № А-01/5-420 от 21.08.2013), уже через несколько месяцев многие организации столкнулись с ультимативными требованиями банков о предоставлении информации о бенефициарах под угрозой расторжения договора банковского счета.

Государство, решив собрать информацию о реальных бенефициарах бизнеса, в первую очередь скрытых с помощью использования иностранных компаний, осуществило действительно гениальный ход, построив механизм, опирающийся на банки, так как без расчетного счета в банке не сможет работать ни одна организация. Банки будут предъявлять требования к организациям, и, в свою очередь, отвечать перед мега-регулятором в лице ЦБ РФ.

Таким образом, если Вы уже используете иностранные компании и не можете раскрыть бенефециарного владельца своему банку, Ваш расчетный счет закроется (1).

Если же Вы только собираетесь использовать инокомпании и хотите открыть расчетный счет в банке, но не можете раскрыть бенефициара, в заключении договора банковского счета Вам просто откажут.

При этом банк не обязан верить Вам в том, что бенефициаром является директор компании, как Вами может быть указано.

Почему мы пришли к такому выводу:

Во-первых, в силу п.п. 5.2, 11 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада), если в течение календарного года приняты два и более решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причиной отказа может быть непредставление клиентом необходимых документов или наличие у банка оснований считать такую операцию подозрительной.

Банкам также запрещено заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления им документов, необходимых для идентификации и установления бенефициара. Более того, банки вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В случае, если бенефициарный владелец клиента банка не выявлен, им может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. Условия такого признания в законе не установлены. Соответственно, банк может как признать директора, так и не признавать, не поверив, что директор является настоящим бенефициаром.

Во-вторых, Законом № 134-ФЗ в ст. 15.27 КоАП РФ внесена часть 2.3, предусматривающая, что в случае непредставления в уполномоченный орган [Росфинмониторинг] по его запросу имеющейся у банка информации в том числе о бенефициарных владельцах клиентов, он подлежит административной ответственности в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, что Законом № 134-ФЗ дополнен перечень оснований для отзыва банковской лицензии,  содержащийся в ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»: теперь Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию в случае неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...».

При этом, как указывает Ассоциация российских банков в вышеупомянутом письме, неясно, какой объем информации достаточен для идентификации клиента и его бенефициара. Поэтому у частного банка всегда есть риск не выполнить требования закона, а у Банка России - предъявить особые требования к неугодному банку.

С одной стороны, банку нужны клиенты. С другой стороны, лицензия ему нужна больше. Между тем, в воздухе витают слухи о том, что ряды частных банков будут прорежены. Поэтому банк, не получив информации о бенефициарах или усомнившись в предоставленной информации, просто не будет иметь с Вами дела.

В этом и заключен гениальный ход законодателя: без расчетного счета бизнес действовать не может в принципе, и в итоге предоставит банку любую информацию.
 
В дополнение к механизму принудительному планируется присовокупить механизм стимулирующий - 24 сентября 2013 года газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на имеющийся в ее распоряжении текст законопроекта Минфина, согласно которому у иностранных компаний, скрывших бенефициаров за акциями или облигациями на предъявителя, налог на прибыль удерживается в РФ по специальной ставке 30%, невзирая на международные соглашения.

Помимо этого, Минфин планирует ввести поправки в ст. 87 НК РФ, которыми бы разрешалось участие в мероприятиях налогового контроля сотрудников иностранных налоговых органов. В обмен на это ИНФС сама получила бы право участвовать в налоговых проверках на территории иных стран.

Любопытно, что Минфин планирует до 2015 года подписать соглашения с офшорами об обмене информацией. Пока, впрочем, не ясно, что офшорам предложат взамен.

Стоит упомянуть также Федеральный Закон «О контрактной системе», вступающий в силу с 1 января 2014 года и предусматривающий необходимость раскрытия бенефициаров участниками тендеров с суммой контракта более чем в миллиард рублей при закупках для федеральных нужд и более чем 100 млн. рублей при закупках для субфедеральных и муниципальных нужд.

Вдобавок, в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указано, что в НК РФ будут внесены поправки, устанавливающие понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что и позволит использовать некоторые инструменты противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях. В частности, нераскрытие бенефициара может быть расценено как невозможность применения соглашения, которое действует в отношении резидентов договаривающихся государств. Иными словами, отсутствие информации о бенефициаре не позволит компании ссылаться на выгоды и преимущества соглашения об избежании двойного налогообложения.

Подводя итог, отметим, что, хотя на данный момент раскрытие бенефициара служит исключительно целям противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, неясно, как эта информация может быть использована в будущем. Являясь конфиденциальной, она, тем не менее, будет доступна для уполномоченных органов.

Мы внимательно следим за стремительным изменением законодательства и поведением банков.  Самую свежую информацию Вы узнаете на бизнес-курсе «Остаться в живых: пособие по оптимизации среднего бизнеса», который состоится в Екатеринбурге 14-16 ноября 2013 года.

Сноски:

1. При этом, банк заморозит денежные средства на 60 дней со дня направления уведомления о расторжении договора банковского счета в силу ст. 859 ГК РФ.

Обсудить материал с автором...


ООО "Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности"

Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, оф. 614

(343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное